logo search
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения

Выводы по 1 главе

Познавательная деятельность способствует подготовке образованных людей, отвечающих потребностям общества, решению задач научно-технического процесса, развитию духовных ценностей народа.

Процесс познавательной деятельности требует значительной затраты умственных сил и напряжения, это удается далеко не каждому, поскольку подготовка к осуществлению интеллектуальных операций не всегда достаточна. Поэтому проблему усвоения составляет не только овладение знаниями, но и процесс длительного (усвоения) устойчивого внимания, напряжения умственных сил, волевых усилий.

В процессе учения, в своей учебно-познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельности, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе межсубъектных отношений учителя и учащихся, всегда дает более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании - главная задача всего учебного процесса. Решение её в значительной мере обусловлено познавательным интересом [34].

Глава 2. Экспериментальная работа по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературного чтения

§1. Интегрированный урок как способ активизации познавательной деятельности учащихся

Познавательная деятельность ребёнка возможна лишь там, где созданы определённые условия для её развития. И в этом огромную роль играет интеграция учебного процесса [22].

Интегрированный урок отличается от традиционного использованием межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов [33].

Структура интегрированного урока включает в себя:

· чёткость и компактность учебного материала;

· взаимосвязанность материала интегрируемых предметов;

· большую информативную ёмкость учебного материала.

Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомлённости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.

Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных уроков даёт сочетание предметов:

литературное чтение - окружающий мир;

литературное чтение - изобразительное искусство;

литературное чтение - музыка.

Интеграция в начальном обучении позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению [34].

С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления [23].

Специфика работы учителя начальных классов такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. Чем это интересно? С учетом возрастных особенностей младших школьников и современным уровнем развития науки каждый предмет представляет собой систему знаний и умений из разных областей действительности.

Так, например, природоведение объединяет 7 областей знаний, математика - 3 и т.д. Следовательно, объективно заложенные внутрипредметные связи между различными областями могли бы способствовать и естественному установлению межпредметных связей с целью интеграции знаний при рассмотрении определенных объектов, явлений, процессов [24].

С учетом того или иного распределения обязанностей между учителями и учениками интегрированные уроки имеют самые различные формы, в том числе и нестандартные. Вот некоторые из них:

1) На уроке обмена знаниями ребята делятся сообщениями о своих изысканиях на заданную тему. Наиболее эффективна такая форма при совпадении тем учебных предметов.

2) На уроках взаимопроверки идёт работа в группах и парах. Она требует большой подготовки учащихся. При всех видах деятельности ощущается острая необходимость в объективных и точных критериях оценки. Требуется, чтобы, проверяя знания своих одноклассников, каждый школьник имел удобную и хорошо известную шкалу (систему) показателей, по которым он может качественно оценивать ответы.

3) Урок творческого поиска предполагает, что дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы. Но методы поиска предварительно хорошо продуманы учителями и освоены учениками на предыдущих занятиях. Такой урок может иметь высокую эффективность и значимость.

Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой [25].

Однако в первые два года обучения в школе не следует особо акцентировать на интеграции, потому что у ребёнка ещё не большой багаж знаний, не сформировались грамматические, вычислительные, технические навыки.

Кроме того, одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания - повышение роли самостоятельности учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов. Посильно ли школьникам самостоятельно изучить такой объём материала? Ученики справятся с подобной работой только, если владеют приёмами исследовательской деятельности и умеют правильно организовать своё время. Эти вопросы должны стоять перед учителем начальных классов, который всерьёз занят проблемой интеграции на этом этапе обучения.

В свою очередь к учителю предъявляется очень много требований [26].

Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма.

Разрабатывая такой урок, учитель должен учитывать:

1. Цель урока (Это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях учащихся, перераспределение приоритетов и т.п.).

2. Подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям урока.

3. Определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации (Это - идея, явление, понятие или предмет).

4. Создание новой структуры курса, т.е. изменение функционального назначения знаний.

5. Переработка содержания. (Разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы).

Так, уроки обучения грамоте (обучение чтению и письму) - уже интегрированные. Со времен К.Д. Ушинского они проводятся в единстве [27].

Изначально интегрированный курс - внеклассное чтение. Здесь целостный процесс:

а) книга, как инструмент чтения, совершенствование навыков чтения, полученных на уроках;

б) текст, как искусство слова, развитие речи;

в) мир книг, как выбор круга собеседника.

§2. Анализ программ по литературному чтению

Чтение является одним из разделов программы по литературному чтению для 1-4 классов общеобразовательных школ. Основные положения программы, как правило, изложены в «Объяснительной записке» и конкретно сформулированы в самой программе. Программой сформулированы основные задачи обучения чтению, а также содержание чтения, определяемое воспитательными целями школы и требованиями к умениям и навыкам, сгруппированные для каждого класса в соответствующие статьи [39; 15].

Гуманизация образования способствовала тому, что появилось несколько тенденций в начальном обучении чтению, появилось несколько учебных программ по чтению для начальных классов. Далее вкратце проанализируем их с точки зрения поставленной проблемы.

Программа «Литературное чтение» для 2-4 классов четырехлетней начальной школы (авторы В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова и др.) строится на литературном материале. Эта программа по чтению ориентирована на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности.

Параллельно с формированием беглого чтения учащиеся в течение всех лет обучения овладевают приемами осознанного чтения, постигают смысл прочитанного, обобщать и выделять главное, решая разнообразные коммуникативные задачи, обучаясь переносу приемов устноречевого общения на чтение текстов. Содержание данной программы ориентирует детей на то, что чтение вслух - это чтение для слушателя, а чтение про себя - это чтение для себя. Обучение приемам выразительности речи и чтения происходит на протяжении всего курса.

Таким образом, курс литературного чтения по данной программе нацелен на решение ряда задач, одной из первых является развитие у детей «способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное» [39; 12-13].

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева предлагают программу «Чтение и начальное литературное образование». Авторы программы отразили основные направление работы, включая разделы «Техника чтения», «Формирование приемов понимания прочитанного»

Содержание программы по разделу «Формирование приемов понимания прочитанного» составлено так, что с 1 класса формируется умение разъяснять заглавие текста, внимание к оттенкам лексического значения слов, ответы на вопросы учителя по содержанию прочитанного.

Со 2 класса учащиеся должны сознательно, правильно и выразительно читать целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи; учатся понимать скрытый смысл заголовка и т.д.

В 3 классе кроме этого у учащихся развивается умение выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли; отвечать на предварительные вопросы к тексту и т.д.

В 4 классе совершенствуется техника чтения и приемы понимания прочитанного: учатся прогнозировать содержание текста по заголовку, проводить «диалог с автором» в процессе чтения; формулировать главную мысль, соотносить ее с заглавием текста и т.д.

О.В. Джежелей составила программу «Чтение и литература». Цель данного курса включает в себя формирование навыка чтения, способов и приемов работы над текстом и книгой. Основой предмета является принцип развития речи, следовательно, данный курс может осуществляться параллельно с уроками русского языка. Автор пишет: «Специфика курса заключается в четком разграничении подготовки в области навыка чтения, смыслового и художественно-эстетического освоения текста и книги…» [39; 54].

В практическую реализацию программы в сформированность навыка чтения включается работа над сознательностью и правильностью в связи с выразительностью чтения. «Выразительность - при первичном знакомстве с текстом - соблюдение смысловых интонаций, регламентируемых знаками препинания; овладение простейшими приемами регулирования темпа чтения; на основе умения самостоятельного осознания текста выделять смысловые паузы и читать диалоги с учетом характера персонажа», - пишет О.В. Джежелей [39; 61].

В.А. Левин - автор программы «Начальное литературное образование».

Цель и задачи данного курса определяются психологическими закономерностями художественного развития в процессе литературного образования и заключаются в приобщении младшего школьника к искусству. Весь курс разбит на четыре ступени, которые охватывают содержание художественного развития младшего школьника. На каждой из этих ступеней параллельно решением основных задач ведется работа над выразительностью чтения, как возможности передачи своих переживаний и чувств автора.

Литературное образование побуждает школьника на более высоком уровне овладеть различными речевыми умениями и навыками. Освоение средствами и навыками речевого общения, освоение средств речевого общения предполагает готовность памяти быстро «находить» нужное слово, языковую конструкцию, интонацию и т.д. Автор придерживается иной точки зрения на восприятие литературы как вида искусства. Он пишет, что «еще В.Г. Белинский предостерегал взрослых от педагогического стремления «растолковать» ребенку прочитанное: старайтесь, чтобы дети как можно менее понимали, но больше чувствовали»

Программа «Азбука словесного искусства» предложена авторами Л.Е. Стрельцовой и Н.Д. Тамарченко. Данный курс параллельно с развитием техники чтения учит понимать художественный текст. Общая задача курса - «организовать и стимулировать процесс становления читательской позиции младшего школьника» [39; 112]. Работа по этой программе направлена на системный анализ текста.

«Мы полагаем, - пишут авторы программы, - что с первых шагов обучения чтению и параллельно с развитием техники чтения возможно (и в определенной степени необходимо) учить понимать художественный текст» (выделено нами - А.С.). Авторами курса «Азбука словесного искусства» анализ художественного текста рассматривается не как самоцель, а как «средство, помогающее более глубоко, адекватно и в то же время самостоятельно понимать смысл произведения» [39; 112]. Они не ставят перед собой цель - работа над выразительностью чтения, но при анализе текста наблюдают за выразительными возможностями словесных высказываний.

Программа «Родное слово» (авторы Г.М. Грехнева, К.Е. Корепова) отвечает предмету обучения - литературное чтение «Родное слово». Слово выступает в ней как средство повседневного общения, как специально оформленное высказывание (художественное произведение) и как часть культурного наследия народа, передаваемого из поколения в поколение.

В программе выделяют три раздела: техника чтения, работа с художественным текстом и речевое, эстетическое и творческое развитие детей. Курс построен так, что на всех этапах обучения происходит развитие и совершенствование навыка чтения, работа с художественным текстом, формирование навыков понимания текста.

Специально выделен раздел «Изучение языка и речи при работе с текстом». «Речевое развитие рассматривается как одна из важнейших целей начального образования и одновременно как средство развития интеллектуальной, эмоциональной и практической деятельности ребенка», - пишут авторы программы Курс «Родное слово» ориентирован на интенсивное речевое развитие младших школьников. И на протяжении всего курса ведется работа над средствами речевой выразительности.

Проанализировав данные программы, можно сделать вывод, что формированию, развитию и совершенствованию сознательного чтения большое внимание уделяется в программах «Литературное чтение» (авторы В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова и др.) и «Родное слово» (авторы Г.М. Грехнева, К.Е. Корепова).

Понимание значимости чтения как средства развития личности ребенка, как основы формирования общеучебных умений, как инструмента познания, о чем шла речь в предыдущем параграфе, вызвало проблему поиска методических путей формирования у младших школьников интереса к чтению книг, к чтению художественной, научно-художественной, научно-популярной, учебной и учебно-справочной литературы. Эта проблема решается как учеными-методистами, так и учителями-практиками. В результате ими было предложено ряд приемов привлечения внимания ребенка к книге, которые прочно вошли в школьную практику. К ним относятся следующие:

- прямое задание читать ту или иную книгу;

- рекомендательные списки книг;

- выставки книг;

- читательские конференции;

- беседы о книгах;

- выступление старшеклассников перед младшими школьниками;

- использование прочитанного детьми на уроках;

- встречи с авторами книг;

- викторины и олимпиады;

- вечера занимательной грамматики, литературные вечера;

- сочетание рекомендации читать ту или иную книгу с дополнительным заданием составить план, выписать цитаты о том-то, выписать непонятные слова, пояснить текст рисунком и т.п.

- использование на уроках занимательных материалов - загадок, кроссвордов, игр, пословиц, поговорок, как условие ознакомления детей с этим типом художественных, научно-популярных произведений;

- написание сочинений;

- подготовка к урокам чтения дополнительных сообщений.

Эти приемы широко применяются и в современной школьной практике. Они играют определенную положительную роль в привлечении детей к чтению, например, научно-художественных и научно-популярных книг о природе, об авторах произведений для чтения, а потому считаем, что использование их вполне правомерно.

Однако, на наш взгляд большинство из них применительно к младшим школьникам не могут дать необходимого эффекта, так как одни просто не вызывают должного интереса к книге, другие - олимпиады, конкурсы, вечера, встречи с авторами и т.п. - проводятся эпизодически и могут вызвать лишь временный интерес, который у младших школьников быстро угасает.

Кроме того, педагогический эффект названных выше мер сильно снижается такими источниками дополнительной информации, как телепередачи и видеофильмы. Это объясняется особенностями вышеназванных средств: наглядность, динамичность, сочетание зрительного ряда со словом, простота в обращении (достаточно нажать кнопку телевизора в нужное время или вставить кассету).

Работа с книгой имеет ряд сложностей, неудобств: за книгой надо идти в библиотеку, взять у товарища и т. п., при чтении книги зрительный ряд не восполняется полностью иллюстрациями, его приходится домысливать самому, что у детей из-за недостаточности чувственного опыта не может сравниться с яркостью, динамичностью изображений на телеэкране. Дети, в семьях которых имеются телевизор и компьютер, реже обращаются к книге.

§3. Работа над текстами художественных произведений (экспериментальная работа)

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить следующие положения, которые, мы полагаем, и могут вызвать интерес и стремление прочитать ту или иную книгу, усвоить ее содержание:

- если имеются противоречия между имеющимися знаниями и потребностями в новой информации;

- между ограниченными возможностями общения ребенка на уроке и стремлением к более широкому общению, как в среде сверстников, так и за ее пределами;

- между желанием, стремлением к овладению практическими трудовыми и учебными действиями и отсутствием навыка выполнения этих действий;

- между наличием тенденции к утверждению субъектной позиции школьника и ограниченными возможностями ее полной реализации в рамках обязательного учебного процесса.

Словом, в основе этих приемов должен лежать с одной стороны возникающий, с другой - удовлетворенный интерес, что и является движущей силой развития последнего. Другое важное требование для этих приемов - возможность использования их для преднамеренного создания перед детьми проблемных ситуаций, ибо последние оказываются более эффективными, чем стихийно возникающие.

Мы предположили, что такими приемами могут быть следующие:

1. Работа с названием книги (произведения), выявление в ней загадочности, проблемы.

2. Если к книге (произведению) есть эпиграф, чтение эпиграфа и попытка через него определить основное содержание книги (произведения) с последующим сравнением того, о чем прочитали, с тем, что предположили по эпиграфу.

3. Сообщение интересных сведений об авторе.

4. В связи с изучением обязательного учебного материала при работе с учебником, ведении наблюдений в природе, побуждение детей к постановке вопросов, которые учитель сознательно оставляет без ответа, а предлагает обратиться к поиску ответа в той или иной справочной или научно-популярной книге.

5. Чтение отрывков из научно-популярных и художественных книг. При этом чтение отрывка заканчивается на кульминационном моменте, «на самом интересном месте», вызвавшем стремление узнать, «а что же дальше».

6. Организация такой учебно-речевой деятельности учащихся, для успешного осуществления которой необходимо обращение к научно-популярной и справочной литературе. Например, изучение произведений о природе вызывает необходимость узнать дополнительно из других источников особенности этих явлений.

7. Применение различных форм занимательности, когда она связана с использованием таких средств, которые обладают объективно броскими свойствами, вызывающими у младших школьников ориентировочные действия, т.е. когда она выполняет роль стимулирующего средства.

Как видим, для всех приемов характерно то, что искусственно создаваемые внешние воздействия, находя благоприятную основу во внутреннем интеллектуальном мире ребенка, вызывают возникновение ориентировочного рефлекса “что это такое?”, “что это означает?”, “что дальше?” и т.п., а вслед за ним и интерес к чтению художественной, научно-популярной литературы. При систематическом их применении они закрепляют и совершенствуют его.

Наше экспериментальное исследование опиралось на следующие ведущие положения активизации классного и внеклассного детского чтения:

- активизация чтения учащимися художественной, научно-популярной литературы о природе, о людях и их нравственных поступках, желание понять этот поступок, внутренне пережить его и т.д. и т.п. предусматривает методическую систему, обеспечивающую условия для развития эмоционально-познавательного интереса, выработку умений самостоятельной работы с книгой, применение на практике знаний, полученных при чтении такой литературы;

- внеклассное чтение представляет собой вид познавательной деятельности, который направлен на самообразование, развитие и воспитание учащихся.

Экспериментальная методическая система включала в себя:

1. Выбор учебных тем, который определялся наличием соответствующей по содержанию художественных текстов и в таком планировании работы, чтобы развитие качеств навыка чтения велась одновременно и регулярно.

2. Охват разных форм организации учебной деятельности учащихся.

3. Преднамеренное включение в учебный процесс методических приемов, обеспечивающих стремление ребенка к чтению книг.

4. Использование в качестве дополнительной научно-популярной и научно-художественной литературы.

При выборе литературы для дополнительного чтения учитывались следующие факторы:

- связь уроков по классному чтению с содержанием программы по внеклассному чтению, что обеспечивало возможность оперировать дополнительной информацией непосредственно на уроках;

- возможности использования этой информации для раскрытия причинно-следственных связей;

- показ практического использования данной научной, научно-познавательной, нравственно-эмоциональной информации;

- возможности применения этих сведений в непосредственной практической читательской деятельности ребенка;

- доступность изложения и языка произведений данному возрасту учащихся.

Сущностной характеристикой нашей методической системы является побуждение детей к деятельности, направленной на овладение навыками полноценного чтения, новыми умениями. Последние вызывают в ученике активный поиск путей решения проблем, удовлетворения возникшего интереса в каждом конкретном случае в чтении художественной, научно-популярной и научно-художественной литературы.

Исследуя осознанное восприятие текста младшими школьниками как одного из показателей сознательного чтения, мы исходили из того, что принцип развивающего обучения предполагает наряду с развитием всех психических процессов и развитие личности в целом.

Высокие требования предъявляются к уровню эмоционально-нравственного развития личности младшего школьника. Формирование нравственной сферы начинается с первых лет жизни ребенка. Но целенаправленный характер получает этот процесс в школьные годы. И, по мнению Л.И. Божович, наиболее сензитивным в этом плане является младший школьный возраст в силу своей повышенной восприимчивости, доверчивости, подражательности, непосредственности в поведении.

Кроме этого субъективного фактора, возрастных особенностей маленького школьника, представляющего собой благодатную почву для нравственного развития, нужно выделить и один из объективных факторов -- уроки классного и внеклассного чтения. Чтение представляет собой новый источник познания в этом возрасте окружающего мира.

Известно, что художественная литература имеет большое значение в процессе нравственного формирования личности. «Более емкого хранилища нравственного опыта, чем художественная литература, мне думается, у людей пока нет...»,-- так справедливо отметил в своей статье «Совесть за партой» писатель Владимир Тендряков.

Мы учитывали и то, что учебный материал -- это объекты (факты, явления, процессы), изучая которые каждый ребенок под руководством учителя познает окружающий мир и самого себя, а самое главное - приобретает жизненно необходимые умения и навыки. Уроки чтения для младших школьников - это своеобразное окно в мир, в область человеческих отношений.

Разрабатывая методику проведения уроков литературного чтения, мы понимали, что задачи, стоящие перед учителем на уроках чтения, многообразны. Здесь и формирование интереса к чтению, и развитие и совершенствование навыка чтения, и обучение навыкам культуры речи и грамоте письма, и расширение словарного запаса ребенка, и развитие памяти и т.д. и т.п. Кроме того, уроки чтения должны быть использованы учителем и как источник познания, нравственного просвещения, там, где есть для этого хоть малейшая возможность.

При сформированном полноценном навыке чтения, подкрепленном другим видами речевой деятельности (аудирования, говорения, письма), возможна работа над обогащением нравственного опыта детей, формированием эмоционально-познавательного, осознанного отношения к поступкам героев литературных произведений.

Как известно, небогатый еще нравственный опыт младшего школьника обогащается нравственным опытом, почерпнутым из рассказов, сказок, стихов. Активная нравственная позиция может вырабатываться лишь при освоении опыта человеческих отношений, и не обязательно только своих, но и чужих. Например, поступок героя художественного произведения может служить наглядным впечатляющим примером, образцом поведения. Через и посредством литературных произведений учеником не только усваиваются нравственные знания, но и формируются нравственные чувства.

Таким образом, определив для себя возможности уроков чтения в нравственном развитии личности школьника, мы закономерно приходим к выводу о необходимости формировать интерес детей к произведениям литературы с нравственной тематикой, т.е. формировать осознанное эмоционально-познавательное отношение (выделено нами - А.В.) к нравственным поступкам, потребность понять этот поступок, внутренне пережить его.

Учитель ставит перед собой задачу воспитать не просто читателя, а эмоционально отзывчивого читателя, умеющего сопереживать, активизировать свои чувства. Переживание нравственных ситуаций, как известно, способствует превращению нравственных знаний в нравственные убеждения, которые определяют направленность действий, поведение личности.

Итак, для определения путей решения этих задач нам необходимо было определить возрастные особенности восприятия младшими школьниками нравственных ситуаций в рассказе. С этой целью было проведено экспериментальное исследование в 1 и 4 классе, задачей которого стало определение эмоционального восприятия нравственной коллизии в рассказе Проведенное нами исследование по восприятию младшими школьниками рассказов с нравственной тематикой позволило выявить некоторые особенности в понимании поступков и эмоциональных состояний литературных героев учениками I и IV классов.