Актуализация традиционной народной культуры в формировании личности подростков средствами социально-культурной деятельности

дипломная работа

1.2 Технологии традиционной народной культуры в формировании личности подростков средствами социально-культурной деятельности

Глубинными основами всего многообразия направлений, видов и форм культуры в современном обществе, является традиционная народная культура.

Именно в рамках народной культуры сформировались представления человека о мире, система образов и языка, верования, знания и умения, обычаи, формы трудовой и празднично-обрядовой деятельности, система фольклора. Сложившиеся традиции создали опыт практической деятельности человека и всего его сообщества, к тому же способствовали регулированию норм социальных отношений (семейные, общинные, трудовые, межпоколенные, половозрастные), упорядочили характер многообразных отношений и связей этнической целостности с окружающим миром [56].

Сохранившая до наших дней свое основополагающее значение, традиционная народная культура, объединила в себе важнейшие свойства и качества этнического, выразившего исторический путь каждого народа.

Опыт прошлого века красноречиво показывает, как потеря народных традиций, их забвение грозит распадом важнейших этнокультурных связей между поколениями, потерей национального иммунитета, появлением чуждых природе этноса аномалий в жизни общества [68, с. 29-31].

Преодоление разрыва посредством приобщения юных поколений россиян к культурно-историческому наследию - это, на наш взгляд, актуальная политическая и образовательная задача. Её решение должно отвлечь Россию от бездны бездуховности, бескультурья, цинизма нынешних и будущих поколений россиян.

Государственная политика в области культуры ставит цель обеспечения и сохранения в едином культурном пространстве многообразия всей накопленной предыдущими поколениями системы традиций и ценностей. Признание основополагающей роли культуры в развитии и самореализации личности, гуманизация общества, сохранение национальной самобытности народов и утверждение их достоинства одна из ведущих задач государственной политики в области культуры [6, с.152].

Многовековой цивилизационный опыт поколений русского народа передаваемый из уст в уста, бережно сохраненный предками стал не доступен современному человеку, он практически полностью оторван от традиционной народной культуры. Не знаком с широким массивом ранее известных каждому обычаев земледелия, воспитания детей, и других бесценных обрядов, традиций русского народа. Раньше с момента рождения ребенок, попадал в живую среду, где постигал накопленный предками опыт и знания соприкасался с различными элементами народной культуры, без которых не возможно было прожить.

Оторванность современного человека от особенностей традиционного быта, от календарного круга привели практически к потери огромных пластов понимания народной культуры. Теперь большинство утерянных элементов традиционной народной культуры по крупицам собирается фольклорными экспедициями, восстанавливая традиционные славянские и христианские праздники. Найденные песенные источники создают репертуар ансамблей, организовываются фольклорные фестивали, проводятся семинары-лаборатории. Представляет особый практический интерес изучение и освоение фольклорных традиций, и преломление их в современных фестивалях, конкурсах. Невозможно осуществить действительно эффективную работу учреждений социо-культурной сферы без народных песен и праздников, обрядов, без выставок крестьянского быта и предметов старины, занятий ремеслами [37]. Организация системы подобных мероприятий позволяет познакомиться с элементами знаний народной культуры, осуществить преемственность духовного и нравственного воспитание молодого поколения.

Слабая разработка теоретических основ данного процесса потребовало рассмотрения технологий традиционной народной культуры в формировании личности подростков средствами социально-культурной деятельности.

В традиционном учебном процессе, активно применяются технологии социально-культурной деятельности, при помощи которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания [22, с. 256].

Роль социально-культурной деятельности в приобщении подростков к традиционной народной культуры очень велика в настоящее время. Так как с возрастом интересы личности растущего человека отходят от основ родной культуры, и далеко не все продолжают интересоваться ею. Это ставит перед нами важную задачу - адаптации народных традиций и праздников к интересам и потребностям молодежи.

Культурно-досуговые учреждения сегодня являются основными хранителями народной культуры. На их базе осуществляется возрождение традиционных обрядов, праздников, традиций, ремесел. Этому способствует проведение комплекса мероприятий (традиционных фестивалей, праздников, конкурсов, организация клубов по интересам, кружков и так далее), а также экспедиций, семинаров, научно-практических конференций активными участниками которых становятся представители различных социальных, этнических групп, слоев и классов [81, с. 87].

Необходимо выделить основные направления деятельности культурно-досуговых учреждений по сохранению и возрождению традиционной народной культуры:

- создание при культурно-досуговых учреждениях мини-музеев традиционной народной культуры, уголков народного быта, ведение комплексной работы в них;

- проведение в культурно-досуговых учреждениях совместно с учреждениями культуры, библиотек и центрами дополнительного образования традиционных народных праздников, фольклорных вечеров, в т. ч. в рамках, существующих при культурно-досуговых учреждениях клубов по интересам;

- организация и подготовка различных мероприятий по изучению народной культуры в культурно-досуговых учреждениях;

- организация и оформление, как в культурно-досуговых учреждениях, так и за их пределами, выставок народного творчества.

- организация клубов и кружков по рукоделию в традициях русской народной культуры [74].

Процесс социализации молодёжи воспроизводился каждым новым поколением через нормы, ценности, правила поведения, то есть всей институциональной культурой. На данном этапе развития современного общества происходит деградация механизмов процесса социального и культурного воспроизводства личности. В молодежной среде зарождаются новые нормы и ценности, меняются мировоззрение и образ жизни, вносящие в культуру и социум элементы неопределенности, бездуховности а порою даже лицемерия и безнравственности. Поэтому важно создавать условия через различные информационные и досуговые каналы передачу народных знаний, понятий, нравственных норм идентичных российской цивилизации.

Практическая реализация принципа соразмерности традиционных и инновационных процессов культурной динамики, по убеждению H. Чумаченко, определяется преобладанием механизмов сохранения, поскольку ориентация на сохранение всегда доминировала над изменением. Оптимальные взаимосвязи процессов воспроизводства культурного наследия (то есть актуализации, востребованности уже существующих в культуре или существовавших ранее явлений, ценностей, норм, традиций) и процессами культурной инновации предполагает стопроцентное возвышение первой тенденции [76].

Помимо общепринятых ориентиров воспитания и развития нравственности и культуры молодежи, ведущим направлением становиться процесс творческой самореализации личности, образования, направленного на гармоническое и эстетическое воспитание молодого поколения, тогда «качественный рост профессионального образования отражает изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологии» [20, с. 105].

Структура возрождения традиционной народной культуры включает средства социально-культурной деятельности объединяющие ведущие педагогические принципы:

- последовательный переход от простых к более сложным задачам;

- смена ритма жизнедеятельности участников процесса возрождения, включающее чередование разговоров и действий, совместной парной, групповой, индивидуальной деятельности;

- получение участниками радости от занятий;

- применение технологий, соответствующих цели эксперимента;

- предоставление возможности каждому, участнику, изучить обряды.

исследования B.M. Рябкова, рассматривают особенности духовной праздничной культуры общества, цель которой удовлетворение досуговых потребностей различных групп населения, при помощи различных средств, форм и технологий, типами культурно-досуговых учреждений, в их историческом развитии [58, с. 3].

Учреждения культурно-досугового типа, по мнению А.Д. Жаркова являются общественно значимыми центрами на территории района населённого пункта. Деятельность подобных, учреждений культуры направлена на активизацию и творческое развитие личности в сфере свободного времени развитие культурной самодеятельности масс. Ведущей формой традиционной народной культуры, применяемой в учреждениях культурно-досугового типа, является декоративно-прикладное искусство.

Таким образом, мы, видим связь учреждений культуры, как с целями, так и со средствами достижения этих целей, важнейшим из которых является процесс создания духовных ценностей [27, с. 287].

Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира. Нарушаемое в мире единство человека с природой, землей настоятельно заставляет обратиться к народной мудрости - памяти рода человеческого. А значит, возникает потребность восстановления истории народа, его образа жизни и творчества. Этими мотивами самосохранения объясняется тяга общества к таким традиционным художественным проявлениям как фольклор и ремесло, к их истории [35, с. 134].

Организация кружков декоративно-прикладного искусства в учреждениях культуры продиктовано жизненной необходимостью, так как сфера его влияния непрерывно расширяется и охватывает самые разнообразные стороны жизни современного человека.

Одна из главных особенностей народного декоративно-прикладного искусства - рукотворность произведений. Каждое изделие народного мастера неповторимо, оно как бы хранит частичку его души, тепло рук. Художественные принципы и творческая методика декоративно-прикладного искусства вырабатывается самими мастерами в процессе их художественной практики, и передаются от мастера к мастеру, от поколения к поколению.

Организация кружков декоративно-прикладного искусства в учреждениях культуры дает возможность расширить кругозор, активизировать образное мышление, а также наиболее полно выявить индивидуальные способности каждого подростка [42].

Эстетическая значимость общения подростков с произведениями народного искусства, с процессом изготовления нужных и полезных в жизни вещей, умение создавать их, важна для общего развития детей, для воспитания в них здорового нравственного начала, уважения к труду, развития художественного вкуса на лучших образцах этого искусства.

Дети любят работать с разнообразными материалами, конструировать, выполнять вещи практического назначения. Обучение декоративно-прикладному искусству органично сочетается с развитием художественного вкуса и творческого воображения.

Приобщаясь к занятиям искусства, человек воспитывает свой вкус, учится находить красоту в обыденном, приучается творчески мыслить.

Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Актуальная задача патриотического воспитания во многом реализуется через любовь детей к традиционному искусству. Значение народных традиций велико для воспитания подрастающего поколения. Народное искусство является воплощенным представлением народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Отличительной особенность декоративно-прикладного народного творчества является яркость красок, контрастность рисунка, пристрастие к растительным, животным или геометрическим орнаментам [15, с. 25].

Одним из средств передачи традиционной народной культуры являются песни. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Ребенок должен быть счастлив сегодня, а не завтра… Как ни парадоксально, ребенок счастлив, когда поет. Песни грустные поет редко, хотя есть много очень печальных сиротских песен, но не поет этих песен, эти песни - не их, а о них. Главное назначение песни - привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Большинство колыбельных песен раскрывает огромную силу материнской любви [25, с. 208].

Среди детей подросткового возраста более всего распространены веселые, задорные, шуточные песни. Самый богатый репертуар у юношества. Это свадебные плачи невесты, обрядовые, ритуальные. Каждому возрасту соответствуют свои песни. Они сопровождают человека от рождения до смерти. Воздействия на чувства человека, они одновременно влияют на его сознание и поведение. Вот почему их с полным основанием можно отнести к комбинированным средствам народного воспитания. Мы должны знать различные песни, уметь убеждать родителей в необходимости разучивать их с детьми.

Сказки являются важными воспитательными средствами, в речении столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания, убедительно доказала педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение.

Образность - важная особенность сказок. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера: отвага, трудолюбие, остроумие; такие черты как физическая сила, смелость, мужество. Образность добавляется забавностью сказок - тонким и веселым юмором.

Важнейшей особенностью сказок является - дидактизм, который носит поучительный характер «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

В сказках поднимаются многие проблемы народного воспитания. Наиболее обобщенно роль сказок представил в своих трудах В.А. Сухомлинский. Он эффективно исправил их в воспитательном процессе. Педагоги прошлого, в том числе К.Д. Ушинский включали сказки в свои учебные книги, хрестоматии.

Одним из средств традиционной народной культуры являются пословицы. В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы, осуждения. «Нарожать - нарожала, а научить не научила», «Что мать в голову вобьет, того и отец не выбьет», «Родительское слово мимо не молвится», «Добрая совесть - глаз божий» [48, с. 365].

У всех народов трудовое воспитание является главной задачей. Праздность осуждалась народом как явление чуждое «Жизнь, потраченная на сон - пропавшая жизнь», «Сегодняшнюю работу не взваливай на завтрашнего верблюда». Однако в воспитательной работе с детьми необходимо использовать те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает.

Основным фактором народного воспитания является природа. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина.

Патриотизм - это, прежде всего, любовь к родной природе. Эта любовь не требует шума, крикливости. Как сказал Булат Окуджава, патриотизм - дело тихое и интимное [19].

Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины, родной природы: дуб - батюшка, Волга - матушка.

Школьной педагогике можно было бы многому поучиться у педагогики народной, в т. ч. и в приучении детей к духовному общению с природой «Чело дома приглянулось ласточкам - счастье семье», «Дятла стук услышишь - день предстоит радостный». Природа великая, огромная Вселенная, природа - малая вселенная - и определили принцип природосообразности в качестве высшего, основного принципа воспитания. Все, что согласуется с природой, должно рассматриваться как благо; что противоречит ее развитие, как зло и развращение. Этот принцип в свое время был глубоко и всесторонне обоснован Я.А. Коменским [45]. На тех же позициях стояли Ушинский, Толстой. Что же касается системы воспитания Сухомлинского, то она вся насквозь природосообразна, жизнеспособна и в этом ее сила.

Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра. Это величайшее чудо из чудес, изобретенных человеком сообразно природе.

Игра - удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Он связана с песней, танцами, плясками, сказками, загадками и другими видами народного творчества как средствами воспитания народной культуры. «Пока молоды, резвитесь, играйте, смейтесь, чтобы не сожалеть позднее!» Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему учитель должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе и во внеклассной работе [9, с. 59].

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, почти исчезают сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Так может возникнуть необходимость в создании кружка народных игр.

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе», «Обычай крепче закона». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов. Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами, т.е. исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий. Традиционны в народе многие праздники, с языческих времен они дожили до наших дней, входя в современные религиозные системы [16, с. 80-81].

Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость: «Без большого корня древа не бывает».

Обряды, традиции, обычаи сопутствуют каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Обязательные для всего общества, они духовно сплачивают народ [13].

Бережно передаваемые из рода в род, традиции выполняют роль исторической памяти, осуществляя связь поколений.

Приобщение подростков к изучению традиционной народной культуры может происходить в условиях кружков и ансамблей народного творчества, детских и молодежных фольклорных коллективов, которые действуют как на базах школ, так и на базах учреждений дополнительного образования. Активное участие в праздниках «Ивана Купала», «Масленица», «Святки», «Сретенье» и других, дает знание народных традиций, истории страны не только детям, участвующим в таких коллективах, но и всем школьникам, являющимся зрителями таких мероприятий.

Обязательным условием включения участников фольклорных коллективов в традиционную народную культуру является их обширная подготовительная работа: детям раскрывается суть праздника, они разучивают загадки, поговорки, песни, сказки, былины и стихи, танцы и игры, готовят соответствующие атрибуты и костюмы.

В процессе подготовки подростков к традиционной народной культуре следует уделять особое внимание составляющим ее элементам: традиционным народным песням, загадкам, пословицам и поговоркам, обрядовым танцам, ритуальным обрядовым действиям, совершаемым через прием театрализации.

Современная социально-культурная ситуация в стране характеризуется динамичным развитием, и преобразованием культурных компонентов повседневной, жизнедеятельности людей. При этом существенно меняется структура социально-культурной деятельности, она освобождается от заорганизованности, администрирования и приобретает гуманистическое общечеловеческое содержание, делает актуальным индивидуальное своеобразие, национальную самобытность, авторское начало в культурной деятельности, позволяющей приобщать население к традиционной культуре Родины. Данная ситуация предполагает глубокое переосмысление общественной значимости социально-культурной деятельности как составной части единого процесса повышения культуры каждой личности. Разработка теоретико-методологических, методических, организационно-управленческих проблем в этой сфере даёт возможность преодолеть кризисные явления в социально-культурной деятельности [81, с. 157].

Таким образом, в целях сохранения, возрождения и преемственности традиционной народной культуры важное значение имеет культурно-досуговая деятельность. Современные технологии традиционной народной культуры в формировании личности подростков средствами социально-культурной деятельности разнообразны их выбор и использование определяется не только областью применения, но и профилем учреждения культуры. Проблема сохранения, развития и возрождения традиционной народной культуры в Российской Федерации, в целом, и в регионах, в частности, должна рассматриваться как одна из ведущих проблем современности и решаться на общенациональном и государственном уровнях. И в этом плане деятельность учреждений культуры, приобретает особую значимость, способствуя развитию молодого поколения на основе традиционных ценностей.

Делись добром ;)