1.3 Классификация форм обучения активизирующие познавательную деятельность школьников
Наиболее эффективными приемами активизации познавательной деятельности учащихся на уроках являются [5, c. 33]:
1. нетрадиционное начало традиционного урока (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма).
2. постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках:
- ситуация неожиданности;
- ситуация конфликта;
- ситуация несоответствия;
- ситуация неопределенности;
- ситуация предположения;
- ситуация выбора.
3. использование видео и компьютерной наглядности, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.
4. использование индуктивных и дедуктивных логических схем. Современные педагогические технологии предлагают различные формы графического отображения материала от традиционных схем и таблиц до опорных конспектов, фреймов и кейсов.
5. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей». Эффективным диагностирующим материалом является упражнение на составление синквейна по изученному вопросу, так как позволяет увидеть в целом уровень усвоения материала учащимися, а также присутствие оценочных ассоциаций, передающих личностное восприятие. Достаточно результативным является применение «рассказов с ошибками». Учителем или же самими учениками составляются предложения или целые рассказы, содержащие фактологические ошибки. Данное упражнение позволяет развивать мышление, аналитические умения, внимание и наблюдательность.
Особое внимание следует уделить отработке понятий. Для более глубокого понимания и лучшего запоминания учащиеся получают задание изобразить понятие графически и подобрать ассоциирующиеся слова. При использовании подобного задания на этапе проверки знаний, изображения и ассоциации представляются остальным группам без называния понятия, что позволяет быстро и объективно отследить степень понимания и усвоения терминологического аппарата [9, c. 116].
6. Элементы -- «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы).
7. Реализация индивидуально -- дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава).
8. Нетрадиционные виды уроков, которые отличаются от традиционных следующими принципами:
- максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке;
- поддержка альтернативности и множественности мнений;
- педагогически обоснованная дифференциация учащихся по следующим критериям: учебные возможности, интересы и склонности, характер мышления.
Выбор вида нетрадиционного урока обусловлен уровнем мотивации к учению и уровнем познавательных возможностей учащихся. В классах с низким уровнем мотивации лучше всего проводить уроки следующих видов: ролевая игра, путешествие, экскурсия, интегрированный урок, взаимообучение. Их целью является формирование у школьников мотивации к изучению предмета, а также развитие творческого потенциала детей.
9. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические). В методической литературе описано большое количество игровых сюжетов, представлены классификации, рассматривающие в основном общепедагогические аспекты игровых способов обучения. Отношение учителей к игровым технологиям неодинаково: одни используют их очень активно, считая результативными, другие -- предпочитают классические формы учебного процесса. Для дальнейшего развития игровых технологий и более полного использования их педагогических возможностей, особенно с точки зрения развития личности учащихся, представляет интерес выявление особенностей развития игровых технологий, мнений учащихся и учителей о педагогических играх.
Активные формы обучения, в том числе и игровые, получили в последнее время широкое применение на уроках различных предметов. Использование игр в обучении решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны.
Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Возможность совещаться, обсуждать проблемы позволяет также удовлетворять потребность подростков в общении. Включение в структуру урока игровых моментов может быть использовано для снятия усталости и для развития личностной свободы и раскованности ребят, особенно невротизированных, слабых и неуверенных в себе. Основным способом проявления активности ученика является развитие его мышления, прежде всего, критического и творческого и увеличение количества элементов самостоятельного поиска и решения учебных задач [10, c. 64].
Как вариант возможно применение не всей игры в целом, а игровых приемов. Они могут занимать как весь урок, так и часть его. Проведение игрового урока не всегда возможно по разным причинам и не в последнюю очередь из-за малого количества учебных часов, отведённых на предмет, а элементы игры удобно использовать на практически любом уроке. Например, «Цепочка»: ученики по очереди задают вопросы друг другу, вовлекая весь класс в составление вопросов и ответов. «Верю -- не верю»: учителем называются утверждения, ученики должны выразить согласие или несогласие (вставанием, поднятием руки и т.д.). Данный приём можно применять также и в письменном виде.
10. Выполнение школьниками заданий творческого характера (мини-сочинение, эссе, фотовыставка, сюжет видеофильма, кроссворд, сканворд, ребусы, анаграммы, предметные рисунки, урок-конкурс, урок-представление).
11. Контроль знаний и умений учащихся в форме зачета (терминологического, учебной встречи с элементами соревнования, зачета по номенклатуре, хронологического).
Однако использование выше обозначенных активных форм организации обучения будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- активная заинтересованность педагога в формировании не столько ЗУНов, сколько образовательных компетенций;
- переход к «субъект-субъектному» варианту взаимодействия между учителем и учащимися;
- постоянный рост самостоятельной работы учащихся;
- методическое обеспечение практического обучения по учебным дисциплинам;
- обновление материальной базы и ее соответствие современным технологиям образования и др.
Таким образом, применение активных форм организации обучения можно считать одним из основных путей формирования ключевых компетентностей современного выпускника средней школы.
Особенности активных форм обучения заключаются в решении психологических проблем в коллективе, высоком уровне мыслительной (интеллектуальной), аналитической деятельности школьников. К тому же практическая деятельность способствует более прочному усвоению знаний. Повышает интерес к занятию, что сопряжено с положительными эмоциями и идет эмоционально-интеллектуальный отклик на обучение. Наблюдается высокий уровень мотивации, самоуправления. Общение происходит на деловой основе. Развиваются творческие и коммуникативные способности.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. Роль и значение активных форм обучения в учебной деятельности
- 1.1 Сущность и содержание активных форм обучения в современной школе
- 1.2 Общедидактические принципы использования активных методов обучения
- 1.3 Классификация форм обучения активизирующие познавательную деятельность школьников
- 2. Игровая деятельность как одна их форм активного обучения английскому языку в средней школе
- 2.1 Особенности использования игровой технологии на уроках английского языка
- 2.2 Методика применение различных игр на уроках английского языка
- 2.3 Эффективность использования игровой формы обучения на уроках английского языка
- 2.1. Воспитательная роль урока английского языка
- Тсо и современные информационные технологии на уроке английского языка
- Ролевая игра как средство создания мотивации к овладению иностранным языком на уроках английского языка в начальных классах
- Аудирование на уроках английского языка
- 1.2 Использование мультимедийных технологий на уроках английского языка
- 1.1 Особенности организации современного урока английского языка
- 1.1 Особенности организации современного урока английского языка
- Использование компьютерной программы Reward InterN@tive в обучении английскому языку
- Методика обучения английскому языку