математические понятия
28. Треугольник - пятиугольник
геометрические фигуры
Пары понятий можно произносить вслух, а можно предъявлять в виде карточек или напечатанными на отдельном листе. Отвечать дети могут устно или письменно.
Задание 4.
Между понятиями может быть такое отношение: одно понятие, которое называется общим, РОДОВЫМ, целиком включает в себя другое, которое называется частным, конкретным, ВИДОВЫМ. Этот тип отношений между понятиями называется РОД - ВИД.
Но возможны и другие отношения между понятиями. Например, одно понятие обозначает какой-то ПРЕДМЕТ, вещь, явление, а другое понятие обозначает ЧАСТЬ этого предмета, вещи, явления. Так, понятие ДЕРЕВО обозначает нечто целое, а понятие КОРЕНЬ - часть этого целого. Такое отношение называют отношением ЦЕЛОЕ - ЧАСТЬ.
В следующих заданиях найди понятия, отношения между которыми обозначаются как ЦЕЛОЕ - ЧАСТЬ (в некоторых заданиях может быть не один, а несколько правильных ответов).
1. Кастрюля, сковорода, посуда, крышка, кухня |
(кастрюля - крышка; сковорода - крышка) |
|
2. Мебель, дверца, шкаф, стол, книжный шкаф |
(шкаф - дверца; книжный шкаф - дверца) |
|
3. Экран, изображение, телевизор, цветной телевизор, радио |
(телевизор - экран; цветной телевизор - экран) |
|
4. Обувь, туфли, щетка, крем, подошва |
(обувь - подошва; туфли - подошва) |
|
5. Растение, сад, лепесток, мак, цветок |
(цветок - лепесток; мак - лепесток) |
|
6. Время, будильник, ручные часы, секунда, циферблат |
(будильник - циферблат; ручные часы - циферблат) |
|
7. Книга, страница, буква, учебник, писатель |
(книга - страница; учебник - страница) |
|
8. Фигура, квадратный метр, куб, квадрат, сторона |
(куб - сторона; квадрат - сторона) |
|
9. Юг, стрелка, горизонт, компас, направление |
(компас - стрелка) |
|
10. Животное, рыба, карась, плавник, озеро |
(рыба - плавник; карась - плавник) |
|
11. Ветка, орешник, кустарник, растение, колючий кустарник |
(орешник - ветка; кустарник - ветка; колючий кустарник - ветка) |
|
12. Пчела, шмель, насекомое, мед, крыло |
(пчела - крыло; шмель - крыло) |
|
13. Кукуруза, пшеница, хлеб, растение. початок |
(кукуруза - початок) |
|
14. Нос, человек, дыхание, запах, мальчик |
(человек - нос; мальчик - нос) |
|
15. Писатель, глава, роман, рассказ, интересный роман |
(роман - глава; интересный роман - глава) |
|
16. Понятие, слово, рассказ, суффикс, произносить |
(слово - суффикс) |
|
17. Крепость, дача, дом. стена, строить |
(крепость - стена; дача - стена; дом - стена) |
|
18. Кошка, хвост, собака, домашнее животное, мяукать |
(кошка - хвост; собака - хвост) |
|
19. Число, дробь, цифра, математика, числитель |
(дробь - числитель) |
|
20. Растение, корень, трава, дерево, животное |
(растение - корень; трава - корень; дерево - корень) |
Упражнения следует представлять на отдельных карточках. Ответы учащихся могут быть устными или письменными.
Задание 5.
Между понятиями возможно и такое отношение, когда оба они указывает на предметы, вещи, явления, и чем-то сходные, одинаковые, принадлежащие к одной и той же группе. Эту группу можно назвать общим понятием. Например, РОМАШКА и ГВОЗДИКА, СТОЛ и СТУЛ, ВЕСНА и ЗИМА. Эти пары понятий можно объединить одним, более общим понятием - цветы, мебель, времена года. Говорят, что такие понятия - это понятия одного порядка, они находятся между собой в отношении РЯДОПОЛОЖНОСТИ.
В следующих заданиях найдите понятия, которые находятся в отношениях РЯДОПОЛОЖНОСТИ.
1. Уменьшаемое, сумма, вычитание, вычитаемое, задача |
уменьшаемое, вычитаемое |
|
2. Математика, число, сторона, квадрат, треугольник |
квадрат, треугольник |
|
3. Прямоугольник, ширина, скорость, длина, цифра |
ширина, длина |
|
4. Вес, время, грамм, минута, тонна |
грамм, тонна |
|
5. Делимое, деление, множитель, делитель, сумма |
делимое, делитель; множитель, делитель |
|
6. Ночь, сутки, темнота, солнце, день |
ночь, день |
|
7. Пеликан, пингвин, животное, волк, |
пеликан, пингвин |
|
8. Сумма, действие, математика, сложение, вычитание |
сложение, вычитание |
|
9. Вода, река, рыба, водоем, озеро |
река, озеро |
|
10. Мореплаватель, человек, солнце, луна, свет |
солнце, луна |
|
11. Гора, земля, равнина, участок, география |
гора, равнина |
|
12. Прибор, температура, градус, термометр, барометр |
термометр, барометр |
|
1 3. Ухо, лицо, человек, ученик, глаз |
ухо, глаз |
|
14. Точка, кавычки, предложение, слово, язык |
точка, кавычки |
|
15. Письмо, писатель, литературное произведение, сказка, новелла |
сказка, новелла |
|
16. Северный полюс, Африка, карта, Антарктида, мореплаватель |
Африка, Антарктида |
|
17. Растение, рис, хлеб, просо, поле |
рис, просо |
|
18. Песня, птица, клест, клетка, иволга |
клест, иволга |
|
19. Песок, глина, керосин, строительство, полезные ископаемые |
песок, глина |
|
20. Север, горизонт, восток, география, Индия |
север, восток |
Упражнения следует представлять на отдельных карточках. Ответы учеников могут быть в любой форме.
Задание 6.
Между понятиями могут быть и такие отношения, когда одно из них отражает какое-то событие, а другое указывает на причину этого события. При этом понятие-событие называют СЛЕДСТВИЕМ, потому что оно происходит вслед за причиной (следует за причиной). Например, ШАЛОСТЬ С ОГНЕМ может стать причиной ПОЖАРА (пожар в этом случае - СЛЕДСТВИЕ шалости с огнем). Значит, два понятия - ШАЛОСТЬ С ОГНЕМ и ПОЖАР - находятся между собой в ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ отношениях.
В следующих заданиях найди нары понятий, которые находятся между собой в ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ отношениях.
1. Образование льда, север, мороз, погода, снег |
мороз - образование льда |
|
2. Осень, холод, дерево, листопад, время года |
осень - листопад |
|
3. Время года, весна, деревья, лето, таяние льда |
весна - таяние льда |
|
4. Кипение воды, образование пара, жара, кастрюля, солнце |
кипение воды - образование пара |
|
5. Радость, игра, плач, таблетка, боль |
боль - таблетка: боль - плач |
|
6. Радость, подарок, кукла, игра, дети |
подарок - радость |
|
7. Вода, юг, море, волны, ветер |
ветер - волны |
|
8. Страх, ребенок, опасность, явление природы, дом |
опасность - страх |
|
9. Дождь, вода, снег, солнце, лужа |
дождь - лужа |
|
10. Смех, слезы, горе, книга, телевизор |
горе - слезы |
Упражнения лучше представлять на отдельных карточках. Форма ответов любая.
Попробуйте найти ПРИЧИНУ следующих событий.
1.НАВОДНЕНИЕ |
(разлив реки, таяние снега) |
|
2. ТРАВМА (ПЕРЕЛОМ) |
(падение) |
|
3. ГОЛОЛЕД |
(мороз после дождя) |
|
4.ДВОЙКА |
(невыученный урок) |
|
5. ЗАГАР |
(солнце) |
|
6. НАГРАДА |
(ударный труд) |
|
7. ДОЖДЬ |
(туча) |
|
8. ДЫМ |
(пожар, костер) |
|
9.ОЧКИ |
(ослабление зрения) |
|
10. СИНЯК |
(Удар) |
А теперь найдите СЛЕДСТВИЕ.
1. БОЛЕЗНЬ |
(лечение) |
|
2. УКОЛ |
(боль) |
|
3. ПРАЗДНИК |
(радость) |
|
4. АВАРИЯ |
(травма, смерть) |
|
5. ОСКОРБЛЕНИЕ |
(обида, ссора) |
|
6. УРАГАН |
(разрушения) |
|
7. МОЛНИЯ |
(гром) |
|
8. ВОСХОД СОЛНЦА |
(рассвет) |
|
9. ОПОЗДАНИЕ НА УРОК |
(замечание учителя) |
|
10. РАБОТА |
(усталость) |
Понятия следует отпечатать на общем листе. Ученик может записывать свои ответы рядом или отвечать устно. Ответы могут быть другими; главное, чтобы они соответствовали требованиям заданий, то есть были причиной или следствием.
Задание 7.
Иногда бывает так, что события следуют одно за другим, но не являются причиной и следствием друг друга. Например, ВТОРНИК - СРЕДА. В таких случаях говорят, что понятия находятся в отношениях ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ (так как события идут последовательно одно за другим).
Подбери к следующим понятиям такие, которые находились бы с ними в отношениях ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ.
1.ЯНВАРЬ |
(февраль) |
|
2. ПОДРОСТОК |
(юноша) |
|
3.ПЕРВЫЙ |
(второй) |
|
4. ЗИМА |
(весна) |
|
5. ДЕНЬ |
(вечер) |
|
6.ЧЕРДАК |
(крыша) |
|
7.ЗАВТРАК |
(обед) |
|
8. ШЕСТИКЛАССНИК |
(семиклассник) |
|
9. НАЧАЛО |
(середина) |
|
10.1998 |
(1999) |
Понятия могут быть отпечатаны на общем листе. Ученик может писать свои ответы рядом или отвечать устно.
Задание 8.
Познакомимся с типом отношений между понятиями, который встречается чаще всего и называется ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ. Так называют отношения между понятиями, когда одно из них отражает какое-то свойство, качество, признак или функцию другого (функция - это то, для чего используется предмет).
Например, КОШКА - МЯУКАНИЕ, ГОРА - ВЫСОТА, НОЖ - ЕДА, ДОМ - ТЕПЛО.
В следующих заданиях к каждому понятию подбери такие, которые находятся с ним в ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ отношениях.
1. ЧЕРТЕЖ |
(масштаб) |
|
2. ОЗЕРО |
(глубина, рыба) |
|
3. ПЧЕЛА |
(мед, укус, полет) |
|
4. НЕБО |
(луна, голубизна) |
|
5. ЧИСЛО |
(цифра, математика) |
|
6. ЗАДАЧА |
(решение, математика) |
|
7. ПРЯМОУГОЛЬНИК |
(длина, ширина, площадь) |
|
8. ДВИЖЕНИЕ |
(скорость, езда, автомобиль) |
|
9. УМНОЖЕНИЕ |
(множитель, произведение) |
|
10. ДЕЛЕНИЕ |
(остаток, делимое, делитель) |
|
11. РАССТОЯНИЕ |
(измерение, длина) |
|
12. СКАЗКА |
(герой, рассказчик) |
|
13. ЗИМА |
(мороз, снег, каток) |
|
14. ЛЕТО |
(каникулы, жара, купание) |
|
15. ШКОЛА |
(урок, учитель, ученик, класс) |
|
16. ПОЭТ |
(стихи, книга) |
|
17. УЧЕНИК |
(ранец, тетрадь, школа) |
|
18. КАРТИНА |
(художник, краски) |
|
19. БИБЛИОТЕКА |
(читатель, каталог) |
|
20. СТОЛ |
(скатерть, настольная лампа, обед) |
Кроме ответов, приведенных в скобках, существует много других правильных ответов.)
Выводы
Изученная литература позволяет сделать следующие выводы: одаренные дети требуют особого подхода. Главными направлениями по работе с ними является индивидуальный подход и работа в группах, созданных на основе отбора по уровню знаний и способностей. Творческие начала в человеке проявляются независимо от воспитания и образования, однако можно создать условия для их развития. В результате многолетней работы по созданию методик, концепций, систем развития одаренности накопился оригинальный опыт, который должен быть использован в педагогической практике и дальнейших исследованиях.
Работа по предлагаемым нами методам требует серьезной подготовки, в частности, специального обучения педагогического коллектива, создания методико-психологических служб, налаженной связи с родителями - особой организации всей работы школы в целом.
Хотелось бы обратить внимание на то, что в психолого-педагогической литературе существует множество определений одаренности. Каждый ребенок одарен по-своему и невозможно в рамках общей теории разработать подход, гарантирующий 100% успех в работе с одаренными детьми. В данной курсовой работе были приведены основные определения одаренности, используя психолого-педагогическую литературу была раскрыта сущность понятия одаренности, были приведены классические методы и концепции, используемые в работе с одаренными детьми, а также - наиболее перспективные на наш взгляд современные методики.
В заключении хотелось бы дать несколько универсальных советов учителям для работы с одаренными детьми. Несомненно основное требование к учителям одаренного ребенка - безусловное понимание и уважение к его личности. Главная задача педагога привить ребенку вкус к серьезной творческой работе. Учителю всегда следует помнить, одаренные дети очень самолюбивы, легко ранимы. Поэтому от учителя больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество учителя и ученика.
Список использованных источников
Пер. з англ. В. Красноголова - Все для вчителя - с 15-16.
Ванбреннер С., - Навчання обдарованих дітей у звичайному класі. Гильбух Ю.З. - Розумово обдаравана дитина. - Киев 1993. 87 с.
Гильбух Ю.З. - Внимание: одаренные дети. - М., 1991, 78 с.
- 50. Особенности работы с одаренными детьми.
- Одаренные дети
- 17.Социальная работа с одаренными детьми.
- Программы работы с одаренными детьми.
- Работа с одаренными детьми
- 1.8. Работа с одаренными детьми.
- Работа с одаренными детьми.
- Одаренный ребенок в семье. Социально-педагогическая поддержка одаренных детей. Работа в семьях с одаренными детьми. (См. Васильковы Соц педагогика)