Актуализация традиционной народной культуры в формировании личности подростков средствами социально-культурной деятельности

дипломная работа

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Реалии сегодняшнего дня полны острых и неразрешимых противоречий связанных с наступлением «массовой культуры» отрицательно влияющие на сознание и нравственные представления россиян. Поэтому порой сегодня остро стоит задача сохранения и возрождения осознания принадлежности к своему народу, к своим корням, воспитания духовно богатой личности.

В мире сегодня на первый план вышли не только экономические но и социо-культурные проблемы общества. Прежде всего это восстановление : этнокультурной идентичности, связанная с потерей духовных созидательных начал и нравственных ценностей своего народа, разрыв и отчуждение между поколениями. Все это в итоге приводит к ослаблению иммунитета, безвкусию в современной утилитарной культуре, росту числа молодежных контр-социальных культур способствующих порой противоправного и анти-социальному поведению. Подобные проблемы не обошли и России, порою молодые люди не зная своих традиций увлекаются чуждыми и жестокими обрядами других народов. Это происходит в первую очередь потому что потеряна связь между традиционным обществом и традиционной русской народной культурой.

Бесценность знаний составивших ядро традиционной народной культуры определяется заложенными в нем духовно-нравственными ценностями. Ведущими ценностями, среди которых являются - любовь к русской земле и Родине, природе, своему роду: семье, матери и материнству, уважение к учению, трудолюбие, культурному наследию: песням сказкам своего и других народов. Идентичные для традиционных культур разных народов духовно-нравственные нормы и правила, по своему раскрываются в культуре разных народов. Это как правило самобытные, уникальные для объекты материального и нематериального культурного наследия : памятники народного зодчества и предметы декоративно-прикладного творчества, народная музыка, танец, фольклор и др.

В деятельности государственных структур настоящее время сформулированы главные задачи по сохранению и развитию традиционных культур народов России, в их основе лежит патриотическое, духовно-нравственное воспитание.

Органы государственного управления культурой и образованием, Дома и Дворцы культуры, Дома народного творчества, фольклорные и этнокультурные центры, культурно-досуговые центры и другие социально-культурные учреждения активно решают данные задачи. В качестве поощрения деятельности по приобщению населения к народной культуре разработаны и присуждаются гранты Президента Российской Федерации, лучшим творческим этнокультурным проектам национального значения.

Роль социально-культурной деятельности в приобщении подростков к традиционной народной культуре традиционно важна. Обычно маленькие дети в детстве окружены народными играми, песнями, сказками, поговорками, загадками то с переходом ребенка в подростковый возраст это окружение заметно меняется на противоположные интересы. В круг подобных интересов, как правило, не входит народная культура. с возрастом интересы личности растущего человека отходят от основ родной культуры, и далеко не все продолжают интересоваться ею. В тоже время подросток может оказаться вовлеченным в чуждые культуры и традиции: ирландские, испанские, американские и тп. Чужие традиции может быть и чрезвычайно интересны, но они оторванные от родных корней. Порою у подростков происходит разрушение ментального иммунитета, происходит кризис народного самосознания. Человек живет в стране, обществе и не знает традиций и культуры своего народа. Отсюда возникает острейшая социо-культурная проблема - актуализация народных традиций к интересам и потребностям молодежи.

Учреждения культуры на сегодняшний день обладают рядом возможностей для актуализации традиционной народной культуры средствами социально-культурной деятельности среди подростков.

Проблема актуализации традиционной народной культуры в формировании личности подростков средствами социально-культурной деятельности является актуальной на сегодняшний день. Поскольку, для развития личности подростка огромным воспитательным потенциалом обладают традиции народной культуры. Они раскрывают перед подростком возможности притронуться к бессценному роднику народных мудростей. , Служа делу к приобщению истории родного края, страны и национальной культуры. Неоценимое значение в вопросах приобщения к народной культуре, имеют мероприятия, где подросток сам может научится различным видам народного ремесла.

Проблема исследования заключается в противоречии между большим воспитательным потенциалом традиционной народной культуры и недостаточным использованием возможностей социально-культурной деятельности в процессе ее актуализации среди подростков.

Степень научной разработанности проблемы. Содержание понятия народная культура и заложенные в ней духовно-нравственные ценности нашли отражение в трудах российских ученых: А.С. Каргина, Т.И. Баклановой, Т.С. Комаровой, Д.С. Лихачева, М.А. Некрасовой, Т.Я. Шпикаловой. Педагогические основы традиционной народной культуры, народного художественного творчества в современных социокультурных условиях разработаны М.И. Долженковой, М.С. Жировым, О.Я. Жировой, Г.М. Королевой, Л.В. Косогоровой, А.В. Нестеренко и других.

История и современные проблемы развития традиционных росских ремесел изложены в трудах Т.Л. Астраханцевой, Н.С. Григорьевой, Т.И. Дулькиной, А.Б. Салтыкова и других.

Природа социально-культурной деятельности и её роли в воспитании подрастающего поколения, общественное значение по созданию, освоению, сохранению, распространению и развитию ценностей традиционной народной культуры изучены в работах Т.Г. Киселёвой, Ю.Д. Красильникова, И.С. Кона.

Объект исследования - традиционная народная культура.

Предмет исследования - условия формирования личности подростков средствами социально-культурной деятельности.

Цель исследования теоретически обосновать специфику актуализации традиционной народной культуры в формировании личности подростков средствами социально-культурной деятельности и разработать программу по исследуемой проблеме.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- раскрыть роль традиционной народной культуры в формировании личности подростков средствами социально-культурной деятельности;

- рассмотреть технологии традиционной народной культуры в формировании личности подростков средствами социально-культурной деятельности

- проанализировать деятельность культурно-досуговых учреждений по актуализации традиционной народной культуры в формировании личности подростков средствами социально-культурной деятельности;

- разработать программу по совершенствованию традиционной народной культуры в формировании личности подростков средствами социально-культурной деятельности.

Методы исследования включают: теоретический анализ философской, социологической, культурологической, психологической и педагогической литературы; анкетирование; наблюдение.

Эмпирической базой исследования являются:

- Основы законодательства Российской Федерации о культуре (с изменениями на 28 ноября 2015 года) (редакция, действующая с 1 января 2016 года);

- Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. № 56-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».

- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.».

- Стратегия развития сферы культуры Белгородской области на 2013-2017 годы.

- Государственная программа Белгородской области «Развитие культуры и искусства Белгородской области на 2014-2020 годы».

- Долгосрочная целевая программа «Молодость Белгородчины» на 2013-2017 годы».

- Долгосрочная целевая программа «Государственная охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Белгородской области на 2012-2016 годы».

- Устав Глинновского сельского дома культуры Новооскольского района Белгородской области.

- Годовой отчет и план работы Глинновского сельского дома культуры Новооскольского района Белгородской области.

Апробация результатов исследования.

- Токарева, В.В. Актуализация ценностей народной обрядовой культуры среди подростков средствами социально-культурной деятельности [Электронный ресурс] / В.В. Токарева // Студенческий научный форум-2016: матер. VIII Междун. студ. науч. электрон. конф. - Электрон. текст дан. - Режим доступа: http://www.sсiеnсеfоrum.ru

- Токарева, В.В. Актуализация традиционной народной культуры в формировании личности подростков средствами социально-культурной деятельност / В.В. Токарева // Доклад: матер. науч.-практич. конф. «Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям».

- Токарева, В.В., Березовская Е.А. Проект «Под одной крышей» [Электронный ресурс] / В.В. Токарева, Е.А. Березовская // Disсоvеry Sсiеnсе - 2016: междунар. интеллект. конк. студ. и асп. - Электрон. текст дан. - Режим доступа: http://sоwа-ru.соm/studеnt-disсоvеry-sсiеnсе-2016

Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Делись добром ;)