1.1 Клинико-психологическая характеристика детей с РДА
Синдром детского аутизма как самостоятельная клиническая единица был впервые выделен Л. Каннером в 1943 году.
Аутизм (от латинского слова authos - сам), по О.С. Никольской, проявляется как отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверх ранимость в контактах со средой в целом [28,6]. По мнению Браенской[1,35] ранний детский аутизм или синдром Каннера - это аномалия психического развития, состоящая главным образом в субъективной изолированности ребенка от внешнего мира. Легкие стертые формы раннего детского аутизма наиболее распространены, трудно провести линию между РДА и шизоидной психопатией, формированием личности.
Дизонтогенез при синдроме раннего детского аутизма, пишет Т. Питерс, отличается от различных аномалий развития наибольшей сложностью и дисгармоничностью как клинической картины, так и психологической структуры нарушений [31,13].
Согласно МКБ 10 (Международная классификация болезней) выделяют:
1. Качественное нарушение реципрокного взаимодействия, проявляющееся в неспособности использовать для социального взаимодействия визуальный контакт, мимику и жестикуляцию, не способность установления контакта со сверстниками. Нарушение реакции на других людей, отсутствии коррекции поведения в зависимости от социальной ситуации, отсутствие общих интересов с людьми.
2. Качественные аномалии общения, проявляется в задержке формирования или полного отсутствия спонтанной речи. Неспособность начинать и поддерживать беседу. Повторяющаяся и стереотипная речь. Отсутствие спонтанных ролевых и подражательных игр.
3. Ограниченное повторяющееся и стереотипное поведение, интересы и активность. Проявляется в поглощенности стереотипными и ограниченными интересами, навязчивая привязанность специфическим ритуалам. Стереотипные моторные маневризмы (вычурные движения), повышенное внимание к частям предметов или не функциональным элементам игрушек (крутить колеса у машины, хлопать ботинками) [41,5].
Комплекс внешних проявлений РДА, как выявлено во множестве исследований, может быть экзогенно обусловлен и иметь органическую природу, быть вторичного психогенного происхождения. Первичный аутизм имеет генетическое сходство с шизофренией, протекает как процессуальное психическое заболевание или органическая патология ЦНС. Вторичный психогенный аутизм формируется в ситуации депривации - сенсорной, когнитивной и эмоциональной. Первичный дефект создает неполноценность, и ребенок вынужден к ней приспосабливаться, стабилизировать среду своего существования, то есть аутизм это защитный компенсаторный механизм позволяющий защититься от среды. Вторично страдают социально детерминированные стороны психики: навыки опрятности, самообслуживания, трудности формирования игры [34,8].
Страдают процессы восприятия, формирующиеся в процессе предметной деятельности - планомерное исследование объекта, выделение признаков (искажено или не сформировано). Несмотря на взросление в восприятии доминирует аффективный компонент.
Патологические особенности развития при РДА, как выявили Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р., связаны с отдельными нарушениями психического тонуса, аффективной сферы, восприятия, моторики, речи, регуляторных систем, с затруднением социальной адаптации, асинхронией развития в целом - искажения нормального взаимодействия функций. Формируется диспропорция интеллектуального развития, когда значительные достижения в одних сферах сочетаются с недоразвитием других [22,64].
В.Е. Каган выделил как наиболее значимыми в клинической картине РДА следующие признаки:
1. аутизм как предельное («экстремальное») одиночество ребенка, формирующее нарушение его социального развития вне связи с уровнем интеллектуального развития;
2. стремление к постоянству, проявляемое как стереотипные занятия, сверхпристрастие к различным объектам, сопротивление изменениям в окружающем;
3. необычные реакции на раздражители (дискомфорт или поглощенность впечатлениями);
4. особая характерная задержка и нарушение развития речи, также вне связи с уровнем интеллектуального развития ребенка;
5. раннее проявление (до 2,5 лет) патологии психического развития (причем эта патология в большей степени связывается с особым нарушением психического развития, чем его регрессом) [15,25-29].
Ребенок с аутизмом, пишет Е.К. Лютова, погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от окружающего мира, не стремится или не переносит межличностных контактов. Отсутствует живая выразительная мимика и жесты, не смотрит в глаза окружающим. Если все же фиксирует взгляд, то он получается как бы взгляд «сквозь». Избегают телесных контактов, отстраняются от ласки близких [24,72].
Обобщая ряд исследований, Г.В. Фадина выделяет ряд характерных стереотипий - непроизвольных, неосознанных повторяющихся движений или действий:
- двигательная - прыжки, раскачивание туловища, взмахивание руками, бег на цыпочках по кругу и т.д. Все эти движения усиливаются при возбуждении и утомлении. Периоды двигательного беспокойства сочетаются с периодами заторможенности, застывания в одной позе, порой неудобной, вычурной;
- речевая - эхолалия, мутизм, набор штампованных фраз. Некоторые дети по развитию речи опережают сверстников в норме, другие отстают. Особенностью речи является речь о себе во II или III лице. Речь аутичного ребенка является речью для самого себя;
- пространственные - чрезвычайно сензитивны к перестановке предметов. Изменение в обстановке трактуется ими как нежелательное и вызывает чувство страха. Все изменения надо проводить, добившись их согласия. Испытывают большие трудности в копировании движений, путая верх-низ, право-лево, вперед-назад;
- социальные - наличие немотивированных страхов, избирательность в контактах или отказ от контактов, Чувство дискомфорта при взаимодействии с другими людьми;
- игровые - использование необычного материала для игры (часто предметы домашнего обихода: обувь, веревки, выключатели, провода и т.д.). Играют крайне ригидно, однообразно. Сюжетно-ролевые игры, как правило, не развиваются; своеобразные патологические перевоплощения в тот или иной образ (например, в животное) [39,66-67].
Выделяется четыре группы РДА. В настоящее время наиболее распространена классификация, выделенная О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг. Основой для систематизации являются способы взаимодействия с окружающим миром и способы защиты, вырабатываемые детьми с РДА.
I группа - наиболее тяжелая форма аутизма - полная отрешенность от происходящего. Дети с этой формой аутизма демонстрируют в раннем возрасте наибольший дискомфорт и нарушение активности, которые затем преодолевают, выстроив радикальную компенсаторную защиту: они полностью отказываются от активных контактов с внешним миром. Такие дети не откликаются на просьбы и ничего не просят сами, у них не формируется целенаправленное поведение. Они не используют речь, мимику и жесты.
Характерные признаки: эмоциональный контакт со взрослыми отсутствует; реакция на внешние раздражители слабы; может присутствовать мутизм; типична мимическая маска глубокого покоя; характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате); избегание сильных стимулов, вызывающих страх (шум, яркий свет, прикосновение и т.д.).
II группа - активное отвержение. Дети этой группы более активны и менее ранимы в контактах со средой, однако для них характерно неприятие большей части мира. Их должна окружать привычная обстановка, поэтому наиболее остро их проблемы проявляются с возрастом, когда становится необходимым выйти за границы домашней жизни, общаться с новыми людьми. Они могут пользоваться речью, однако их речевое развитие специфично: они усваивают, прежде всего, речевые штампы, жестко связывая их с конкретной ситуацией.
Характерные признаки: присутствует реакция на неприятные физические ощущения (боль, холод, голод); в речи преобладают однотипные штампы-команды; возможно выполнение просьб матери; чрезмерная привязанность к матери; сочетание эмоциональной холодности к окружающим с повышенной чувствительностью к состоянию матери; стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств (шуршание бумагой, вращение предметов перед глазами и т.д.); стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием, подпрыгиванием и т.д.; ритуализация повседневной жизни.
III группа - захваченность артистическими интересами. Дети этой группы отличаются конфликтностью, неумением учитывать интересы другого, поглощенностью одними и теми же занятиями и интересами. Это очень «речевые» дети, их речь производит неестественно взрослое впечатление. Несмотря на интеллектуальную одаренность, у них нарушено мышление, они не чувствуют подтекста ситуации, им трудно воспринять одновременно несколько смысловых линий в происходящем.
Характерные признаки: наличие речи в виде эмоционально насыщенного монолога; способность выразить свои потребности посредством речи; конфликтность; поглощенность одним и тем же занятием; большой словарный запас «книжного характера»; парадоксальное сочетание тревожности и пугливости с потребностью в повторном переживании травмирующих впечатлений.
IV группа - наиболее благоприятная в плане коррекции - чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Центральная проблема детей этой группы - недостаточность возможностей в организации взаимодействия с другими людьми. Их речь бедна и аграмматична, они могут теряться в простейших социальных ситуациях.
Характерные признаки: способность к общению; интеллектуальные функции сохранны; чрезмерная потребность к защите и эмоциональной поддержке со стороны матери; присутствие ритуальных форм поведения; круг общения ограничен близкими взрослыми; трудности в усвоении двигательных навыков [23,17-19].
Обычно выделяют три основных области, в которых аутизм проявляется особенно ярко: речь и коммуникация; социальное взаимодействие; воображение, эмоциональная сфера. Обобщая данные различных исследований (Гилберг К., Питерс Т., Лаврентьева Н.Б., Ковалев В.В., Шипицина Л.М., Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р.) мы представили типичные проявления ребёнка с РДА в этих областях в виде таблицы [2: 10;18; 20;28; 41] (стр.13). Ни один ребенок не имеет всех этих характеристик целиком, или же не имеет всех их в одно и то же время (симптомы меняются с возрастом и умственным развитием). Необходимо отметить, считает Н.Г. Манелис, что у людей с аутизмом неровное развитие, что может позволить им быть талантливыми в узкой области, например, в музыке или математике, тогда как у них может быть большой дефицит в умениях связанных с повседневной жизнью [25].
Таблица 1 Симптомы раннего детского аутизма
Виды нарушения развития при РДА |
Что происходит с ребенком |
|
1. Нарушение развития социальных навыков |
игнорируют существование и чувства окружающих их людей - даже своих родителей; не пытаются найти в других утешения, когда им плохо; не чувствуют необходимости поделиться с другими своими проблемами; не способны подражать, или же имитируют действия других людей механически, без всякой связи с ситуацией; не способны завязать дружеские отношения с ровесниками, а если и вступают в такие отношения, то ведут себя неестественно. |
|
2. Нарушения развития речевой и неречевой коммуникации |
отсутствие коммуникации через жесты и мимику; часто отсутствие речи; явно ненормальное неречевое общение: избегают смотреть в глаза собеседнику, не улыбаются на обращенную к ним речь; не здороваются с родителями, гостями; речь фонетически ненормальна (ритм, интонация и т.д.); монотонность речи или высокий тон; речь ненормальная по форме и содержанию: идиосинкразия в использовании слов и фраз, механическое повторение услышанных когда-то фраз без отношения к данной ситуации; неспособность начать и поддержать беседу с другими, хотя речь и нормальная. |
|
3. Нарушения в развитии игры и воображения; ограниченный круг интересов и действий |
ведут себя отчужденно, нервно, крайне неестественно; часто имеют отсутствующий, устремленный в себя взгляд; предпочитают уединение, играют сами с собой; не умеют играть в ролевые игры; других детей используют в игре только механически; обнаруживают отсутствие воображения и интереса к воображаемым событиям; проявляют стереотипные движение тела (хлопает руками, крутит предметы, трясет головой и т.д.) настойчивое внимание к частям предметов (например, обнюхивание предметов, постоянное постукивание, ощупывание, поглаживание предметов, верчение колес игрушечного автомобиля и т.д.); тяготение к определенным предметам, настойчивое требование иметь всегда определенный предает в руках; ограниченный круг интересов и концентрация на чем-то одном (например, выстраивание предметов в линию); настойчивое требование придерживаться точного повторения одних и тех же действий, ритуальность; проявление неудовольствия или истерики при изменениях в окружающей обстановке. |
Наиболее очерченные проявления заболевания наблюдаются у детей раннего и дошкольного возраста 3-5 лет и сопровождается страхами, негативизмом, агрессией, отмечает В.В. Ковалёв [18]. В дальнейшем острый период сменяется нарушениями интеллектуального и личностного развития. По данным многих авторов (Каган В. Е., Каннер Л.И др.) основная часть РДА с возрастом трансформируется в атипичную умственную отсталость. У больных с нормальным интеллектуальным развитием возможно становление шизоидной психопатии. Именно поэтому в современных классификациях детский аутизм включается в группу первазивных, т.е. всепроникающих, расстройств, проявляющихся в аномальном развитии всех областей психики: интеллектуальной и эмоциональной сфер, сенсорики и моторики, внимания, памяти, речи [15,14].
Дошкольный возраст, пишет Бакушева В.Ю., - это период наиболее выраженных, «классических» проявлений детского аутизма, которые уже были детально описаны выше. Это - время сложившейся картины проявлений синдрома. Ребенок уже сформировал способы аутистической защиты от вмешательства в его жизнь. К трем годам окончательно складывается и основные черты разных групп синдрома: сам аутизм как глубокая отрешенность, негативизм, поглощенность странными печениями или экстремальные трудности организации взаимодействия и жесткая стереотипность (стремление отстоять неизменность в окружающем, собственные стереотипные действия) [3,11].
Этот возраст является, возможно, самым тяжелым периодом жизни для близких таких детей. Попытки активного вмешательства взрослых в жизнь ребенка, нарушения сложившегося стереотипа жизни обычно заканчиваются драматически - фиксируется негативизм ребенка, нарастают страхи, увеличиваются частота и интенсивность агрессивных и самоагрессивных реакций, усиливаются и совершенствуются стереотипные способы аутостимуляции, закрывающие его от окружающего мира.
Общеизвестно, что при нормальном развитии в этом возрасте происходит наиболее активное освоение мира, способов взаимодействия с ним, развития речи, мышления, творчества, фантазии, становления характера; ребенок начинает понимать эмоциональную сторону отношений между людьми, осознавать себя. В игре он выражает себя, готовится к будущему. Аутизм же связан с нарушением адекватной эмоциональной связи с людьми. Ребенок как будто то не замечает никого вокруг. Он не откликается на вопрос, ничего не спрашивает и ни о чем не просит, избегает взгляда в глаза другого человека, часто даже матери. Эти трудности очень ярко выступают в контактах со сверстниками: игнорирование, активный уход, созерцание со стороны, игра «рядом». При настойчивой попытке вовлечь такого ребенка во взаимодействие у него возникают тревога и напряженность.
Наряду с отсутствием адекватного эмоционального реагирования на ситуацию, слабостью эмоционального резонанса, для больных характерны гиперестезия к световым, слуховым, тактильным, температурным раздражителям. Это приводит к тому, что окружающая среда для ребенка с РДА становится источником эмоционального дискомфорта, ее восприятие сопровождается постоянным отрицательным фоном настроения. Человеческое лицо также нередко становится чрезмерным раздражителем, чем объясняется отсутствие прямого зрительного контакта [2,15-22].
Болезненная гиперестезия и сопутствующий ей эмоциональный дискомфорт создают, по В.В. Лебединскому, почву для возникновения страхов [22]. По данным специальных экспериментально-психологических исследовании (Лебединский В.В., Олихеико О.С.) в формировании аутистического поведения детей страхи занимают одно из ведущих мест.
Исследование, проведённое И.Б. Карвасарской, показало, что игровая деятельность носит стереотипный монотонный характер (стереотипно перекладывают предметы, включают и выключают свет). Увлеченность такого рода играми носит нередко одержимый характер, и прервать ее почти не удается. В играх, носящих преимущественно манипулятивный характер, предпочтение отдается неигровым предметам: веревочкам, бумажкам, гвоздикам [17,27].
Нарушение контакта с окружающими отчетливо проявляется и в нарушении коммуникативной функции речи - отмечаются нарушение формирования экспрессивной речи - вплоть до 5-6 лет дети редко активно обращаются с вопросами, часто не отвечают на обращенные к ним вопросы или дают односложные ответы. В то же время может иметь место достаточно развитая «автономная речь», разговор с самим собой. [41,4].
Из всего этого Т. Питерс делает вывод о том, что, если для любого другого ребенка с ограниченными возможностями проблема социальной адаптации носит больше технологический характер приобретения ими новых навыков, вплоть до профессиональных, то в случае с аутизмом мы встречаемся почти с невозможностью их социализации в связи глубокими нарушениями как таковых контактов с окружающим миром [31,5].
Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
- синдром раннего детского аутизма или синдром Каннера - нарушение в развитии эмоционально-личностной сферы детей и подростков;
- выделяют три основных области, в которых аутизм проявляется особенно ярко: речь и коммуникация; социальное взаимодействие; воображение, эмоциональная сфера;
- связанное с аутизмом недоразвитие социальных контактов резко искажает весь ход психического развития.
- Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с ранним детским аутизмом
- 3.8. Коррекционно– педагогическая помощь детям с нарушениями эмоционального развития (синдром раннего детского аутизма)
- Глава 5. Дети с ранним детским аутизмом
- 19. Психология детей с ранним детским аутизмом.
- Ранний детский аутизм.
- Социальная адаптация детей и подростков с аутизмом
- Семинар № 6. Характеристика детей с ранним детским аутизмом.
- 6.5. Ранний детский аутизм
- В. М. Башина ранний детский аутизм
- Глава 9 психологическое сопровождение детей и подростков с ранним детским аутизмом