logo
Актуализация традиционной народной культуры в формировании личности подростков средствами социально-культурной деятельности

1.1 Приобщение подростков к традиционной народной культуре в условиях социально-культурной деятельности как актуальная проблема современности

Традиционная культура - идеальная среда для воспитания и развития ребенка. Природа фольклора, представляет собой единый словесный, музыкальный, кинетический и изобразительный ряд, что созвучно детским формам самовыражения и коммуникации, специфической системе «детского языка» [32].

Различные толковые словари рассматривают термин «приобщение» как «привнесение в общение с чем-нибудь, включение, присоединение», «дать возможность присоединиться к какой, либо деятельность, сделать участником чего-либо». Данное понятие в социокультурном процессе открывает реализацию комплексного подхода в ходе ознакомления с изучаемым материалом, его систематическому освоению, и включению детей в разнообразные виды совместной деятельности. В этом момент, ребенок целенаправленно вводится в воспитательный и педагогический процесс. Овладевая необходимыми знаниями и навыками, гораздо быстрее и эффективнее, чем при фрагментарном не связанном между собой использовании фольклорного материала.

Фольклор, включает в себе прикладное народное творчество, старинные обряды, обычаи и праздники. Фольклор это основа наших корней, а жизнь без которых становится противоестественна. Полноценная жизнь, невозможна без любви и интереса к собственной истории, культуре своей страны. В наследии наших отцов и дедов сохранены зерна большой мудрости, которые и в настоящее время прорастут, и дадут всходы.

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, набор правил жизни, кладезь великого богатства языка. Народным творчеством, принято называть все, что пришло к нам из глубины веков. Необычайно важно с раннего детства, научить детей постигать культуру своего народа указав им дорогу в этот сказочный и добрый мир.

Приобщение к традиционной народной культуре молодого поколения является, одним из наиболее острых вопросов нашего времени. При наличии значимого количества социально-культурных проектов и инициатив для подростков, именно приобщение к народной культуре становится реальным стрежнем развития воспитания, потенциал которого огромен, не применен еще в полной мере.

Понятие «культура» (от лат. сulturа) - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Культура представляет собой многокомпонентное явление, созданное человеком, или способом функционирования индивида в мире. Культура - это реальность, в которой существует человек, созданная им самим для реализации человеческого потенциала [62, с. 668].

Гуманитарная культурология обращается к аксиологическому определению: «культура» - это набор ценностей (наиболее ценных достижений) человеческого Бытия. В этнологии культура представляет социальный опыт коллективного существования людей, накапливаемый и передающийся из поколения поколению [73, с. 7-9].

В науке лидируют два принципиально расходящихся взгляда на культуру:

- первый рассматривает культуру как некую основу-эталон человеческого поведения посредством систем, запечатленных в культурных текстах, нормах и ценностях, которые толкуются в связи с социальной
реальностью;

- второй видит проблему постижения, при которой периферийной характеристикой исследуемого культурного объекта становится его смысл, а основной задачей изучения - реконструкция этого смысла [24, с. 244].

Народная культура - совокупное явление, включающее культурные слои различных времен: от глубокой древности и до наших дней. Формирование и функционирование народной культуры связано с пониманием носителей культуры их принадлежности к своему народу. Самоидентификация с народом, народными культурными обычаями и образцами поведения, обыденными представлениями - основы народной культуры. В настоящее время большинством исследователей [23, 38]

Народная культура рассматривается в непрофессиональном аспекте, будучи естественным проявлением культурного бытия народа. Главная черта народной культуры - её традиционность. Традиционность определяет ее ценностно-нормативное и смысловое содержание, а также механизмы передачи народного культурного наследия - от поколения к поколению. Традиционная народная культура определяет и нормирует все аспекты жизнедеятельности сообщества, являющегося её носителем: уклад жизни, обычаи, обряды, регулирование социальных взаимоотношений, тип семьи, основы народной педагогики, тип жилища, одежды, питания, отношения с природой, миром, предания, верования, поверья, знания, язык, фольклора [4, 7].

Ряд исследователей, отмечают наиболее ёмким определение понятия «традиция», предложенное Э. С. Маркаряном. По его мнению, «культурная традиция» - это выраженный в социально-организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводящейся в различных человеческих коллективах [54, с. 80].

С этой точки зрения, А.Я. Флиера, традицию можно считать равноправным предшественником системы образования. Традиция не лишена определенной внутренней динамики развития (то есть в число её функций, входит не только консервация социального опыта, но и определенная адаптация общества к меняющимся условиям бытия), однако делается, это не путем радикальной замены устаревших образцов социального поведения на более эффективные, а путем осторожного «втягивания» необходимой новации в систему традиционных стереотипов [73, с. 263].

«Традиция» - (от лат. trаditiо - передача), является важнейшим элементом социального-культурного наследия, передающиеся в определенных обстоятельствах, классах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды [62, с. 1339-1340].

Традиция выступает как система связей настоящего и прошлого, причём, с её помощью осуществляется отбор, стереотипизация опыта и передача стереотипов, которые затем опять воспроизводятся. Через традицию проходит механизм передачи молодому поколению базового набора морально-культурных, ценностей знаний базовых и социальных навыков, в том числе посредством традиционных обрядов и праздников. Народная педагогика являясь областью эмпирических знаний и мудрости имеет устойчивые традиции воспитания детей. Ведущей её задачей является формирование личности, готовой сохранить, традиции ушедшего поколения семьи, народа.

Семья является основой всего, первым воспитательным институтом, связь с которым, человек ощущает на течении всей своей жизни. Именно в семье закладываются нравственные устои человека, воспитываются нормы поведения, раскрывается внутренний мир, и индивидуальные качества личности. В традиционном цивилизованном обществе, дети и подростки в не посредственном общении со взрослыми людьми овладевают трудовыми навыками, духовными ценностями, которые служат им в течение всей жизни. Такая трансляция опыта поколений, является одной из традиционных направлений народной педагогики.

Воспитательный процесс в крестьянской семье был длительным и последовательным. Семьям знакомила, их с нравственно эстетическими нормами этикетом моральным кодексом. В настоящее время семья является, безусловно, центральным звеном и наиболее стабильным стержнем, передачи гуманистических традиций в этнопедагогике. Именно семья проявляет огромную историческую устойчивость.

Традиционная народная культура имеет конкретно исторический характер, это определяет «вариативность, ее содержаниям и возможности органичной утраты, отдельных элементов, постепенно заменяющихся» на новые элементы. Но важнейшие константы народной культуры сохраняются из поколения в поколение, не теряя своей аутентичности.

Часто народная культура, представляется как совокупность, отдельных направлений, видов, жанров и объектов искусства. Существуют локальные прочтения народной культуры, как только лишь объектов и действий художественного народного творчества или фольклора [49].

Однако подобная сужающая позиция отсекает все многообразие проявлений народной обрядовой культуры, формирующих сам дух народа и пронизывающих его жизнь во всех направлениях.

Народная культура основывается на совместной культурной практике и элемент народной культуры коллективен по происхождению. В процессе непосредственной совместной культурной практики происходит обобщение, отбор наиболее интересного незначимого материала, накопление его, сохранение и воспроизведение [36]. Народная культура сама отсеивает лишнее и сохраняет аутентичное по мере участия в совместной культурной практике все новых и новых поколений.

Традиционную народную культуру следует рассматривать, с одной стороны, как динамично развивающуюся систему, которая обобщает собой разнообразные культурно-исторические пласты обеспечивая, тем самым, связь прошлого, настоящего и будущего. С другой, с другой стороны, появление черт устойчивости, стабильности, где остаются неизменным ядро (традиция) позволяющие сохранить ее характерные черты и свойства.

В ходе исследования важное значение имеет понимание традиционной народной культуры как эффективной системы воспитании, обучения основам культуры. На основе анализа теоретического материала мы создаем культурологическую модель традиционной народной культуры как художественно-педагогическое явление в единстве следующих аспектов:

1. Процессуальный - где ценностная система, обеспечивает связь поколений и воспроизводство основ национальной культуры и, по сути, определяет цель функционирования народной культуры.

2. Содержательный - когда совокупность фольклорных текстов и заложенных в них духовно-ценностных норм воспроизводится в контексте пространственно-временных условий реализации текста.

3. Инструментальный - если механизм действия культуры, включает методы, способы, средства, формы ее передачи-наследования.

Приобщение детей к народной культуре в качестве отдельного направления отечественной педагогики стало активно разрабатываться в 80-90-е годы XX столетия. , когда в условиях изменения концепции воспитания происходит активное обращение к народному опыту как основанию жизненного пространства, его духовно-нравственного наполнения.

Ведущим для данного исследования является определении специфики приобщения детей к культурному опыту в традиционном сообществе. Которое осуществлялось посредством «постепенного их включения в культурную жизнь в таких формах как детский народный календарь, игровая, производственно-бытовая и обрядовая практика» [79].

Подлинным институтом приобщения была семья, детские артели (дети-христославы, славелыцики, выонишники, рыболовы, сборщики грибов, ягод), а также община, которые обеспечивали восприятие народной культуры в ее целостности, включенности в жизнедеятельность, систему циклично повторяющихся событий [31, с. 564].

Культурный опыт традиционно освывался на народных праздниках. Происходило усвоение присущих каждому из них традиционных составляющих «своей» идеи, круга действующих лиц, репертуара. Важна была и реализация структуры праздника, где ученые выделяют зачин (встреча), действия по обозначению его пространства (поздравительные обходы, катание на лошадях, шествия и т д), «развлечения на горушке» (хороводы, пляски, набор игровых форм, театрализованные представления), пирование и перегащивание. В музыкальной составляющей подчеркивается яркость, эмоциональная приподнятость, использование специфических приемов («гукание», диалоговое и антифонное пение, скандирование).

Важную роль в воспитании дошкольников играет детский фольклор, ведущим признаком организации которого является единство поэтики, музыки, манеры исполнения и функции произведения. Его особенность обусловлена народным художественным мышлением и требованиями народной педагогики. К примеру, в пестушках, потешках, детских песенках, прибаутках объединены импровизационность, изобразительность, ритмичность и наставительность. Это своеобразная школа игры, призванная обеспечить ребенку адекватный способ познания, окружающего мира. Детский фольклор - прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать. К сказке, созданной детям в назидание, привлекал вымысел, несущий глубокий жизненный смысл. Детский календарный фольклор давал интонационно-поэтическую, образную форму общения с окружающим миром [2].

Традиционная народная культура, являясь лабораторией человеческого духа, человеческого качества, воспроизводит полноту бытия человека, три основания которого - общность, сознание и деятельность соответствуют традиционным способам бытия. Нами были выявлены типологические особенности воспроизведения ценностей и смыслов традиционной народной культуры: передача «от лица к лицу» - от мастера к ученику, от старших к младшим и «событие». Событие в народной культуре можно назвать уникальной межпоколенческой общностью, исторически выработанным способом передачи традиционных ценностей от субъекта субъекту. В педагогическом процессе между учеником и учителем всегда происходит межпоколенческая встреча, которая проявляется в пересечении субъект-субъектного опыта и в их взаимодействии («событии»).

Интерес к традиционной культуре народа, а также борьба за сохранение лучшего из ее достояния, в наши дни, в век все возрастающей урбанизации нивелировки стандартизации, наступления, «массовой культуры» стали очень актуальными. Сохранение наиболее ценного (при критическом отношении к негативным явлениям) из традиционной культуры народов мира справедливо воспринимается не только как бережное отношение к истокам, но и как забота о настоящем и будущем любого этноса, а также человечества в целом. И даже сама память должна стать более активной и выражать не только идею сохранения, «удержания», но и идею «передачи», связи времен и поколений [32, с. 108].

Объединяя сложившиеся взгляды на роль традиционной народной культуры в жизни современного общества, необходимо сделать вывод об актуальности ее сохранения, распространения, освоения и поиска различных форм, средств и методов социально-культурной деятельности для осуществления поставленных задач, и способов передачи традиционной народной культуры подрастающему поколению.

У каждого народа накоплен большой опыт включающий общие черты и традиции воспитания. Общими чертами народной педагогики являются:

синкретизм рассматривается как, невозможность разграничения образовательной и воспитательной функции того или иного вида деятельности, комплексность воспитательно-образовательного воздействия в различных аспектах воспитания культуры личности;

коллективный характер, означающий воспитание общиной, способствует формированию личностных качеств на основе формирования общественного человека;

единство идеалов и базовых ценностей создают духовно-нравственные ориентиры общества;

всестороннее развитие личности: развитие духовно-нравственных, социально-культурных, интеллектуальных, физических и эстетических аспектов личности происходит при помощи традиций общества и семьи [56].

Традиционная народная культура - это часть культуры, включающая в себя многообразие народных традиций, национальных особенностей духовного уклада, фольклор, обряды, празднества, костюмы, ремёсла, народную музыку, песню, танец, театр. Определение традиционной народной культуры пока не закреплено в Законе «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» в качестве одного из понятий. Сейчас идёт работа по восполнению этого недостатка. Закрепление понятия «традиционная народная культура» законодательно повысит эффективность правового регулирования отношений, возникающих в процессе создания условий для сохранения и развития традиционной народной культуры.

В Российской Федерации сложилась и действует уникальная система методической поддержки в сфере традиционной народной культуры и любительского искусства, которая представлена Домами (Центрами) народного творчества, действующими во всех регионах России. На федеральном уровне координация их деятельности, организационное и методическое руководство процессом сохранения нематериального культурного наследия возложены на Государственный Российский Дом народного творчества. На уровне регионов координационная, методическая и организационная функции в сфере традиционной народной культуры, как правило, отводятся Домам (Центрам) народного творчества, что способствует координации действий, кооперированию и более рациональному использованию имеющихся ресурсов для проведения в регионах крупномасштабных акций [40, с. 23].

Деятельность по выявлению, изучению, сохранению, развитию традиций народной культуры, реализация её потенциала осуществляется в настоящее время и Домами культуры.

Дома культуры в настоящее время стали активно развивать направление приобщения детей к традиционной культуре. Однако не все пути реализации этой задачи используются в достаточной мере, что дает возможность дополнительных разработок и поиска методик.

Таким образом, приобщение подростков к традиционной народной культуре средствами социально-культурной деятельности является актуальной проблемой современности, так как в исторических формах народной культуры заложен потенциал культурно-исторического, эстетического и патриотического воспитания. Традиционная народная культура демонстрирует преемственность форм, отношения к власти, государству и обществу, а не только к самому народу и его обычаям и традициям. Всё это говорит о непреходящей значимости элементов народной культуры как воспитательного средства подростков.