logo
Активные формы обучения на уроках английского языка

2.3 Эффективность использования игровой формы обучения на уроках английского языка

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. В.П. Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии» дает определение педагогической технологии, как систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности [21, c. 48].

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

В качестве исследования эффективности использования игровых технологий в обучении английского языка был проведен урок в 5-м классе на тему «Введение и первичное закрепление грамматики Past Simple Tense». Разработка урока представлена в приложении А.

По окончанию урока было проведен опрос, с целью выявления отношения к предмету.

Так, на вопрос «Какие предметы тебе нравятся изучать, а какие не нравится?» положительный ответ в отношении английского языка дали 86% учащихся. Анкеты позволяют сделать вывод о наличии комфортной ситуации на уроках английского языка и об интересе к этому предмету для большинства учащихся.

На вопрос «какие формы работы на уроке тебе нравятся?» результаты показывают, что игра является любимой формой работы учащихся на уроке.

Диагностика результатов обучения показала, что на уроках где регулярно проводятся игры, выше успеваемость учащихся. По окончании изучения тем проводились срезовые работы, тестирование, с целью выяснения уровня усвоения материала. Результаты показали, что дети значительно лучше усваивали те темы, в которых использовались игры.

Преимущества использования игровых форм обучения:

Учащиеся составляют кроссворды, и класс их разгадывает на уроках, либо проводятся конкурсы любителей кроссвордов по темам.

Учащиеся пишут интересные сочинения, в которых используются приобретенные знания, делают рисунки к своим ответам.

Овладевают умением создавать тексты в публицистическом стиле на общественно-политические, морально-этические темы.

Умеют слушать и слышать, умеют отстаивать свои взгляды, убеждения.

Происходит расширение кругозора, интеллектуальное взаимообогащение, развитие эстетического вкуса.

Творчески подходят к решению той или иной проблемы.

В процессе игровой деятельности учащиеся имеют возможность практического применения умений и навыков, полученных на уроках. Ребята четче формулируют вопросы для выяснения существенных признаков предмета, или явления. Учатся объяснять свою точку зрения, пытаются отстаивать ее.

В процессе подготовки и проведения сюжетно-ролевых игр учащихся развивается умение фантазировать, слышать других, контактировать с ними, учатся подключать весь свой жизненный опыт, синтезируют умения и навыки в едином акте действия, учатся постигать особенности мышления англоязычных людей.

Таким образом, использование игры на уроках английского языка имеет большое значение для формирования новых умений и навыков. Использование различных игровых приёмов и ситуаций на уроках способствует формированию дружного коллектива в классе, воспитывают ответственность и взаимопомощь, так как в игре они должны быть «одной командой», помогать и поддерживать друг друга. Та же хотелось бы отметить, что использование игр и игровых приёмов на различных ступенях обучения не только помогает в изучении иностранного языка, но и выполняет определённую роль при переходе учащихся на новую, более высокую ступень развития.