logo search
Воспитание нравственных качеств у школьника средствами искусства

Введение

Вопросы нравственного воспитания человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и про-счеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Кто как не педагог, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

Исследуемая нами проблема нашла отражение в исследованиях таких философов античности как: Пифагор, Демокрит, Аристотель. Пифагор говорил, что главное для человека «наставить душу к добру и злу» [24, с.76]. Другой выдающийся философ античности - Демокрит писал следующее: «Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье» [24, с.78] . Выдающийся мыслитель античности Аристотель в сочинении «Политика» отмечал, что «законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этого нет, и сам государственный строй терпит ущерб» [24, с.84].

Ряд советских исследователей таких как: Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, а так же ряд российских ученных: Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый и др., освящают в своих работах сущность основных понятий теории нравственного воспитания, содержания, методов нравственного воспитания.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» [26, с.379].

К.Д. Ушинский писал о нравственности следующее: «…Убежденные в том, что нравственность есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что … влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями …» [26, с.380]

А.С. Макаренко указывал на то, что, на нравственное развитие человека воздействует не только воспитание, но и другие системы влияний. Он писал: «… Нет ни одного акта, ни одного слова, ни одного фактора в нашей истории, которые кроме своего прямого хозяйственного, или военного, или политического значения, не имели бы и значения воспитательного, которые не были бы вкладом в новую этику и не вызывали бы нарастания нового морального опыта.» [15, с.42]

Однако решение задач нравственного воспитания школьников не достаточно исследовано. Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Воспитание нравственных качеств у школьника средствами искусства».

Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности воспитания нравственных качеств у школьника средствами искусства.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

Осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования;

Рассмотреть основные понятия и задачи нравственного воспитания;

Изучить методы, формы и приемы нравственного воспитания школьников в учебной деятельности;

Проанализировать процесс воспитания нравственных качеств школьников на примере уроков изобразительного искусства.

Объект исследования - процесс нравственного воспитания школьников.

Предмет исследования - нравственное воспитание школьников на уроках музыки и изобразительного искусства.

При написании работы использовалась литература известных педагогов и психологов, а также различные периодические издания.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

нравственное воспитание урок изобразительный