logo
Активные методы обучения

1.1 Особенности применения методов активного обучения в учебном процессе

Интеграция отечественной высшей школы в мировое образовательное пространство - проблема, которая является составной частью общенациональной проблемы реформирования народного образования в России. В связи с этим традиционная схема обучения, когда студентам передавались готовые знания, оказывается мало эффективной. Не всегда закрепление теоретических знаний и их использование в практической деятельности осуществляются одновременно с их получением. Как показывает практика, в большинстве случаев передача готовых знаний не всегда побуждает человека к готовности и способности выявлять и анализировать проблемы и определять самостоятельно пути их разрешения.

Требуется совершенно иной подход к организации обучения специалистов, нужна также и другая система взаимоотношений и взаимодействий между преподавателем и студентом.

Закономерно возникает вопрос: как изменить систему обучения специалистов, чтобы резко повысить эффективность этой учебы и добиться значительного повышения их профессионализма? Если подходить с позиций учебного процесса, то в нем имеется две участвующие стороны: с одной стороны, преподаватель, с другой - студент. В чем видится новая роль преподавателя? Прежде всего, в том, что преподаватель должен выйти из рамок учителя, который владеет глубокими теоретическими знаниями, различными методиками, инструкциями и другими нормами. Он должен стать квалифицированным консультантом, владеющим современными методами консультирования по разрешению различных проблем. В этом случае, студент превращается в союзника преподавателя в решении различных проблем.

В чем изменяется роль студента? Прежде всего, в том, что он становится активным участником учебного процесса. Студенты сами формулируют цель, выявляют проблемы, анализируют информацию, вырабатывают критерии и возможные пути решения проблем. Роль преподавателя заключается в направлении процесса обучения на разрешение практических проблем, приближение к реальным условиям. Таким образом, процесс обучения становится составной частью процесса совершенствования управления или производства.

Технология активного обучения - такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи (Коджаспирова, 2004).

Такая технология включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого из них в мыслительную и поведенческую активность, и направлена на осознание, отработку, обогащение и личностное принятие имеющегося знания каждым учеником. А. Дистервег считал, что "надо заставить ученика работать, работать самостоятельно, приучить его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами, что-то усвоить".

Следующие особенности технологии активного обучения обусловили высокую степень включенности учащихся в этот процесс:

Ш "вынужденная активность", принудительная активизация мышления и деятельности обучающихся;

Ш повышение эмоциональной включенности обучаемых и творческий характер занятий;

Ш обязательность непосредственного взаимодействия обучаемых между собой, а также с преподавателем;

Ш формирование коллективных усилий, интенсификация процесса обучения.

Использование подобной технологии преследует следующие цели:

Ш формирование навыков продуктивного общения в условиях учебного процесса;

Ш развитие умений аргументировать свою точку зрения, четко формулировать и излагать свои мысли;

Ш развитие способности анализировать сложные ситуации, выявлять главное и второстепенное, причины их возникновения, находить способы и средства их разрешения;

Ш совершенствование процессов внимания, памяти и мышления.

Хотя и в задачи технологии активного обучения входит развитие познавательной сферы студентов и сознательное, активное осмысление и усвоение ими информации, ее можно использовать только тогда, когда студенты уже владеют основами необходимой информации, полученной, как правило, традиционными методами. Поэтому нецелесообразно противопоставлять традиционные и инновационные методы. Необходимо находить их разумное сочетание и использовать сильные стороны в зависимости от стоящих перед учебно-воспитательным процессом задач и возникающих ситуаций.

Условия организации технологии активного обучения:

Ш проблемность;

Ш сотрудничество и кооперация;

Ш коллективное взаимодействие;

Ш управление формированием и развитием индивидуально-психологических особенностей обучаемых;

Ш вовлечение студентов в постоянную активную деятельность: отвечают, анализируют, оценивают, классифицируют и т.п.;

Ш изменение модели преподавателя: соорганизатор, партнер, интерпретатор, консультант (традиционно: организатор, информатор, консультант).

К методам активного обучения относятся те, при которых каждый учащийся вынужден активно добывать, перерабатывать и реализовывать учебную информацию, представленную в такой дидактической форме, что это обеспечивает объективно существенно лучшие, по сравнению с традиционными способами результаты обучения практической деятельности.

Такое понимание проблемы дает следующее преимущество:

Однозначно определяется цель активного обучения -- добиться существенно лучших результатов, чем при традиционном общепринятом методе.

Отсутствует жесткое ограничение, что конкретно относить к активным методам.

Обозначено главное отличие -- способ получения, переработка и реализация учебных сведений.

Зафиксирована четкая нижняя граница -- практическая деятельность, т.е. предусмотрено, что активными методами можно формировать и совершенствовать истинное творчество.

Обусловлен объективный критерий лучших результатов, т.е. не общеизвестные, завышенные субъективные отметки на зачетах и экзаменах, а документированные результаты решения задач, тестового контроля, самостоятельной работы учащегося с реальными объектами профессиональной деятельности, например у студента-медика, и врача -- работа с больными.

Цель и условия -- объективно лучшие результаты обучения и высокий уровень обучения.

Исходя из всего вышеперечисленного, выделились три важнейших направления, улучшающих качество обучения в сравнении, как с традиционными методами, так и со всеми перечисленными методами и средствами обучения:

Ш это оптимизация профессионального мышления посредством обучающих алгоритмов;

Ш оптимизация профессиональных умений и навыков с помощью программированного обучения;

Ш моделирование профессиональной деятельности, наивысшая форма которого -- дидактические игры, как новый эффективный метод подготовки специалиста.

Активные методы обучения могут быть использованы на разных этапах учебного процесса: при первичном владении знаниями, закреплении и совершенствовании знаний, формировании умений и навыков. Нельзя резко разделить имеющиеся методы обучения на активные и неактивные. Используя разнообразные приемы активизации познавательной деятельности, преподаватель добивается повышения познавательной активности студентов.