Оценочные и диагностические средства итоговой государственной аттестации и учебно-методическое обеспечение их проведения
Примерные вопросы для теста:
1. Выберите правильный ответ:
а) игра – это любое соревнование или состязание между участниками, действия которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыша, победы, приза);
б) игра – это инсценирование, разыгрывание по ролям на уроке;
в) игра – это внеклассная работа, развивающая интерес к русскому языку;
г) игра – основной вид деятельности ребенка школьного возраста.
2. Отметьте неправильный вариант ответа. По игровой среде выделяют игры:
а) спортивные, военные, туристические;
б) с предметами, без предметов;
в) настольные, комнатные, уличные;
г) компьютерные, телевизионные, со средствами передвижения.
3. Отметьте правильный вариант ответа. На уроках русского языка не используются следующие игры:
а) компьютерные;
б) аналитические;
в) ассоциативные;
г) психотехнические.
4. Отметьте неправильный вариант ответа.
Игры на уроках русского языка позволяют формировать следующие компетенции:
а) лингвистическую;
б) речевую;
в) культуроведческую;
г) дидактическую.
5. Отметьте правильный вариант ответа.
На каком этапе урока игра проводится, но не оценивается по пятибалльной системе?
а) Проверка домашнего задания;
б) объяснение нового материала;
в) тренинговый этап;
г) этап контроля.
6. Отметьте правильный вариант ответа.
Какие действия отсутствуют при подготовке игры?
а) Обсуждение результатов игры;
б) обзор общего хода игры;
в) обсуждение игровых процедур;
г) обсуждение критериев оценок.
7. Отметьте неправильный вариант ответа.
Базовая модель технологии критического мышления содержит следующие стадии:
а) вызов;
б) имитацию;
в) осмысление новой информации;
г) рефлексию.
8. Выделите правильное определение понятия:
а) мозговой штурм – это своеобразная умственная разминка, совместный поиск группового решения;
б) инсерт – это графический систематизатор;
в) кластер – это прием маркировки текста;
г) осмысление – это стратегия развития критического мышления.
9. Отметьте правильный вариант ответа.
На стадии вызова основными стратегиями технологии развития критического мышления являются:
а) парная и групповая работа;
б) фронтальная работа;
в) индивидуальная работа;
г) самостоятельная работа.
10. Отметьте правильный вариант ответа.
На стадии осмысления при работе с информационным текстом учащиеся:
а) самостоятельно конспектируют текст;
б) читают текст и маркируют его с помощью метода «инсерт»;
в) читают текст и пересказывают его;
г) составляют текст.
11. Отметьте неправильный вариант ответа.
На стадии рефлексии (размышления) при работе с информационным текстом ученики:
а) участвуют в дальнейшем целеполагании;
б) отвечают на «тонкие» и «толстые» вопросы;
в) обращаются к дополнительной литературе по данной теме;
г) выполняют домашнее задание.
12. Отметьте правильный вариант ответа.
На стадии рефлексии (размышления) при работе с информационным текстом ученики возвращаются к кластеру, который представляет собой:
а) повторение первоначального кластера;
б) кластер, обогащенный новыми связями и отношениями;
в) конспект урока;
г) план урока.
13. Отметьте неправильный вариант ответа.
На подготовительном этапе урока-взаимообучения действия учителя следующие:
а) осознать цель использования для данного материала данного типа урока;
б) продумать формы групповой работы и распределить учащихся по группам;
в) написать конспект урока;
г) подобрать оснащение, выбрать расположение групп в пространстве.
14. Отметьте правильный вариант ответа.
При проведении урока обучения письму по технологии развития критического мышления учащиеся сначала:
а) составляют черновой вариант текста;
б) правят и редактируют текст, данный учителем;
в) читают лучшие образцы текстов;
г) собирают информацию по теме и высказывают свои мысли по поводу этой информации.
15. Отметьте правильный вариант ответа.
По технологии развития критического мышления:
а) созданные учащимися тексты могут публиковаться (представляться) как в письменной, так и в устной форме;
б) тексты учащихся записываются в контрольную тетрадь и сдаются на проверку учителю;
в) тексты учащихся публикуются только в письменной форме;
г) сочинения, написанные учащимися, может читать только учитель.
16. Отметьте правильный вариант ответа.
Прием ведения двойных (двухчастных) дневников – это:
а) запись фрагментов текста с комментариями;
б) рабочие материалы к сочинению;
в) план сочинения и тезисы;
г) сочинение и рецензия.
17. Отметьте неправильный вариант ответа.
Урок-исследование по технологии развития критического мышления проводится с помощью следующих приемов:
а) парная мозговая атака;
б) заполнение таблицы «знаю – хочу узнать – узнал(а)»;
в) дальнейшее целеполагание;
г) перекрестная дискуссия.
18. Отметьте правильный вариант ответа.
Различие в стратегиях между уроком-исследованием и уроком – работой с информационным текстом заключается в следующем:
а) в отличие от урока – работы с информационным текстом, на уроке-исследовании не составляется кластер;
б) на уроке-исследовании не применяется прием мозговой атаки;
в) на уроке-исследовании не происходит дальнейшего целеполагания;
г) на уроке-исследовании нет стадии вызова.
19. Отметьте правильный вариант ответа.
Технологии групповой работы связаны с именами следующих педагогов:
а) В.К. Дьяченко, А.С. Границкая и Р.А. Утеева;
б) А.С. Границкая, Р.А. Утеева, В.В. Фирсов;
в) В.К. Дьяченко, Р.А. Утеева, В.Д. Шадриков;
г) Р.А. Утеева, А.С. Границкая, С.Н. Лысенкова.
20. Отметьте правильный вариант ответа.
Социометрическая характеристика класса –это:
а) такие параметры личности ученика, которые наиболее важны для педагогов, работающих в классе;
б) такая характеристика, которая позволяет описать существующие группировки учеников и отношения между ними;
в) личностный подход к каждому ребенку;
г) система воззрений, признающая ценность человека как личности.
21. Выберите и отметьте неправильный вариант ответа.
В первый этап организации групповой работы включаются:
а) составление и учет социометрической характеристики класса;
б) изучение психологических характеристик учащихся;
в) подбор группы учащихся из упорядоченного списка или под лидера;
г) рассаживание учащихся по парам.
22. Отметьте правильный ответ.
Второй этап организации групповой работы – это:
а) когда половина учащихся говорит, половина слушает;
б) распределение ролей в группе;
в) каждый участник занятий попеременно является то учеником, то учителем;
г) когда ближайшая цель каждого ученика – учить других всему тому, что знает он сам.
23. Исключите четвертое лишнее.
Составляющие техники групповой работы:
а) формирование положительной зависимости членов группы для выполнения поставленной задачи;
б) прямое общение между членами группы;
в) основной принцип работы – все по очереди учат каждого и каждый – всех;
г) индивидуальная оценка результатов.
24. Исключите четвертое лишнее.
Технологическая карта урока-взаимообучения содержит следующие стадии:
а) вызов;
б) осмысление;
в) рефлексию;
г) взаимообмен заданиями.
25. Каких этапов не содержит стратегия «Зигзаг»?
а) Эксперты возвращаются в рабочие группы и обучают остальных членов группы, корректируя выполненные задания;
б) групповая отчетность;
в) работа в парах по вопросникам;
г) каждая рабочая группа получает 1 учебное задание.
26. Выберите из предложенных правильное определение:
а) дискуссия – это устная (реже письменная) форма организации публичной речи, в процессе которой сталкиваются различные, как правило, противоположные, точки зрения;
б) дискуссия – это словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение;
в) дискуссия – это заранее подготовленный, организованный устный спор на заданную тему;
г) дискуссия – это острый спор, который связан со стремлением спорящих обязательно однозначно решить тот или иной вопрос большого гражданского значения.
27. Выберите правильный ответ.
Суть дебатов заключается в том, что:
а) в процессе обсуждения возникают разнообразные (а не только противоположные) точки зрения;
б) две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить члена жюри (судью) в своей правоте и опыте риторики;
в) основной прием, применяемый в дебатах, – «бумеранг»;
г) ведущий ставит цель подвести участников к общему согласию и нередко добивается этого.
28. Какие действия при подготовке дебатов лишние?
а) Формулировка темы;
б) распределение учащихся по командам;
в) предварительная выработка позиции каждой команды по данной теме;
г) сбор и обработка информации по теме.
29. Чего не происходит во время дебатов?
а) Участники дебатов обсуждают заданную тему, при этом одна команда утверждает тезис, а другая его опровергает;
б) каждая команда для доказательства своей позиции создает систему аргументов, поддержек и доказательств, с помощью которых пытается убедить судью в своей правоте;
в) каждому участнику предоставляется возможность отвечать на перекрестные вопросы оппонента;
г) на определенном этапе дебатов команды обмениваются участниками.
30. Выберите и отметьте недискуссионную тему.
а) Каким ты представляешь себе будущее состояние русского языка?
б) Необходимо «выбросить» из русского языка все заимствованные в последнее десятилетие слова.
в) Невозможно считать себя русским человеком без знания истории русского языка.
г) Современное состояние русского языка характеризуется «загрязнением языковой среды».
1 Данная статья представляет собой главу из первой крупной работы Й. Л. Вайсгербера – монографии «Родной язык и формирование духа», впервые опубликованной в Германии в 1929 году. Текст печатается по изданию Вайсгербер Й. Л. Родной язык и формирование духа / Пер. с нем., вступ. ст. и коммент. О. А. Радченко. М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 141-149. Техническая подготовка текста к публикации в настоящем учебном пособии выполнена кандидатом филологических наук С. В. Оленёвым.
2 Здесь и далее разрядка Й. Л. Вайсгербера.
- Гоу впо «Кемеровский государственный университет»
- Учебно-методический комплекс по дисциплине Методика преподавания русского языка
- Содержание
- Декан фФиЖ к.П.Н., доц. Клишин а.В.
- Организационно-методический раздел
- Пояснительная записка Актуальность и значимость учебной дисциплины
- Соответствие рабочей программы Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования
- Цель и задачи учебной дисциплины
- Место дисциплины в профессиональной подготовке специалиста
- Структура учебной дисциплины
- Особенности изучения учебной дисциплины
- Формы организации учебного процесса по данной дисциплине
- Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины
- Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Содержание дисциплины Основное содержание лекционного курса
- 2. Содержание практических занятий
- 3. Примерная тематика рефератов и курсовых работ
- 4. Учебно-методические обеспечение
- Список основной учебной литературы
- Формы текущего, промежуточного и рубежного контроля
- Примерный перечень вопросов к зачету к зачету по курсу «Методика преподавания русского языка»
- Примерные темы рефератов, эссе.
- Перечень вариантов контрольных работ (набор заданий оформляется отдельно, является компонентом учебно-методического комплекса по дисциплине)
- Учебно-методические материалы лекции Лекция 1. Введение
- Лекция 2. Лингводидактические концепции языковой личности
- Лекция 3. Содержание предмета «Русский язык» в школе
- Лекция 5. Организация учебного процесса
- Организация учебного процесса
- Лекция 6. Новые образовательные технологии
- Лекция 7. Новые образовательные технологии. Как построить нетрадиционный урок русского языка
- Технология развития критического мышления через чтение и письмо
- Лекция 8. Итоговый контроль: новые подходы к определению содержания, технологии проведения, оценке результатов. Егэ: итоги и перспективы.
- Часть 1 (а1 – а31) содержит задания с выбором ответа.
- Часть 2 (в1 – в8) содержит задания с кратким ответом.
- Часть 3 (с1) – это задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
- Дискуссии по вопросам егэ
- Из лингвистического наследия Лингвоперсонология и проблемы личностно-ориентированного обучения
- 7.1. Гумбольдт в. Фон. Избранные труды по языкознанию
- 5.2. Й. Л. Вайсгербер задачи обучения языку1
- Литература
- Методические рекомендации преподавателям, ведущим практические занятия
- Практические занятия по методике преподавания русского языка
- Современная ментальная лингводидактическая ситуация (вводное занятие)
- Лингводидактические концепции языковой личности
- Литература
- Практическое задание
- Дидактические игры на уроках русского языка
- Содержание предмета «Русский язык», или Чему учить в школе
- Формы и приемы подачи языкового материала на уроках русского языка
- Методика изучения основных разделов курса русского языка. Лингвистическое развитие учащихся в процессе обучения русскому языку.
- Проблемы обучения орфографии
- Организация учебного процесса в современной школе. Методика построения урока
- Урок сообщения новых знаний
- Литература
- Практическое задание
- Урок совершенствования и закрепления знаний, умений и навыков
- Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков
- Контроль знаний, умений и навыков
- Культуроведческая функция языка в системе его преподавания
- Внеклассная и внеурочная работа по русскому языку
- Практическое задание
- Оценочные и диагностические средства итоговой государственной аттестации и учебно-методическое обеспечение их проведения