logo
UMK_PVSh

1 Педагогическая технология и педагогическое проектирование

Обучением называют организованное взаимодействие субъектов образовательного процесса (педагога и учащихся) для достижения дидактических целей. Сущность процесса обучения состоит в стимулировании и организации активной учебно–познавательной деятельности учащихся по овладению ими знаниями, развитию их способностей, выработке мировоззрения.

Мысль о технологизации процесса обучения высказал ещё Я.А.Коменский 400 лет назад.Он призывал к тому, чтобы обучение стало «техническим», то есть таким, что всё, чему учат, не могло не иметь успеха. Таким образом, им была сформирована важнейшая идея технологий – гарантированность результата. Поиски ответов не только на вопросы «чему учить?», «зачем учить?», «как учить?», но и на вопрос «как учить результативно?» привели ученых и практиков к попытке «технологизировать» учебный процесс и превратить обучение в производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, в связи с чем в педагогике и появилось направление –педагогические технологии.

Современный словарь терминов ЮНЕСКО трактует педагогические технологии как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, а также их взаимодействие, ставящее своей задачей оптимизацию форм образования[3].

Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.

Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 60-х гг. и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэролл, Б.Блум, Д.Брунер, Д.Хамблин, Г.Гейс, В.Коскарелли. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражены в научных трудах П.Я. Гальперина, Н.Ф.Талызиной, А.Г.Ривина, Л.Н.Ланды, Ю.К. Бабанского, П.М.Эрдниева, И.П.Раченко, Л.Я.Зориной, В.П.Беспалько, М.В.Кларина и многих других [9].

Г.К. Селевко выделяет три основных иерархических уровня понятия педагогической технологии:

Выделяют следующие признаки педагогической технологии:

  1. цели (во имя чего необходимо преподавателю ее применять);

  2. наличие диагностических средств;

  3. закономерности структурирования взаимодействия педагога и учащихся, позволяющие проектировать (программировать) педагогический процесс;

  4. система средств и условий, гарантирующих достижение педагогических целей;

  5. средства анализа процесса и результатов деятельности преподавателя и учащихся.

Г.К. Селевкоприводит следующие примеры современных педагогических технологий:

Образовательная технология как модель и реальный процесс осуществления целостной педагогической деятельности, включает в себя индивидуально-групповую, информационно-диагностирующую, организационно-развивающую, деятельностно-эвристическую, духовно-гуманитарную и мотивационно-управленческую составляющие.

В структуру образовательной технологии должны входить концептуальная основа, содержательный и процессуальный компоненты.

Концептуальная основа – это целевые установки и ориентации, основные идеи и принципы, позиция обучающегося в образовательном процессе.

Содержательный компонент – это цели обучения (общие и частные), содержание учебного материала, дидактическая структура учебного материала и формы его изложения.

Процессуальный компонент – это особенности методов и средств обучения, мотивационная характеристика, организационные формы обучения, управление образовательным процессом.

Ведущим компонентом в этом перечне является концептуальная основа. Освоив его, преподаватель осознанно может использовать образовательную технологию, адаптируя ее к конкретным условиям педагогической деятельности.

Каждая из существующих на сегодняшний день образовательных технологий должна удовлетворять ряду требований:

На современном этапе преподавателю недостаточно иметь знания об уже существующих образовательных технологиях, необходимо еще и умение применять их в практической деятельности.

А.Я. Савельев предлагает следующую классификацию образовательных технологий:

Все современные технологии обучения также могут быть рассмотрены с позиции некоторых общих положений:

1) по основанию непосредственности (опосредованности) взаимодействия обучающего и обучаемого могут быть выделены формы контактного и дистанционного обучения, где к первой группе относятся все традиционно разрабатываемые направления обучения, ко второй - только что создаваемое в настоящее время обучение на расстоянии при помощи специальных взаимодействующих на выходе и входе технических (лазерных)

средств;

2) по основанию принципа сознательности (интуитивизма)выделяется обучение, соотносимое с интуитивным освоением опыта (суггестопедияГ.К. Лозанова) и сознательным.

При рассмотрении теорий обучения, основывающихся на принципе сознательности обращают внимание на следующие условия:

3) по основанию наличия управления образовательным процессом обучение может быть разделено на:

4) по основанию взаимосвязи образования и культуры могут быть разграничены обучение, основой которого является проекция образа культуры в образование и формирование проектной деятельности обучающихся (теории проектного обучения), и обучение, основанное на дисциплинарно-предметном принципе (традиционное обучение);

5) по основанию связи обучения с будущей деятельностью может быть выделено «знаково-контекстное», или контекстное, обучение (А. А. Вербицкий) и традиционное обучение внеконтекстного типа;

6) по способу организации обучения выделяются активные формы и методы обучения и традиционное (информационное, сообщающее) обучение [3].

Таким образом, традиционное обучение можно охарактеризовать как контактное (может быть дистантным), сообщающее, основанное на принципе сознательности (осознание самого предмета освоения знания), целенаправленно не управляемое, построенное по дисциплинарно-предметному принципу, внеконтекстное (в системе высшего образования без целенаправленного моделирования будущей профессиональной деятельности в процессе учебной).

Процесс разработки конкретной педагогической технологии называют процессом педагогического проектирования.

В 1989 г. появляется первый самостоятельный труд по педагогическому проектированию известного педагога В.П. Беспалько, положивший начало этой важной отрасли педагогики.

Педагогическое проектирование состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результаты.Проектирование как вид педагогической деятельности представляет собой ее функциональный компонент, отражающий предвидение педагогом будущего учебно-воспитательного процесса. Благодаря проектированию учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении становится технологичным.

Объектами педагогического проектирования могут быть:

Педагогический процесс для преподавателя есть главный объект проектирования.

Последовательность шагов педагогического проектирования такова:

Технология проектирования педагогических технологий различного назначения включает в себя три основных этапа:

  1. стратегический этап: создание стратегии конструирования и осуществления проекта через последовательную реализацию процедур, предусматривающих:

  1. организационный этап:

  1. адаптационный этап:

Итак, современный подход к высшему образованию носит опережающий характер по отношению к сфере материального производства, что предполагает ориентацию на проектный характер образовательной деятельности. Эта ориентация находит свое отражение в развитии проективного образования, реализуемого в соответствии с запросами и потребностями обучающихся.Педагогическое проектирование, возникшее как результат проникновенияинноваций в педагогическую теориюи практику, на современном этапестало важнейшей составляющей педагогической деятельности преподавателя.