2.2. Активное и интерактивное обучение
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся всегда была одной из наиболее актуальных в теории и практике обучения. В поисках путей ее решения педагоги осваивали новые методы, нестандартные формы занятий и т.п.
В последнее время интерес педагогов направлен на освоение активных и интерактивных форм и методов обучения, основанных на деятельностных и диалоговых (внутри- и межгрупповых) формах познания. Современные ИКТ позволяют реализовать активное обучение на основе «модели полного усвоения» знаний, предложенной американскими психологами Д. Кэрролом и Б.С. Блумом [16]. Сейчас уже для работников образования, очевидно, что главными факторами развития личности являются предметно-практическая деятельность и взаимодействие между людьми. Действительно, обучение бы-вает эффективным и достигает хороших результатов, если:
- учащиеся открыты для обучения и активно включаются в сотрудничество с другими участниками образовательного процесса;
- получают возможность для анализа своей деятельности и реализации собственного потенциала; по мнению А.К. Ахлебинина и др., успех при выполнении интерактивных обучающих тестовых заданий может стимулировать интерес учащихся к изучению химии [23].
- могут практически подготовиться к тому, с чем им предстоит столкнуться в ближайшее время в жизни и профессиональной деятельности;
- могут быть самими собой, не боятся выражать себя, допускать ошибки, при условии, что они не подвергаются осуждению и не получают негативной оценки.
Практически все эти требования соблюдаются, если используется интерактивный режим обучения, основанный на диалоге, кооперации и сотрудничестве всех субъектов обучения. Поэтому из всего многообразия подходов и методов активизации обучения мы остановились на интерактивных формах и методах обучения.
2.3. Активизация обучения как педагогическая проблема
В русле деятельностного подхода психологической основой обучения является «активная познавательная деятельность самого учащегося, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки и умения» [16].
Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся была и остается одной из актуальных задач педагогики.
Принятый в настоящее время подход ЮНЕСКО к пониманию образования включает в себя понятие «компетентность». В рекомендациях ЮНЕСКО и в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» приводится состав ключевых компетентностей. По мнению О.С. Габриеляна [30], успешное формирование предметной химической компетентности в немалой степени зависит от компетентности информационной, под которой понимается владение информационными технологиями, умение работать со всеми источниками и видами информации.
Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предпо-лагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения.
В зависимости от уровня познавательной активности учащихся в учебном процессе различают пассивное и активное обучение [24].
При пассивном обучении учащийся выступает в роли объекта учебной деятельности: он должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему преподавателем или другим источником знаний. Обычно это происходит при использовании лекции-монолога, чтении литературы, демонстрации. Школьники при этом, как правило, не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких-либо проблемных, поисковых заданий.
При активном обучении учащийся в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе.
Однако подобная классификация нам представляется неприемлемой, так как она искажает принцип сознательности и активности учащихся в обучении и находится в противоречии с самой теорией процесса обучения, согласно которой обучение - процесс двусторонний, предполагающий активность ученика на всех его этапах.
Распространенной классификацией методов обучения является классификация, предложенная Скаткиным М.Н. и Лернером И.Я. [25]. Они предлагают делить методы обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся по усвоению изучаемого материала на объяснительно-иллюстративные методы, репродуктивные методы, проблемное изложение, частично-поисковые, или эвристические методы, исследовательские методы.
Причем в каждом из последующих методов степень активности и самостоятельности обучающихся нарастает.
Эта классификация соответствует определению метода. В наиболее общем понимании метод - система действий, направленных на достижение определенных целей [24]. В словаре русского языка метод определяется как способ теоретического исследования и практического осуществления чего-либо [11]. В настоящее время в педагогике методы обучения определяются как способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач [15].
Существуют и другие подходы к классификации методов обучения. Например, Бабанский Ю.К. выделяет три группы методов на основе целостного подхода к процессу обучения [15, 24]:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
а) словесные, наглядные и практические (аспект передачи и восприятия учебной информации);
б) инструктивные и дедуктивные (логические аспекты);
в) репродуктивные и проблемно- поисковые (аспект мышления);
2. Методы стимулирования и мотивации:
а) интереса к учению;
б) долга и ответственности в учении.
3. Методы контроля и самоконтроля в обучении:
а) устный, письменный и лабораторно- практический.
Обучающийся включается в процесс учебной деятельности с разной степенью активности. Г.И.Щукина [26] выделяет репродуктивно-подражательный, поисково-исполнительский и творческий уровни активности учащихся, что соответствует одной из классификаций методов обучения. Т. И. Шамова [27] также различает три уровня познавательной активности: воспроизводящий, интерпретирующий и творческий, положив в основу образ действия.
Первый уровень, воспроизводящий, характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить, воспроизвести полученные знания, овладеть способами выполнения действий по образцу.
Интерпретирующий уровень предполагает желание постичь смысл изучаемого, применить знания и освоенные способы деятельности в новых учебных условиях.
Творческий же уровень предусматривает готовность учащихся к теоретическому осмыслению знаний, пониманию связей между предметами и явлениями, самостоятельному поиску решения проблем.
Источник активности большинство практиков и теоретиков ищут в самом человеке, его мотивах и потребностях; познавательная активность определяется как «личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в особым образом организованном процессе познания с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся» [16].
Вторая группа исследователей ищет источники активности в естественной среде, окружающей человека, и рассматривает факторы, стимулирующие активность обучающихся. К таким факторам, в частности, относят:
1) познавательный и профессиональный интерес;
2) творческий характер учебно-познавательной деятельности;
3) состязательность;
4) игровой характер проведения занятий;
5) эмоциональное воздействие вышеназванных факторов [15].
Третий подход связывает источники активности с личностью
преподавателя и способами его работы. В качестве способов активизации обучения исследователи выделяют:
- проблемность, взаимообучение, исследование, индивидуализацию и самообучение, механизм самоконтроля и саморегулирования [28];
- создание условий «для новых и более высоких форм мотивации (например, стремление к самоактуализации своей личности, или мотив роста по А. Маслоу) [16]; вооружение учащихся новыми и более эффективными средствами для реализации своих установок на активное овладение новыми видами деятельности, знаниями и умениями; интенсификацию умственной работы учащегося за счет более рационального использования времени учебного занятия, интенсификации общения ученика с учителем, учеников между собой.
Ряд исследователей (Б.Ц.Бадмаев и др.) выделяют активные методы обучения, подразумевая под ними «...те методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе» [22]. К таким методам Б. Ц. Бадмаев относит методы программированного обучения; методы проблемного обучения; методы интерактивного (коммуникативного) обучения [29].
Четвертая группа авторов видит источник активности в форме взаимоотношения и взаимодействия преподавателя и обучающихся и полагает, что проблема развития активности обучающихся и их потребности в самообразовании успешно решается в рамках интерактивного обучения (В.Б. Гаргай, Е.В. Коротаева, М.В. Кларинидр. [22]).
Интерактивное обучение является одним из современных на правлений «активного обучения» и пока еще недостаточно описано в отечественной педагогической литературе. Рассмотрим сущность интерактивного обучения более подробно.
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. Виды таблиц и методика их использования в учебном процессе (литературный обзор)
- 1.1. Таблицы учебные
- 1.2. Таблицы математические
- ГЛАВА 2. ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
- 2.1. Новые информационные технологии обучения (НИТО).
- 2.2. Активное и интерактивное обучение
- 2.3. Сущность интерактивного обучения
- 2.4. Принципы, формы и методы интерактивного обучения
- 2.5. Педагогическая эффективность интерактивного обучения
- Глава 2. Разработка уроков с использованием интерактивной доски
- 9 . Система средств обучения химии. Вариативность школьных программ и учебников. Учебник химии как обучающая система.
- 2.1.5 Методические рекомендации к конспекту урока химии в 10 классе. Тема: "Бензол"
- Мастер-классы по использованию интерактивных технологий на уроках
- Методика обучения химии
- 2.3 Использование интерактивной доски в школе.
- Использование интерактивной доски на уроках русского языка