logo
Современный взгляд на педагогическое наследие А.С. Макаренко

1.1 Сущность педагогического творчества и наследия А.С. Макаренко

ХХI век прогнозировался как век человека, век гуманитарной культуры. О педагогике завтрашнего дня не только размышлял, но и творил её один из самых видных педагогов ХХ века - А.С. Макаренко, столетие которого в 1988 г., по решению ЮНЕСКО, широко отмечалось прогрессивной общественностью во всём мире.

За эти годы в нашей стране произошло много изменений, и среди позитивных перемен следует выделить отказ от идеологической нетерпимости, зарождение плюрализма, что позволяет объективно оценить наш прошлый педагогический опыт, самым значительным явлением которого предстаёт педагогическая система А.С. Макаренко.

Отношение к новаторству А.С. Макаренко всегда было и остаётся неоднозначным. Если одни восторженно принимали его идеи и становились его последователями и учениками, то другие относились к нему отрицательно. В 1930-е годы некоторые педагоги и деятели народного образования, не отрицая его достижений в практике, глубоко заблуждались относительно научной значимости его педагогических идей. «Макаренко - хороший практик, но в теории…», - говорили они и недоумённо пожимали плечами. Не случайно одна из лучших статей А.С. Макаренко, написанная по поводу пятилетия коммуны им. Ф.Э. Дзержинского, так и названа «Педагоги пожимают плечами». Так было. Очевидно, опережая время, новаторы остаются непонятыми в период своего новаторства. Но и в современный перестроечный период были попытки навесить на Макаренко ярлык творца «педагогики ГУЛАГа», «сталинщины». Несостоятельность подобных попыток очевидна. В связи с этим актуализируется задача вне политической и идеологической конъюнктуры вдумчиво осмыслить непреходящие ценности педагогического наследия А.С. Макаренко, преодолевая сложившиеся стереотипы [3, с. 76].

История педагогики убеждает, что все великие педагогические теории вырастают из осмысления нового опыта, прежде всего собственного, что педагогический опыт - неиссякаемый животворный источник и одновременно способ приращения научного знания, критерий его истинности. Для А.С. Макаренко таким источником стала его работа в колонии им. А.М. Горького и коммуне им. Ф.Э. Дзержинского, куда он пришёл, будучи уже опытным и зрелым педагогом.

В мучительных поисках формировалось профессиональное кредо педагога; налаживание нормальной жизни детей составляло самую суть и цель воспитательной работы. Макаренко сформулировал основной закон педагогики - «жизнь воспитывает», причём он уточнял, что не абстрактная жизнь вообще, а реальная жизнь каждого конкретного ребёнка и есть его воспитание. Верность этого закона он подтвердил результатами своей системы, где не было «ни одного процента брака». Из воспитанников Макаренко выросли тысячи достойных граждан. Они стали рабочими, художниками, кадровыми военными, врачами, юристами, преподавателями вузов. Среди них были орденоносцы, лучшие люди страны, герои труда. Многие продолжили дело Макаренко, став педагогами. Об одном из его замечательных, но отнюдь не самых «лёгких» воспитанников - Семёне Афанасьевиче Калабалине (в «Педагогической поэме» - Семён Карабанов), педагоге, заслуженном учителе РСФСР, директоре детских домов, написана книга Ф.А. Вигдоровой «Дорога в жизнь. Это мой Дом. Черниговка». С.А. Калабалин - не единственный колонист, ставший педагогом. Как писал А.С. Макаренко, «есть целая школа воспитанных мной педагогов» [6, с. 212].

А.С. Макаренко оставил своё педагогическое наследие, которое ориентировано на будущее - «педагогику завтрашнего дня». Остановимся на некоторых проблемах богатого теоретического наследия педагога-новатора.

Развивая традиции гуманистической педагогики, Макаренко утверждает, что задача воспитания состоит в организации жизни ребёнка, в насыщении её богатством человеческой культуры и подлинно гуманных отношений людей. В этом направлении он выстраивал стратегию воспитательного процесса. А.С. Макаренко смог осуществить переход к высшему этапу научного знания - этапу технологическому. Он опередил своё время на десятилетия, и в этом он наш современник. Введённый им в педагогику целый ряд принципиально новых терминов - отражение новых педагогических явлений, фактов, новых действий педагогов, направлений воспитательной работы. Многие из них стали хрестоматийными, вошли в учебники, многие ещё нам предстоит осмыслить: «педагогическая техника», «мастерство», «проектировка, или программа, личности», «воспитательный коллектив», «тон, или стиль жизни коллектива», «педагогический коллектив», «длительность педагогического коллектива», «педагогический центр», «ближняя, средняя и дальняя перспектива» и др.

Макаренко разработал концепцию «проектировки» личности, суть которой - в лаконичной формуле: «Человек не воспитывается по частям». Забвение этой формулы обернулось тем, что в педагогике советского периода в «Примерном содержании воспитания школьников» проект личности был заменён абстрактной моделью «всесторонне развитой личности», против чего предостерегал А.С. Макаренко.

Как педагог-гуманист Макаренко утверждал, что человек воспитывается для себя, для своего счастья. Этот важный постулат воспитательной системы А.С. Макаренко был подвергнут забвению. Его идеал - гармония личности и коллектива. Человек становится личностью в семье, в коллективе, в единении со своим народом. К пониманию этого Макаренко шёл долгим путём, но он вернее, правильнее, чем кто-либо до него, разрешил для себя и для нас эту философскую, а правильнее сказать, общечеловеческую проблему: воспитать человека - значит «воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость». Сделать счастливым каждого ребёнка, подарить ему радость сегодня и радость завтрашнего дня - в этом оптимизм педагога, его вера в человека, неограниченные возможности его воспитанников.

В антологии гуманной педагогики яркой страницей предстают педагогическое и творческое наследие А.С. Макаренко, педагогическая концепция которого была пронизана заботой о судьбе каждого ребёнка, а развитие личности составляло содержательную основу воспитания и обучения. Главная задача в работе педагога определяется в его концепции не как воздействие на ребёнка, а как содействие его развитию, стимулирование верного направления этого развития с целью раскрытия сил и способностей каждой личности.

Педагогика завтрашнего дня А.С. Макаренко была деятельностной, результаты его системы, где не было «ни одного процента брака», - возвращение стране достойных граждан. В силу этого педагогическая теория и практическая работа Макаренко - образец гуманной педагогики.

Макаренко одним из первых поставил в полном объёме вопрос о мастерстве в педагогике. Сегодня практически во всех педагогических вузах читаются спецкурсы, создаются кафедры педагогического мастерства. Символично, что первая кафедра педагогического мастерства была создана в Полтавском педагогическом институте, том самом, который в своё время закончил А.С. Макаренко, а спустя 21 год его выпускником стал другой выдающийся педагог-гуманист - В.А. Сухомлинский.

1.2 Наследие А.С. Макаренко и проблемы современной отечественной педагогики

Педагогический феномен А.С. Макаренко уникален, но не только разносторонностью, а, прежде всего, поразительной глубиной, таким постижением педагогической истины, при котором человеку открываются самые сокровенные тайны воспитания. Его педагогические труды поражают своей философичностью и тончайшим психологизмом. Современные во все времена, доступные и понятные для каждого, они действуют на читателей завораживающе и формируют педагогическое мышление даже у людей, далёких от педагогики. А педагогов его работы заставляют думать, искать, творить, создавать свои методики, побуждают хоть в чём-то соответствовать педагогическому гению Макаренко.

У А.С. Макаренко много заслуг перед педагогикой, и одна из них заключается в том, что он раскрыл сущность процесса воспитания как сложнейшего инструмента формирования и развития личности и теоретически обосновал его структуру как взаимосвязь целей, содержания, средств (форм и методов) и результатов воспитания. В его работах содержится огромный содержательный материал по каждому из этих компонентов и интереснейшие рекомендации по управлению воспитательным процессом. Сегодня, когда в литературе так много внимания уделяется воспитательным системам образовательных учреждений, Макаренко и здесь раскрывается для нас по-новому. Для управления воспитательным процессом в своих учреждениях им была создана уникальная система воспитания, главным субъектом управления в которой были сами дети. Макаренко написал о ней немало. В какой-то мере она нашла своё выражение в коммунарской методике И.И ванова. Однако эта система ещё требует нашего осмысления с позиций целостности и целесообразности. Не случайно понятия «целостность» и «целесообразность» имеют один корень. И не случайно в работах Макаренко проблемам целеполагания и целесообразности в педагогике отводится центральное место.

В теории управления существует понятие «дерева целей» как способа упорядочения целей. Это «дерево» даёт возможность руководителю видеть общую стратегию управления системой и ставить конкретные задачи на основе общей идеи. Макаренко определяет эту идею как «наибольшее приближение личности к коммунистическому идеалу» [6, с. 79]. Считая, что «от педагога-теоретика требуется решение проблемы не идеала, а путей к этому идеалу» [4, с. 28.], он определяет эти пути на основе своего «дерева целей», в котором цели по организации и развитию детского коллектива трансформируются в воспитательную цель учреждения, а затем в развёрнутую программу формирования личности воспитанника, его характера.

«Я под целью воспитания, - писал Макаренко, - понимаю программу человеческой личности, программу человеческого характера, причём в понятие “характер” я вкладываю всё содержание личности, т.е. и характер внешних проявлений и внутренней убеждённости, и политическое воспитание, и знания - решительно всю картину человеческой личности; я считаю, что мы, педагоги, должны иметь такую программу человеческой личности, к которой должны стремиться» [6, с. 133].

В последние годы наши образовательные учреждения начали активно проектировать модели своих выпускников. Они очень многообразны по содержанию и многие заслуживают серьёзного внимания. Однако общим для всех недостатком при их формировании чаще всего является отсутствие чёткой программно-целевой установки на развитие личности современного школьника. А.С. Макаренко писал в своё время: «Мы желаем воспитать культурного советского рабочего. Следовательно, мы должны дать ему образование, желательно среднее, мы должны дать ему квалификацию, мы должны его дисциплинировать, он должен быть политически развитым и преданным членом рабочего класса, комсомольцем, большевиком. Мы должны воспитать у него чувство долга и понятие чести, иначе говоря - он должен ощущать достоинство своё и своего класса и гордиться им, он должен ощущать свои обязательства перед классом. Он должен уметь подчиниться товарищу и должен уметь приказать товарищу. Он должен уметь быть вежливым, суровым, добрым и беспощадным - в зависимости от условий его жизни и борьбы. Он должен быть активным организатором. Он должен быть настойчив и закалён, он должен владеть собой и влиять на других; если его накажет коллектив, он должен уважать и коллектив и наказание. Он должен быть весёлым, бодрым, подтянутым, способным бороться и строить, способным жить и любить жизнь, он должен быть счастлив. И таким он должен быть не только в будущем, но и в каждый свой нынешний день» [6, с. 134].

Произведения Макаренко можно использовать как учебники по внутришкольному менеджменту, потому что в них раскрыта технология деятельности менеджера образовательного учреждения, актуальная и для современной педагогики. Все функции управления, стиль и методы руководства педагогическим и детским коллективом, управленческие принципы, законы и традиции, которым нам необходимо учиться, находят в них своё отражение.

Таким образом, мы приходим к выводу об актуальности макаренковских идей для решения многих проблем современной педагогики: общественного и семейного воспитания, воспитания и перевоспитания, коллектива и личности, педагогического мастерства и подготовки педагогов, управления и самоуправления.

Вокруг всемирно известного опыта А.С. Макаренко кипели, кипят и будут кипеть страсти. К творческому достоянию педагога-новатора никогда не было спокойного, адекватного отношения. Если же кратко сформулировать суть его педагогического новаторства, то её можно определить как борьбу: борьбу за педагогику, возвышающую человеческое достоинство; борьбу за обретение педагогического и человеческого счастья и развитие гуманистических начал в педагогике; непрерывную борьбу за человека и веру в его возможности; борьбу с косными традициями; борьбу за утверждение и развитие альтруистской сущности, присутствующей в каждом ребёнке.

В конечном итоге, А.С. Макаренко говорил и доказывал, что воспитательная работа - лёгкая работа, что педагогическая деятельность даёт учителю необыкновенные и богатые возможности обретения счастливого бытия. Система новаторских теоретических идей может сыграть существенную роль в современных условиях, поскольку это наследие содержит не только много ценного, но и, что самое важное, - универсального.

Как известно, в нашем обществе вообще и в педагогической науке в частности главенствующее значение уделялось идеологическим знаниям и «единственно верной» классовой позиции. В связи с этим считаем правильным подход. Вайтца к макаренковскому наследию как к «констектуальной педагогике». Он считает, что в своих воспитательных учреждениях А.С. Макаренко удалось воплотить энергию не только свою лично или воспитателей, но и значительно больше - социальную энергию коллектива, всей социально-экономической системы. Следовательно, А.С. Макаренко не мог не знать и не видеть, что знания методологические базировались не столько на познании конкретных закономерностей и фактов, сколько на партийной идеологии, которой проверялись все теоретические поиски конкретных исследователей [12, с. 79].

Конкретные результаты такой проверки мы находим в книге Г. Хиллига Прометей Макаренко и «глаебоги» Педолимпа: Соколянский, Залужный, Попов (Марбург, 1997 г.). Описанными кошмарами, на наш взгляд, можно, прежде всего, объяснить наличие «хвалебных од» в его трудах последних лет, которые Л. Пеха назвал «белыми пятнами» его жизнедеятельности. Между прочим, в этом нет ничего противоречивого, вредного: педагогика не может не учитывать развитие общества и его идеологию, если бы не схоластические догмы партийных лозунгов и деклараций и инквизиторские мероприятия сталинских иезуитов, которыми подменялись настоящие научные знания и направляли исследователей действовать соответственно определённых установок.

Основой, на которой может быть осознан теоретический аспект его концепции, - пишет А.Н. Бойко - есть изучение того, как соотносится в научной и практической деятельности А.С. Макаренко общее, вечное, что принадлежит мировой прогрессивной педагогической мысли, особенное, связанное со спецификой времени, в котором он жил, с деятельностью образцовых школ, школ-коммун, опытных станций, колоний, и отдельное - то, что определяется индивидуальными чертами личности педагога, его коллег, которые имели на него влияние и в чём-то повторяли его и воспитанников, конкретными обстоятельствами жизни.

Отсутствие именно такого подхода ведёт к теоретическим и методическим ошибкам, которые состоят в призывах некоторых исследователей «внедрять в систему А.С. Макаренко один к одному» или, наоборот, утверждать, что использовать её вообще невозможно, поскольку А.С. Макаренко - недостижимый талант, или доказывать, что система его устарела или пригодна лишь для специальных исправительных учреждений. И здесь на помощь приходит педагогическая инноватика, новая область научного знания, интенсивно развивающаяся в мире, создающая принципиально новые возможности для осмысления историко-педагогических проблем.

Под инноватикой понимается комплексный процесс создания, распространения и использования нового средства, системы средств для удовлетворения общественной потребности. Новации возможны в сфере материального и духовного производства. Новации могут и совершаются в рамках традиционных идей, теории и подходов. Инновация же предполагает нетрадиционные подходы и идеи в решении новых и традиционных проблем.

Инновационная педагогика является двигателем педагогики в целом. Феномен инновационной педагогики может быть рассмотрен как альтернатива традиционной. Процесс возникновения и развития инновационного знания имеет диалектический характер. Возникая как альтернатива традиционному знанию, инновационное знание, становясь нормативным, как бы утрачивает свой инновационный характер, и все новшества и усовершенствования внутри него будут иметь уже только новационный характер. Процесс возникновения новационного знания происходит в результате отрицания устаревшего консервативного элемента знания, через новацию в нормативном знании и, отрицая её, создаёт новые возможности возникновения инновации на новом, более высоком уровне развития педагогической науки.

Новации и инновации имеют общее в том, что они несут новизну преобразований. Различие между ними в глубине, масштабности и перспективе этих преобразований: новации модернизируют и усовершенствуют процесс, а инновации осуществляют его коренную перестройку. Инновация - это прорыв в новое на основе нетрадиционных идей и теорий.

Философско-педагогическая концепция А.С.Макаренко - это его творческое кредо как классика педагогики, теоретика и практика воспитания, всемирно известного писателя, драматурга, литературного критика. Многомерность понятия «концепция» предвидит рассмотрение его методологических, теоретических и методических аспектов [12, с. 84].

Методологической основой теоретико-педагогического наследия А.С. Макаренко являются широкие научные знания, которые обеспечили ему ответ на вопрос, как и каким способом действовать, чтобы нового человека по- новому формировать. При этом он был твёрдо убеждённым, что методологические знания по педагогике - это не догма, не правила на все случаи жизни, они наполняются и развиваются. Под методологическими основами понимаем совокупность принципов и подходов педагога к организации теоретической и практической деятельности. В этой деятельности, как показывает моё исследование, А.С. Макаренко применял гносеологический, социологический и аксиологический подходы к анализу педагогических явлений.

Совокупность приёмов и способов гносеологического исследования личности и её воспитания дала возможность педагогу внести ясность, что творится в процессе воспитания личности. Так, анализируя «педагогические факты» поведения детей, которые поступали в колонию и коммуну, А.С. Макаренко определил значение их социально-нравственного опыта в социально нездоровой мотивации поступков. Нездоровую мотивацию поступков А.С. Макаренко связывал с особенно тонкой чувствительностью именно в отрасли отношений нравственного характера. Внешним проявлением этой чувствительности, по мысли педагога, есть иногда очень своеобразная, но по-своему сильная система логических построений, которая для опытного человека «всегда представляется просто наглостью». Внешними фактами, характерными для новых колонистов, были необразованность и полуобразованность, неумение считать, отсутствие понимания ценности обучения, уверенность, что «работа дураков любит» и что «на наш век дураков хватит».

Гносеологический подход к исследованию педагогических явлений, кроме ответа на вопрос, что именно осуществляется в процессе воспитания личности, может раскрыть и сам механизм, то есть, как именно это делается. Однако это уже отрасль психологии. Поэтому А.С.Макаренко, указывая на основные проблемы педагогики, отмечал, что психология должна стать продолжением педагогики в процессе реализации педагогического закона.

А.С.Макаренко, помимо гносеологического, очень умело использовал социологический подход в процессе организации обучения и воспитания. Так, анализ взаимодействия цели и способов воспитания в педагогическом наследии свидетельствуют, что он рассматривал их с точки зрения причинно- следственных связей, обусловленности педагогических явлений процессам общественной жизни.

Как видим, А.С.Макаренко подходил к решению конкретных проблем не только с позиций организованного влияния на личность воспитанника, он стремился обосновать обусловленность этого влияния законами общественной жизни конкретного исторического периода. Таким образом, можно сделать вывод, что педагог осуществил гносеологический и социологический подходы к исследованию явлений педагогической действительности во взаимосвязи.

Глава 2. Анализ современных взглядов на педагогическое наследие А.С. Макаренко