Содержание предмета «Русский язык», или Чему учить в школе
1. Государственный стандарт общего образования: содержание, структура, назначение.
2. Программы по русскому языку:
анализ программы под редакцией Н.М. Шанского;
анализ программы под редакцией В.В. Бабайцевой;
анализ программы под редакцией М.М. Разумовской.
3. Лингвометодический анализ школьных учебников:
Научное содержание учебника. Какую научную теорию излагает данный учебник? На основании чего вы пришли к данному заключению?
Методология. Как предлагается научное содержание: как готовый результат или как путь к этому результату, то есть догматически, аксиоматически или методом наблюдения?
Отвечает ли учебник принципам индивидуальности и цельности? Подтвердите ваше мнение.
Методика. Какие упражнения наиболее типичны для учебника, как вы определите их цель?
Что в учебнике привлекло ваше внимание? Почему?
Достигают ли авторы учебника заявленные в программе цели?
Литература
Алексеева И.А. Русский язык. Методика и практика преподавания. – Ростов-на-Дону, 2002.
Методика преподавания русского языка: Учебник для студентов высш. учебн. Заведений / Под ред. М.Т. Баранова. – М., 2001.
Новые государственные стандарты школьного образования. – М., 2004.
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. – М., 2002.
Учебники
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс / Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский.
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс / Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский.
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс / Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский.
Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык. 8 класс.
Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык. 9 класс.
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы.
Русский язык. Практика. 5 класс / Под ред. А.Ю. Купаловой.
Русский язык. Практика. 6 класс / Под ред. Г.К. Лидман-Орловой.
Русский язык. Практика. 7 класс /Под ред. С.Н. Пименовой.
Русский язык. Практика. 8 класс / Под ред. Ю.С. Пичугова.
Русский язык. Практика. 9 класс / Под ред. Ю.С. Пичугова.
Никитина Е.И. Русская речь. 5 класс.
Никитина Е.И. Русская речь. 6 класс.
Никитина Е.И. Русская речь. 7 класс.
Никитина Е.И. Русская речь. 8 класс.
Никитина Е.И. Русская речь. 9 класс.
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык 5 класс / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык 6 класс / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык 7 класс / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. Русский язык 8 класс / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. Русский язык 9 класс / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.
Практическое занятие 5
- Гоу впо «Кемеровский государственный университет»
- Учебно-методический комплекс по дисциплине Методика преподавания русского языка
- Содержание
- Декан фФиЖ к.П.Н., доц. Клишин а.В.
- Организационно-методический раздел
- Пояснительная записка Актуальность и значимость учебной дисциплины
- Соответствие рабочей программы Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования
- Цель и задачи учебной дисциплины
- Место дисциплины в профессиональной подготовке специалиста
- Структура учебной дисциплины
- Особенности изучения учебной дисциплины
- Формы организации учебного процесса по данной дисциплине
- Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины
- Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Содержание дисциплины Основное содержание лекционного курса
- 2. Содержание практических занятий
- 3. Примерная тематика рефератов и курсовых работ
- 4. Учебно-методические обеспечение
- Список основной учебной литературы
- Формы текущего, промежуточного и рубежного контроля
- Примерный перечень вопросов к зачету к зачету по курсу «Методика преподавания русского языка»
- Примерные темы рефератов, эссе.
- Перечень вариантов контрольных работ (набор заданий оформляется отдельно, является компонентом учебно-методического комплекса по дисциплине)
- Учебно-методические материалы лекции Лекция 1. Введение
- Лекция 2. Лингводидактические концепции языковой личности
- Лекция 3. Содержание предмета «Русский язык» в школе
- Лекция 5. Организация учебного процесса
- Организация учебного процесса
- Лекция 6. Новые образовательные технологии
- Лекция 7. Новые образовательные технологии. Как построить нетрадиционный урок русского языка
- Технология развития критического мышления через чтение и письмо
- Лекция 8. Итоговый контроль: новые подходы к определению содержания, технологии проведения, оценке результатов. Егэ: итоги и перспективы.
- Часть 1 (а1 – а31) содержит задания с выбором ответа.
- Часть 2 (в1 – в8) содержит задания с кратким ответом.
- Часть 3 (с1) – это задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
- Дискуссии по вопросам егэ
- Из лингвистического наследия Лингвоперсонология и проблемы личностно-ориентированного обучения
- 7.1. Гумбольдт в. Фон. Избранные труды по языкознанию
- 5.2. Й. Л. Вайсгербер задачи обучения языку1
- Литература
- Методические рекомендации преподавателям, ведущим практические занятия
- Практические занятия по методике преподавания русского языка
- Современная ментальная лингводидактическая ситуация (вводное занятие)
- Лингводидактические концепции языковой личности
- Литература
- Практическое задание
- Дидактические игры на уроках русского языка
- Содержание предмета «Русский язык», или Чему учить в школе
- Формы и приемы подачи языкового материала на уроках русского языка
- Методика изучения основных разделов курса русского языка. Лингвистическое развитие учащихся в процессе обучения русскому языку.
- Проблемы обучения орфографии
- Организация учебного процесса в современной школе. Методика построения урока
- Урок сообщения новых знаний
- Литература
- Практическое задание
- Урок совершенствования и закрепления знаний, умений и навыков
- Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков
- Контроль знаний, умений и навыков
- Культуроведческая функция языка в системе его преподавания
- Внеклассная и внеурочная работа по русскому языку
- Практическое задание
- Оценочные и диагностические средства итоговой государственной аттестации и учебно-методическое обеспечение их проведения