logo
UMK_PVSh

3 Психологические особенности взаимодействия преподавателя высшей школы с аудиторией

Многочисленные исследования в области педагогическойпсихологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методологической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения.

Педагогическое общение –это специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия с другими людьми, включающий коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.

Педагогическое общение- специфическое межличностное взаимодействие педагога и учащегося, опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе.

Взаимодействие преподавателя со студентом в процессе обучения в высшей школе, должны строится на субъект-субъектной основе, когда обе стороны общаются на равных, как личности, как равноправные участники процесса общения. При соблюдении этого условия устанавливается межличностный контакт, в результате которого возникает диалог, а значит, и наибольшая восприимчивость и открытость к воздействиям одного участника общения на другого. Создается оптимальная база для позитивных изменений в познавательной, эмоциональной, поведенческой сферах каждого из участников общения.

Основные формы педагогической деятельности протекают в условиях общения.

Функции педагогического общения:

Преподаватель высшей школыявляется инициатором и руководителем процесса общения, суть которого составляют система, приемы и навыки взаимодействия педагога и студенческого коллектива, содержанием которого являются обмен информацией, учебно-воспитательное воздействие, организация взаимоотношений и трансляция личности педагога обучаемым.

Формы педагогического общения в высшей школе можно условно разделить на монологические и диалогические, они диаметрально противоположны.

В первом случае, при монологическом общении, существуют субъект-объектные отношения, где объектом являются студент, группа.

Во втором случае, при диалогическом общении, - субъект-субъектные отношения, при которых преподаватель взаимодействует с обучаемыми на основе партнерских отношений, в союзе с ними.

Вышеуказанное отличие и составляет сущность педагогического сотрудничества, Педагогическое сотрудничество –это двусторонний процесс, основанный на взаимодействии преподаватель-студент, успешность которого зависит от деятельности и личности педагога и деятельности обучаемого.

Педагогическое взаимодействие в высшей школе должно быть адекватно индивидуальным возможностям личности обучаемого, способствуя их максимальному проявлению.Педагогическое общение, основанное на субъект-субъектных отношениях, проявляется в сотрудничестве, которое осуществляется в атмосфере творчества и способствует гуманизации обучения.

Гуманистическое педагогическое взаимодействие - это диалогическое, творческое, личностное и индивидуализированное взаимодействие. Оно обеспечивает не просто передачу некоторого содержания знаний, умений, навыков, привычек, способов действия и т.п. от преподавателя студенту, но и их взаимообогащающее личностное развитие.

Принципы гуманизации педагогического взаимодействия:

Все вышеизложенные принципы служат актуализации творческого потенциала преподавателей и студентов, стимулируют их личностный рост, при этом действительная реализация любого из них невозможна без реализации всех других.

Этапы педагогического общения:

Высшая школа отличается от средней содержанием обучения и воспитания, изменением их форм. Основная функция высшего учебного заведения - формирование личности специалиста. И этой цели подчинено общение преподавателей и студентов. Система вузовского педагогического общения в звене «преподаватель - студент» качественно отличается от школьного самим фактом их приобщенности к общей профессии, а это в значительной мере способствует снятию возрастного барьера, мешающего плодотворной совместной деятельности.

Основные требования к отношениям «преподаватель - студент», «студент - студент» можно сформулировать следующим образом:

Высшая школа предъявляет высокие требования к психологическому климату кафедры, факультета, вуза в целом, реализуемом в повседневном педагогическом общении.

Коммуникативные умения и способности преподавателя. Будет ли педагогическое общение оптимальным, во многом зависит от преподавателя, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры.

Коммуникативная культура – это совокупность знаний, умений и коммуникативных качеств личности, оказывающая успешное воздействие на учащихся и позволяющая наиболее эффективно организовывать процесс обучения и воспитания и регулировать коммуникативную деятельность в процессе решения педагогических задач.

Коммуникативная культура педагога предполагает овладение коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей.

Высокий уровень развития коммуникативной культуры педагога предполагает:

Культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи (Л.И. Скворцов).

Показатель речевой культуры – это богатый словарный запас, точность и образность фраз и выражений, это умение лаконично и просто сформулировать свою мысль.

Речь преподавателя должна обеспечивать:

Требования к речи преподавателя:

Исходя из трех сторон общения (коммуникативной, перцептивной и интерактивной) можно выделить три группыбазовыхкоммуникативных умений педагога:

Умения межличностной коммуникации включают в себя:

Среди перцептивных уменийважное значение имеют:

Вышеперечисленные и другие коммуникативные умения могут быть сформированы на интуитивном, житейском и сознательном уровнях.

Познание человека человекам включает общую оценку человека как личности, которая обычно складывается на основе первого впечатления о нем, оценку отдельных черт его личности, мотивов и намерений, оценку связи внешне наблюдаемого поведения с внутренним миром человека.

Познание человеком самого себя предполагает оценку своих знаний и своих способностей, оценку своего характера и других черт личности, оценку того, как человек воспринимается со стороны и выглядит в глазах окружающих.

Умение правильно оценить ситуацию общения – это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.

Связанные с этим коммуникативные способности включают:

Для установления положительных взаимоотношений со студентами преподаватель должен проявлять доброжелательность и уважение к каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным к победам и поражениям, успехам и ошибкам обучаемых, сопереживать им.

Стили и модели общения преподавателя высшей школы.Формирование собственного индивидуального стиля общения со студентами связано с развитием творческой индивидуальности профессоров, доцентов, преподавателей.

Важной задачей начинающего педагога высшей школы является поиск оптимального для целей воспитания собственного индивидуального стиля общения со студентами. Его выработке способствуют такие приемы:

Педагогическое воздействие должно быть систематическим и непрерывным, переходя от учебно-ориентированного к научно-поисковому, от официально-регламентированного к неофициально-доверительному общению. Особые требования предъявляются к этико-психологической основе взаимодействия ученого-педагога и студентов.

Исследования показывают, что педагоги, акцентирующие собственное «Я», проявляют формализм в отношении к учащимся, поверхностную включаемость в ситуации обучения, авторитарность, подчеркивают собственное превосходство и навязывают свои способы поведения.

У педагогов с центрацией на «другом» проявляется неосознанное подлаживание к учащимся, доходящее до самоуничижения.

У педагогов с центрацией «я-другой» выявлено устойчивое стремление строить общение на равных началах и развивать его в диалогической форме. Такое взаимодействие объективно способствует гуманизации отношений «преподаватель – студент» и всего обучения в целом.

Процесс общения преподавателя со студентами может складываться в двух крайних вариантах:

1) взаимопонимание, слаженность выполнения учебной деятельности, развитие способности прогнозировать поведение друг друга и

2) разлад, отчужденность, неспособность понять и предугадывать поведение друг друга, появление конфликтов.

В этом плане важную роль играют индивидуально-типологические характеристики или стиль общения. В стиле находят выражение:

Стиль общения воплощает социально-этические установки общества, вуза, он отражает личностный и педагогический уровень педагога, его эмоционально-психологические особенности. Оптимальный стиль общения - это общение, основывающееся на увлеченности преподавателя и студентов совместной деятельностью, отражающее саму специфику формирования личности специалиста в вузе и воплощающее в себе взаимодействие социально-этических установок педагога и навыков профессионально-педагогического общения.

Известный психолог В. А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

Обычно в педагогической практике присутствует сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.

Л.Д. Столяренко, исследовав поведение преподавателей при работе со студентами, систематизировала полученные результаты в виде описания 8 моделей поведения:

Стереотипы в педагогическом общении.

Механизмами межличностного восприятия являются:

Под влиянием окружающих и в силу взаимодействия с ними у каждого человека образуются более или менее конкретные эталоны-стереотипы, пользуясь которыми он дает оценку другим людям. Чаще всего формирование устойчивых эталонов протекает незаметно для самого человека, и они приобретают власть над ним именно в силу их недостаточной осознанности.

Выделяют шесть групп социально-перцептивных стереотипов (Реан А.А.):

Чаще всего эти эталоны-стереотипы срабатывают в условиях дефицита информации о человеке, когда о нем вынуждены судить по первому впечатлению.

Эмоционально-эстетические стереотипы также могут играть определенную роль в процессе педагогического общения: оценивая свое отношение к незнакомым ученикам (по их фото) и их поступкам (описание неблаговидных поступков), педагоги оказались более снисходительными к тем, у кого была более привлекательная внешность (Бодалев А.А., 1995).

Есть некоторые факторы, которые могутмешатьпреподавателю правильно воспринимать и оценивать учащихся:

Барьеры педагогического общения. В процессе общения между преподавателем и студентом стоит задача не только и не столько передать информацию, сколько добиться ее адекватного понимания последним.Форма и содержание сообщения существенно зависят от личностных особенностей как преподавателя, так и учащегося, их представлений друг о друге и отношений между ними, всей ситуации, в которой происходит общение.

Процесс адекватного восприятия учебной информации во многом зависит от наличия или отсутствие в процессе коммуникативных барьеров.

Коммуникативный барьер - это психологическое препятствие на пути адекватной передачи учебной информации между участниками педагогического процесса. В случае возникновения барьера учебная информация искажается или теряет изначальный смысл.

Выделяют три группы барьеров педагогического общения [1]:

Среди личностных барьеров большую группу составляют так называемые барьеры неправильной установки сознания:

Стереотипы представляют собой устойчивое, упрощенное мнение о людях (учителях, учениках) и ситуациях. Они возникают в педагогическом процессе двояким образом: смысл информации может быть искажен

а) стереотипом говорящего;

б) стереотипным мышлением воспринимающего (слушающего).

Предвзятые представления между педагогом и учеником возникают в результате снижения уровня самокритичности и подъема самооценки (как правило, не всегда обоснованного). Предвзятость в педагогическом общении проявляется в следующем:

Коммуникативные приемы эффективного педагогического общения. Установлению наилучшего педагогического общения на занятиях способствует использование таких коммуникативных приемов.

Методы профилактики и снятия блокирующих коммуникативных аффектов (коммуникативной заторможенности, неловкости, подавленности, скованности, неуверенности в общении):

Приемы оказания коммуникативной поддержки при общении:

Приемы инициирования встречной учебно-познавательной активности учеников включают в себя:

Главные психолого-педагогические приемы обучения сочетаются в случае оптимального педагогического общения.