logo
Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения

2.1 Пути и способы развития творческих способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Перед учителем начальных классов встаёт задача развития ребёнка, его творческих способностей, воспитания творческой личности в целом. Развитие творческих способностей - важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Исследую я природу творчества, ученые предложили называть способность, соответствующую творческой деятельности, креативностью. Креативность, как пишет Хуторской А.В., [23] является основной, но не единственной способностью, обеспечивающей эврестическую образовательную деятельность. Поскольку в результате творчества у ученика непременно происходит процесс познания, то вместе с креативной деятельностью осуществляется и когнитивная(познавательная). Для того, чтобы креативные и когнитивные процессы имели общую структурную основу и выражались в общеобразовательных результатах ученика, необходима организационная деятельность, осуществляемая на базе таких способностей, как целеполагание, целеустремленность, планируемость, нормозаданность, самоопределение, рефлексия и др.

Таким образом, ученик взаимодействует с внешними образовательными областями с помощью трех основных видов деятельности: 1) познание (освоение) объектов окружающего мира и имеющихся знаний о нём; 2) создание учеником личностного продукта образования как эквивалента собственного образовательного приращения; 3) самоорганизация предыдущих видов деятельности -- познания и созидания.

При осуществлении этих видов образовательной деятельности проявляются соответствующие им качества личности: 1) Когнитивные качества, необходимые в процессе познания учеником внешнего мира; 2) Креативные качества, обеспечивающие условия создания учеником творческого продукта деятельности; 3) методологические качества. Каждой группе личностных качеств соответствуют определенные способности, с помощью которых происходит самореализация ученика. Четкое определение минимального набора эврестических качеств ученика позволит целенаправленно конструировать учебные программы, выбирать оптимальные педагогические технологии, отбирать тот учебный материал, который поможет организовать создание детьми творческой образовательной продукции.

Как говорят И.В. Левицкая и С.К. Турчак[13] обновление современной системы образования, связанное с гуманизацией учебно-воспитательного процесса, обуславливает необходимость педагогических условий, обеспечивающих развитие творческих способностей каждого ребенка. Особое значение в связи с этим приобретает организация педагогического сопровождения, направленного на создание креативной среды образовательного процесса учреждения. Она выстраивается вокруг интересов ребенка и выполняет функцию адаптации школы к индивидуальным особенностям и субъективным потребностям учеников.

Педагогическое сопровождение учащихся может осуществляться в двух вариантах:

- общегрупповое;

- индивидуально-личностное.

В первом случае создание креативной среды обеспечивается сотрудничеством педагога и учащихся, диалогическими формами работы, использованием заданий, предполагающих творческую активность учеников. Второй подход предполагает создание условий для индивидуального развития ребенка за счет предоставления ему свободы в принятии самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Предлагаемая ими модель развития креативности личности, включает в себя следующие составляющие.

10. Креативная среда, предполагающая наличие таких условий, как:

а) обучение с опорой на развитие дивергентности мышления;

б) педагогическое сопровождение;

в) педагогическая поддержка.

4. Креативная личность, базовыми критериями которой являются:

а) мотивационный компонент;

б) интеллектуальный компонент;

в) эмоциональный компонент;

г) коммуникативный компонент.[13]

Исследования, проведённые Большаковой Л.А. зам.директора по научно-методической работе гимназии №7 г. Свободного Амурской области, и описанные в журнале “Завуч начальной школы” за2002г., показывают, что развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте, протекает наиболее результативно при определённых условиях:[3]

1. Создаются ситуации выбора, процесс обучения включает задания, которые выполняются с учётом воображения;

2. Организуется сотворчество в детском коллективе с целого проявления и развития творческих способностей каждого;

3. Используются технологии развития творческого мышления;

4. Производится систематическое отслеживание результатов диагностики.

У каждого ребёнка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей, есть умение сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее таланты каждого человека можно развивать. Для их развития необходимы стимулы.

В связи с этим, выделяют следующие способы стимулирования творческих способностей:

1. обеспечение благоприятной атмосферы;

2. доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка;

3. обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;

4. поощрение высказывания оригинальных идей;

5. обеспечение возможностей для практики;

6. использование личного примера творческого подхода к решению проблем;

7. предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

По статье И.В. Левицкой и С.К. Турчака [13] педагогическую деятельность, направленную на создание креативной среды, отличает ряд признаков:

1. внимательное отношение к необычным вопросам;

2. уважительное отношение к необычным идеям;

3. демонстрация ценности детских идей;

4. предоставление детям большей самостоятельности

5. создание свободной, непринужденной учебной обстановки.

Так как, данные авторы считают, что главной составляющей учебно-воспитательного процесса для успешного развития креативности школьника является педагогическое сопровождение, то можно сказать о том, что в процессе педагогического сопровождения учитель помогает ребенку почувствовать собственную самостоятельность, поддерживает в каждом школьнике уверенность в себе и ощущение личностной значимости. Для этого педагогу необходимо понимать и признавать необходимость и уникальность ребенка, представлять его индивидуальный психологический портрет, знать возрастные особенности , доминирующие мотивы, определяющие поведение ученика, его отношение к обучению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками, устанавливать соответствие между образовательной программой и задачами социально-личностного развития на данном этапе жизни ребенка.

Важность развития творчества младшего школьника, его способностей при решении любой учебной задачи проявлять инициативу, выдумку, самостоятельность для всех является сейчас очевидным. Соотнося процесс творчества и обучения, очевидно, надо вести разговор о создании таких условий, которые содействовали бы возникновению и развитию у всех обучаемых качеств и склонностей, обычно выделяемые как характерные черты творческой личности. Эффективность работы школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей учащихся, готовит их к жизни в обществе.