logo search
Адаптация младших школьников в учебно-воспитательном процессе начальной школы

Заключение

С первого дня в школе к ученику предъявляют новые требования, соответствующие учебной деятельности. Согласно этим требованиям дошкольник должен быть организованным, преуспевающим в усвоении знаний, он должен освоить права и обязанности, соответствующие новому положению в обществе. Жизнь ученика подчинена системе одинаковых для всех школьников правил, основным из которых становится приобретение знаний, которые он должен усвоить впрок, для будущего. Безболезненное прохождение ребенком этого этапа свидетельствует о хорошей готовности к школьным занятиям. Но далеко не все дети семилетнего возраста обладают ею. Многие из них первоначально испытывают трудности и не сразу включаются в школьную жизнь.

Проблемы готовности детей к школьному обучению прежде всего рассматриваются с точки зрения соответствия уровня развития ребенка требованиям учебной деятельности.

Выявлено три уровня адаптации детей к школе. Высокий уровень адаптации - ученик положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал усваивает легко, прилежен, внимательно слушает объяснения и указания учителя, выполняет поручения без внешнего контроля, занимает в классе благоприятное статусное положение. Средней уровень адаптации - ученик положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но только когда занят чем-то интересным для него, поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками. Низкий уровень адаптации - ученик отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на здоровье, доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно, самостоятельная работа затруднена, ему необходим постоянный контроль, сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, пассивен, близких друзей не имеет.

Список использованных источников

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М: Юрайт, 2010

2. Адаптация детей к школе. / Начальная школа "научно-методический журнал. № 8398) Август 2002.

3. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений/ Под. ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.

4. Белавина О.В. Одаренные дети: проблемы адаптации / /Психологический журнал. 2010. - №1

5. Битянова М.Р. Социальная психология: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2008.

6. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - Спб.: Изд-во "Речь", 2004.

7. Бордовская, Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. - СПб: Питер, 2008.

8. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - Спб.: Питер, 2008.

9. Гильбух Ю.З., Коробко С.Л. Кондратенко Л.А. Готовность ребенка к школе /Под ред. Максименко, О. Плавник. - М.: Гавник, 2004.

10. Истратова О.Н., Широкова Т.В., Эксакусто Т.В. Большая книга детского психолога. - Феникс, 2008.

11. Ишкильдина Р.Т., З.Ш. Касимова. Проблемы агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. - СГПА, 2010.

12. Кумарина Г.В. Педагогические условия предупреждения адаптационных нарушений школьников // Народное образование. - 2009. - №7.

13. Лескова-Савицкая А.А. Проблема адаптации первоклассников к школе: Методические рекомендации для школьных психологов. Одесса, 2001.

14. Лопатина А.А. 600 творческих игр для больших и маленьких. - Ульяновск. Книжный Локус. 2003.

15. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций/ Учеб. пособие для студентов педагог. Учеб. заведений. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт - Издат, 2003.

16. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Высшее образование, 2009.

17. Особенности и динамика самоактуализации личности в процессе социокультурной адаптации/ Э.А. Ахмадуллина, Г.Ш. Габдреева // ученые записки Казанского гос. Университета. - 2008.

18. Подласый И.П. Педагогика: учеб. - М.: высшее образование, 2008.

19. Практическая психодиагностика: методики и тесты/ ред. - сост.д.Я. Райгородский. - Самара: Изд. Дом "БАХРАХ-М", 2008.

20. Профилактика, коррекция, реабилитация детей и подростков с девиантным поведением, теория и методика/Авт. - сост. М.В. Абдрахманова, Ф.Р. Мавлеткулова, А.М. Анохин. - Стерлитамак. гос. пед. акад. им. Зайнаб Биишевой.

21. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учеб. Пособие. В 2 кн.3-е изд. - М.: Гуманит. узд. центр ВЛАДОС, 2000.

22. Савина Н.Н. Школьная дезадаптация: природа, структура, причины // Наука и школа. 2010. - №3. - С.118-121.

23. Скрипченко А.В., Волынская Л.В., Огороднийчук Е.В. и др. Возрастная и педагогическая психология. /Учебное пособие - М.: Просвещение, 2001.

24. Сухов А.Н. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.

25. Теория и методика воспитания: учебное пособие / Е.В. Головнева. - 2-е изд. - М.: Высш. шк., 2009.

26. Федоренко Е.Б. Ресурсы работы с гиперактивными детьми/ /Народное образование. 2009. - №7.

27. Школьная адаптация и психологический возраст / Начальная школа "научно-методический журнал”. № 1 (91) января 2002.