1.1 Особенности применения методов активного обучения в учебном процессе
Интеграция отечественной высшей школы в мировое образовательное пространство - проблема, которая является составной частью общенациональной проблемы реформирования народного образования в России. В связи с этим традиционная схема обучения, когда студентам передавались готовые знания, оказывается мало эффективной. Не всегда закрепление теоретических знаний и их использование в практической деятельности осуществляются одновременно с их получением. Как показывает практика, в большинстве случаев передача готовых знаний не всегда побуждает человека к готовности и способности выявлять и анализировать проблемы и определять самостоятельно пути их разрешения.
Требуется совершенно иной подход к организации обучения специалистов, нужна также и другая система взаимоотношений и взаимодействий между преподавателем и студентом.
Закономерно возникает вопрос: как изменить систему обучения специалистов, чтобы резко повысить эффективность этой учебы и добиться значительного повышения их профессионализма? Если подходить с позиций учебного процесса, то в нем имеется две участвующие стороны: с одной стороны, преподаватель, с другой - студент. В чем видится новая роль преподавателя? Прежде всего, в том, что преподаватель должен выйти из рамок учителя, который владеет глубокими теоретическими знаниями, различными методиками, инструкциями и другими нормами. Он должен стать квалифицированным консультантом, владеющим современными методами консультирования по разрешению различных проблем. В этом случае, студент превращается в союзника преподавателя в решении различных проблем.
В чем изменяется роль студента? Прежде всего, в том, что он становится активным участником учебного процесса. Студенты сами формулируют цель, выявляют проблемы, анализируют информацию, вырабатывают критерии и возможные пути решения проблем. Роль преподавателя заключается в направлении процесса обучения на разрешение практических проблем, приближение к реальным условиям. Таким образом, процесс обучения становится составной частью процесса совершенствования управления или производства.
Технология активного обучения - такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи (Коджаспирова, 2004).
Такая технология включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого из них в мыслительную и поведенческую активность, и направлена на осознание, отработку, обогащение и личностное принятие имеющегося знания каждым учеником. А. Дистервег считал, что "надо заставить ученика работать, работать самостоятельно, приучить его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами, что-то усвоить".
Следующие особенности технологии активного обучения обусловили высокую степень включенности учащихся в этот процесс:
Ш "вынужденная активность", принудительная активизация мышления и деятельности обучающихся;
Ш повышение эмоциональной включенности обучаемых и творческий характер занятий;
Ш обязательность непосредственного взаимодействия обучаемых между собой, а также с преподавателем;
Ш формирование коллективных усилий, интенсификация процесса обучения.
Использование подобной технологии преследует следующие цели:
Ш формирование навыков продуктивного общения в условиях учебного процесса;
Ш развитие умений аргументировать свою точку зрения, четко формулировать и излагать свои мысли;
Ш развитие способности анализировать сложные ситуации, выявлять главное и второстепенное, причины их возникновения, находить способы и средства их разрешения;
Ш совершенствование процессов внимания, памяти и мышления.
Хотя и в задачи технологии активного обучения входит развитие познавательной сферы студентов и сознательное, активное осмысление и усвоение ими информации, ее можно использовать только тогда, когда студенты уже владеют основами необходимой информации, полученной, как правило, традиционными методами. Поэтому нецелесообразно противопоставлять традиционные и инновационные методы. Необходимо находить их разумное сочетание и использовать сильные стороны в зависимости от стоящих перед учебно-воспитательным процессом задач и возникающих ситуаций.
Условия организации технологии активного обучения:
Ш проблемность;
Ш сотрудничество и кооперация;
Ш коллективное взаимодействие;
Ш управление формированием и развитием индивидуально-психологических особенностей обучаемых;
Ш вовлечение студентов в постоянную активную деятельность: отвечают, анализируют, оценивают, классифицируют и т.п.;
Ш изменение модели преподавателя: соорганизатор, партнер, интерпретатор, консультант (традиционно: организатор, информатор, консультант).
К методам активного обучения относятся те, при которых каждый учащийся вынужден активно добывать, перерабатывать и реализовывать учебную информацию, представленную в такой дидактической форме, что это обеспечивает объективно существенно лучшие, по сравнению с традиционными способами результаты обучения практической деятельности.
Такое понимание проблемы дает следующее преимущество:
Однозначно определяется цель активного обучения -- добиться существенно лучших результатов, чем при традиционном общепринятом методе.
Отсутствует жесткое ограничение, что конкретно относить к активным методам.
Обозначено главное отличие -- способ получения, переработка и реализация учебных сведений.
Зафиксирована четкая нижняя граница -- практическая деятельность, т.е. предусмотрено, что активными методами можно формировать и совершенствовать истинное творчество.
Обусловлен объективный критерий лучших результатов, т.е. не общеизвестные, завышенные субъективные отметки на зачетах и экзаменах, а документированные результаты решения задач, тестового контроля, самостоятельной работы учащегося с реальными объектами профессиональной деятельности, например у студента-медика, и врача -- работа с больными.
Цель и условия -- объективно лучшие результаты обучения и высокий уровень обучения.
Исходя из всего вышеперечисленного, выделились три важнейших направления, улучшающих качество обучения в сравнении, как с традиционными методами, так и со всеми перечисленными методами и средствами обучения:
Ш это оптимизация профессионального мышления посредством обучающих алгоритмов;
Ш оптимизация профессиональных умений и навыков с помощью программированного обучения;
Ш моделирование профессиональной деятельности, наивысшая форма которого -- дидактические игры, как новый эффективный метод подготовки специалиста.
Активные методы обучения могут быть использованы на разных этапах учебного процесса: при первичном владении знаниями, закреплении и совершенствовании знаний, формировании умений и навыков. Нельзя резко разделить имеющиеся методы обучения на активные и неактивные. Используя разнообразные приемы активизации познавательной деятельности, преподаватель добивается повышения познавательной активности студентов.