logo
УМК по МПЯ

Пояснительная записка Актуальность и значимость учебной дисциплины

Русский язык является государственным языком Российской Федерации. В системе образования русский язык как родной язык русского народа, часть его духовной культуры, основная форма проявления его национального и личностного самосознания занимает особое место. Русский язык – средство общения, овладение им обеспечивает способность и готовность выпускника школы к коммуникации в повседневной жизни и профессиональной деятельности, к речевому взаимодействию и взаимопониманию. Как средство познания русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей школьника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение; через язык происходит приобщение ребенка к духовно-нравственным ценностям, к культуре и литературе русского народа. В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения. Все это подчеркивает актуальность и значимость учебной дисциплины «Методика преподавания русского языка», необходимой для профессиональной подготовки будущего специалиста – учителя русского языка.

«Лингводидактика и методика преподавания языка всегда опирались прежде всего и главным образом на господствующий в данный период «образ языка» в лингвистике и соответственно строили модели обучения» [Караулов, 2004, 49]. Преобладание антропоцентрических тенденций в языкознании создает благоприятные условия для разработки фундаментальной концепции языковой личности, с одной стороны, и для преломления ее в прикладном аспекте – создания эффективных моделей обучения языку – с другой. И тогда целью курса «Русский язык» в школе и вузе становится развитие языковой личности.

Традиционно методика преподавания языка решает четыре задачи: зачем изучать, чему учить, как учить, как контролировать усвоенное. При этом опускается важный компонент, а именно: кого учить, который может сыграть решающую роль в самом процессе учебной деятельности и существенным образом повлиять на ее результат. Актуальность введения еще одного компонента обусловлена связью предлагаемых форм работы с новыми достижениями лингвистики, в которой в настоящее время актуализировались исследования в психолингвистическом, антрополингвистическом, когнитивном аспектах, активно изучаются проблемы языковой личности, языковой способности (компетенции). Исследование языковой личности происходит в разных аспектах: соционическом, гендерном, профессиональном и других, что может иметь различное преломление в практическом плане.