2.2.2 Подготовка к первичному восприятию
Работа с народными и авторскими сказками может проводиться с использованием разнообразных стратегий и организационных форм. Кроме занятий, это могут быть разнообразные игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания.
Продемонстрируем особенности работы со сказкой на примере урока по первичному восприятию "Путешествие в сказку".
Во-первых, перед началом занятия с помощью музыки создается эмоциональный фон; выбирается место занятия; выносится необычный предмет.
Цель - создать комфорт и заинтересованность.
Во-вторых, эмоционально рассказывается сказка и рассказ сопровождается вопросами, детям даются задания ("Найдите и назовите сказку", "Где живет сказка?" и др.), мы вовлекаем ребенка в действие, в игру.
Цель - вызвать интерес к проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать свой личный опыт.
В-третьих, дети вспомнили знакомую сказку ("Горшок каши" Братьев Гримм), ее героев, их проблемы, и у них возникла потребность играть с ней (игра с крупой "Золушка", образная игра "Варим кашу"), создавать с помощью подручных средств задуманный образ и выражать его вербальными и невербальными средствами.
Цель - развивать творческую активность, умение взаимодействовать с окружающими.
В-четвертых, дети переходят к свободной игровой или продуктивной деятельности.
Цель - использовать полученные знания в различных видах деятельности.
Далее перейдем к рассмотрению отдельных методов и приемов работы со сказкой.
Моделирование сказок
Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.
В своей работе я предлагаю использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры.
Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев.
Например, в сказке "Три медведя" это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке "Теремок - полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: лягушка - зеленый; лиса - оранжевый и т.д.). пиктографические изображения
Ребенок (сначала вместе со взрослым) выделяет количество картинок, которые будут являться "планом" сказки и с помощью пиктограммы изображает их.
Например, в приложении приводятся конспекты занятий по сказкам "Репка", "Теремок", "Гуси-лебеди", "Заюшкина избушка".
Выразительные движения
Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка.
Например, при передаче психоэмоционального состояния "Грусть" звучит пьеса "Болезнь куклы" из "Детского альбома" П.И. Чайковского.
Например, изображая разгорающийся "Огонь" под "Танец с саблями" А. Хачатуряна, дети передают этот образ резкими движениями, мимикой.
Проблемные ситуации
(от греческого problema - задача, задание и латинского situation - положение) - это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:
- Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы? (Г.-Х. Андерсен "Снежная Королева?).
- Почему с Шапокляк никто не хотел дружить? (Э. Успенский "Крокодил Гена").
- Почему поссорились лиса и заяц? ("Лиса и заяц". Русская народная сказка).
Творческие задания - могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки)
Приведу примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке "Репка".
· Рассказать знакомую сказку по кругу.
· Разыграть сказку. Дети распределяют роли.
· Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.
· Придумывание своей сказки "Морковка" (по аналогии).
· Оформление книги "Полезные сказки" (обложка, иллюстрации).
· Изготовление костюмов-нагрудников "Овощи" (ткань, бумага).
· Разыгрывание придуманных сказок.
Могут быть и другие творческие задания
Сказки, но по-новому
Дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами
Колобок добрый волк
Лиса хитрая колобок
Сказки о бытовых предметах
Началом сказки является рассказ о любом бытовом предмете.
Реальное начало сказочное продолжение
Узнай сказку по песенке героев
· Не садись на пенек, не ешь пирожок ("Маша и медведь")
· Скрипи, нога, скрипи, липовая! ("Медведь - липовая нога")
· Козлятушки, ребятушки!
Отворитеся, отопритеся! ("Волк и семеро козлят")
Продолжи сказку
Вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять.
От точек - к сказке
Точка - шифр, знак. Соединяя точки, ребенок получает рисунок героя сказки или предмета из сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее.
Нарисуй сказку
Дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные способы (монотопия, пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому).
Игровые задания
При выполнении игровых заданий опираемся на изобразительные умения детей
Какой-либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, а разгадку дети рисуют.
Умение согласовывать свои действия с действиями другого.
"Варим кашу". Дети с воспитателем договариваются, кто кем будет (молоко, сахар, соль, крупа). На слова:
Раз, два, три,
Горшочек, вари!
"продукты" по порядку входят в круг - "горшочек".
Каша варится (дети по очереди привстают, говорят: "пых"). Огонь прибавляют (начинаю говорить "пых" в убыстренном темпе, почти подпрыгивая).
Кашу помешивают (все идут по кругу)
Каша готова! Ей нужно потомиться (все присаживаются).
Раз, два, три,
Горшочек, не вари!
Предлагаем дидактические игры:
"Составить портрет героя сказки" (Художественное, эмоциональное развитие)
"Треугольник и квадрат" (математическое развитие)
"Хорошо плохо"(оценка поступков героев, выкладывание фишек 2-х цветов: С. Михалков "Три поросенка").
"Добрые - злые" (развитие эмоций, изобразительных навыков) - См. эти игры в приложении (Т.Т.)
Методические рекомендации по проведению игр, игровых и творческих заданий. Искренняя заинтересованность взрослого в росте творческого потенциала детей, улыбка и похвала. Но не перехваливание! Привлекайте к оценке самого ребенка:
· Что тебе сегодня удалось? Что не совсем получилось?
· Необходимость чередовать разные типы заданий, не играть в одну игру много раз подряд.
· Взрослый - рядом, но не надо выполнять задание за ребенка.
· Начинать с заведомо легких заданий, учитывать темперамент каждого ребенка, продумать варианты одного и того же упражнения.
· Не предлагать сразу много игр, заданий. На одном занятии брать несколько игр, различных по своему характеру.
· Учитывая образный характер мышления младшего школьника, проводить оживление разных игровых ситуаций.
· Создать свободную, непринужденную обстановку, сосредоточить внимание на самой игре, а не на дисциплине.
· Закреплять умения, приобретенные в играх (давать на дом варианты игр).
- Введение
- Глава.1 Сказка как жанр устного народного творчества
- 1.1 Особенности сказки
- 1.2 Классификация сказки и их специфика
- Глава 2. Методические подходы к работе над сказкой
- 2.1 Значимость сказки. Познавательное значение сказки
- 2.2 Приемы работы над сказкой на разных этапах осознавания младших школьников
- 2.2.1 Первичное восприятие сказки
- 2.2.2 Подготовка к первичному восприятию
- 2.2.3 Проверка первичного восприятия сказки
- 2.2.4 Анализ содержания сказки
- Заключение
- 1.2. Своеобразие русской народной сказки
- Русская народная сказка: общефольклорные традиции и национальное своеобразие
- Герменевтические аспекты русских народных сказок
- Вопрос 24. Иллюстрации Мавриной к русским народным сказкам.
- 48. Русская народная сказка.
- Лекция №10. Методика работы над сказкой
- 28. Иллюстрации Мавриной к русским народным сказкам.