1.2 Разные подходы к классификации методов обучения
Существуют разные подходы к классификации методов обучения, хотя для преподавателя любая классификация имеет практический смысл лишь в той мере, в какой помогает ему осуществлять целенаправленный выбор соответствующего метода обучения или их сочетания для решения конкретных дидактических задач. Соответственно, рассмотрим различные классификации.
В зависимости от направленности на формирование системы знаний или овладения умениями и навыками активные методы обучения делят на неимитационные и имитационные (Семушкина, Ярошенко, 2001). Имитационные предполагают, как правило, обучение профессиональным навыкам и связаны с моделированием профессиональной деятельности. При их применении имитируются как ситуации профессиональной деятельности, так и сама профессиональная деятельность. Имитационные методы, в свою очередь, делят на игровые и неигровые в зависимости от принимаемых студентами условий, выполняемых ими ролей, взаимоотношений между ролями, устанавливаемых правил, наличия элементов состязательности при выполнении заданий.
Среди активных методов обучения в медицинских вузах выделяются:
- лабораторные практикумы (изучение материальных и материализованных объектов; препаратов, муляжей, приборов, макетов, фантомов);
-- решение клинических задач, выполнение мануальных действий на моделях или пациентах (навыки пальпации, перкуссии, аускультации, остановка кровотечения, искусственное дыхание и т.д.);
-- учебные ролевые и деловые игры; -- учебно-исследовательская работа студентов (БИРС) и научно-исследовательская работа студентов (НИРС); рецензирование и реферирование литературы, выполнение курсовых и дипломных работ, составление учебной истории болезни.
Они реализуются на основе как неимитационных, так и имитационных методов (табл. 1).
Классификация активных методов обучения (Смолкин А.М. 1991)
Активные методы обучения |
|||
неимитационные |
имитационные |
||
игровые |
неигровые |
||
· проблемная лекция, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс-конференция; · эвристическая беседа; · поисковая лабораторная работа; · учебная дискуссия; · самостоятельная работа с литературой; · семинары; · дискуссии |
· деловая игра; · педагогические ситуации; · педагогические задачи; · имитация деятельности на тренажере |
· анализ конкретных производственных ситуаций; · решение ситуационных задач; · упражнения-действия по инструкции; · выполнение индивидуальных заданий в процессе производственной практики и т.п. |
Классификация методов обучения
Методы обучения, направленные на первичное овладение знаниями |
Методы обучения, направленные на закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков |
||||
Информационно-развивающие |
Проблемно-поисковые |
Репродуктивные |
Творчески-воспроизводящие |
||
Сообщение готовой информации |
Самостоятельное добывание знаний |
||||
-Лекции -Объяснение -Рассказ -Беседа -Демонстрация учебного кинофильма |
-Самостоятельная работа с книгой -Самостоятельная работа с обучающей программой |
-Эвристическая беседа (проблемное изложение) -Поисковая лабораторная работа -Учебная дискуссия -Исследовательский центр |
-Пересказ учебного материала -Выполнение упражнений по образцу -Лабораторная работа по инструкции -Работа на тренажёре |
-Сочинение -Вариативные упражнения -Поисково-исследовавтельские лабораторные работы -Анализ производственных ситуаций -Решение ситуационных производственных задач -Деловые игры |
Большинство указанных методов обучения носит проблемный характер. Они наиболее адекватно соответствуют логике врачебного (профессионального, клинического) сознания и мышления, поэтому они предпочтительны для всего периода обучения в вузе. Степень самостоятельности студентов должна возрастать по мере продвижения, т.е. в самом начале быть частично-поисковой, а затем приобретать не только поисковый, но и в ряде случаев исследовательский характер. Функция проблемного обучения состоит в том, чтобы сформировать у студентов способность к творческой профессиональной деятельности и потребность в ней, развить мыслительные способности, рефлексию и целеполагание. Использование проблемно-поисковых и исследовательских методов обучения во внеаудиторное время определяет систему учебно-исследовательской (УИРС), научно-исследовательской работы студентов (НИРС).
Следует иметь в виду, что большая часть методов активного обучения имеет многофункциональное значение в учебном процессе. Например, разбор конкретной ситуации может быть применен для решения, по меньшей мере, трех дидактических задач: закрепление новых знаний (полученных на лекции); совершенствование некоторых профессиональных умений; активизация обмена знаниями и опыта.
Можно выделить четыре узловые функции учебного процесса:
Ш сообщение учебной информации (задача пополнения знаний);
Ш формирование и совершенствование профессиональных умений и навыков;
Ш активизация освоения передового опыта, обмена знаниями и опытом;
Ш контроль результатов обучения, для реализации которых применение тех или иных методов представляется наиболее целесообразным (Васильев, 2004).
1. Сообщение учебной информации. Эта функция реализуется в основном в форме лекционных занятий. Здесь возникают следующие дидактические задачи: разрушить неверные стереотипы, заинтересовать, убедить, побудить к самостоятельному поиску и активной мыслительной деятельности, помочь совершить мысленный переход от теоретического уровня к прикладным знаниям и др. Для решения этих задач применяются следующие методы активного обучения: лекция-беседа или диалог с аудиторией; лекция-дискуссия; лекция с применением техники обратной связи; лекция с применением элементов "мозговой атаки"; лекция с разбором микроситуаций; лекция-консультация; групповая консультация ("пресс-конференция"); программированная лекция-консультация и др.
2. Формирование и совершенствование профессиональных умений и навыков. Здесь решается целая гамма дидактических задач, как неспецифических (закрепить полученные знания, формировать умение применять их на практике), так и специфических, с учетом особенностей обучаемого контингента, в числе которых формирование и совершенствование умения работать с информацией, анализировать и обобщать, принимать и обосновывать решения, аргументировано их защищать в дискуссии, взаимодействовать, управлять процессом в динамике его развития и т. д. Для решения этих задач, применяются в основном имитационные методы активного обучения, как игровые, так и неигровые.
К неигровым относятся: анализ и обсуждение конкретных ситуаций; решение ситуационных (производственных) задач; разбор инцидентов (конфликтов, событий); разбор деловой документации.
К игровым методам относятся: разыгрывание ролей (инсценировка); деловые имитационные игры; игровое проектирование и другие формы игровых занятий.
В учебном процессе наряду с имитационными могут применяться и неимитационные методы активного обучения. При этом принцип адекватности учебно-познавательной деятельности профессиональной реализуется не посредством имитации последней, а на основе выполнения обучаемым определенных профессиональных действии и функций в реальных условиях, к таким методам можно отнести:
Ш решение производственной задачи непосредственно на рабочем месте;
Ш групповое игровое проектирование на реальном объекте;
Ш анализ и обобщение конкретных рабочих материалов (документов, проектов и т. п.);
Ш стажировка на рабочих местах и должностях (на практике, либо при подготовке резерва на должности руководителей);
Ш выполнение специальных заданий аналитического характера одновременно в учебных и практических (консультативно-исследовательских) целях и т.п.
3. Активизация освоения передового опыта, обмена знаниями и опытом. Основные дидактические задачи, стоящие перед преподавателями состоят в том, чтобы заинтересовать опытом, убедить в его прогрессивности, сформировать конструктивную позицию в отношении нововведений, пробудить чувство нового, выработать творческий подход к использованию чужого опыта, вызвать рефлексивную (критическую) самооценку собственной практики и т.п.
К методам активного обучения данной группы относятся: стажировка на предприятиях; выездные тематические занятия; дискуссии и др.
Разумеется, освещение передового опыта, как и активный обмен знаниями и опытом, происходит и с применением методов обучения, входящих в первую и вторую группы, т.е. при проведении лекционного занятия в активной форме или при анализе конкретной ситуации, проведении деловой игры.
Но в третью группу выделяют именно те методы, главным назначением которых в учебном процессе является активизация освоения передового опыта.
4. Контроль результатов обучения. Традиционные методы контроля знаний такие, как зачет, экзамен и др., используются повсеместно, но если речь идет о классификации методов активного обучения, то к данной группе должны быть отнесены именно такие способы контроля, которые активизируют учебно-познавательную деятельность. Кроме того, применительно к целям обучения следует иметь в виду, что нас интересует не репродуктивный, а продуктивный результат обучения. Отсюда вытекают следующие дидактические задачи: проверить умение оперировать полученными знаниями, умение применять их при решении практических задач, умение самостоятельно анализировать, обобщать и делать практически значимые выводы, побудить к самоконтролю, самооценке и развитию собственных знаний, реализовать непосредственный переход от получения знаний к их применению в профессиональной деятельности.
К этой группе относятся такие методы контроля, как:
Ш тестирование;
Ш программированный контроль;
Ш итоговое собеседование;
Ш разработка и защита выпускных работ в форме рефератов, курсовых и проектов.
Представленная классификация не является жесткой. Не всегда можно провести четкую грань между отдельными группами и разновидностями методов.
Как уже было сказано, методы многофункциональны, однако ни один из них не является универсальным. И хотя одна и та же функция может быть реализована разными методами (например, сообщение учебной информации возможно не только в лекционной форме, но и при применении методов второй, третьей и четвертой групп), но все же не в одинаковой мере и с разной эффективностью.
Активные методы, направленные на первичное овладение знаниями, способствуют развитию мышления, познавательных интересов и способностей, формированию умений и навыков самообразования, однако, при их планировании стоит помнить, что они требуют значительного времени. Именно поэтому невозможно перевести весь учебный процесс только на применение активных методов. Наряду с ними используются и традиционные: обычная лекция, объяснение, рассказ.
При выборе метода обучения следует, прежде всего, проанализировать содержание учебного материала и использовать активные методы там, где наиболее действенно могут проявиться творческое мышление студентов, их познавательные способности, жизненный опыт, умение адаптироваться в реальной деятельности. Отметим, что наилучший результат обучения достигается при комплексном применении различных методов и других дидактических средств, в том числе приемов обучения.
Прием - часть метода, которая усиливает, повышает его эффективность (Семушкина, Ярошенко, 2001). Так, в практике обучения широко используются наглядные приемы обучения, сопровождающие лекцию, объяснение, рассказ, беседу: показ изображений на таблицах, плакатах, учебных картах, демонстрация моделей, натуральных объектов, устройств и механизмов. Объяснение учебного материала может сопровождаться демонстрацией опытов, слайдов, показом видеофильмов и их фрагментов и т.п. Использование наглядных приемов не только помогает понять и лучше запомнить учебный материал, но и создает эмоциональное отношение к изучаемому, повышает интерес к нему. Особенно сильное эмоциональное воздействие на учащихся оказывает демонстрация видео- и кинофильмов, кинофрагментов, которые могут быть использованы и в качестве иллюстративного материала, и для создания проблемных ситуаций, на основе которых строится эвристическая беседа, учебная дискуссия.
Еще раз отметим, что выбор метода обучения зависит от целей занятия, его содержания, от состава студентов и уровня их подготовленности, возможностей преподавателя и соответствующих средств обучения. Преимущество метода активного обучения состоит в том, что студенты побуждаются к активной мыслительной деятельности. Этот метод способствует максимальному развитию творческого мышления, приучает студентов вдумываться в сущность явлений, отыскивать взаимосвязи между ними, формулировать выводы как теоретические положения.
Однако активное обучение требует от студентов определенных интеллектуальных умений, усилий мысли, заставляет преодолевать трудности. Не все студенты готовы к активному обучению. Некоторые из них накопили опыт такого обучения в школе, некоторые привыкли к традиционному объяснению преподавателя, а затем к ответу в виде пересказа прочитанного материала. Приучать студентов к активному обучению надо с "первых дней" вузовской подготовки. Они сразу должны почувствовать, что в вузе иная система обучения, чем в школе, и постоянно требуется думать, размышлять, поскольку - это важная составная часть профессиональной деятельности.