logo
Дидактика (ЛЕКЦИИ)

Лекция 7. Мотивация учения

План: 1. Понятие мотива и мотивации.

2. Учебная мотивация.

3. Методика учебной мотивации.

4. Мотивация учения младшего школьника.

1. Понятие мотива и мотивации.

Мотив - это внутреннее побуждение к действию, "нужда" организма в чем-то. Функция мотивов состоит в том, что они придают жизненное значение тем объективным обстоятельствам, к которым стремится и в которой действует человек. Мотивы многообразны, отличаются между собой видом потребности, которой они отвечают. Мотивы проявляются в различных формах: переживание, интерес, идеал, желание и т.д.

Мотивацией (поведения, деятельности) называется совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность человека. Мотивация - сложное структурное образование, в котором различные мотивы выступают в единстве и взаимозависимости. Развитие и формирование мотивации осуществляется через соответствующую организацию и содержание деятельности. Если мотив отражает психическое состояние, то мотивация - это процесс, в результате которого любая деятельность приобретает для человека известный личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней и превращает внешние заданные цели деятельности во внутренние потребности личности. Мотивы и мотивация - это внутренняя движущая сила действий и поступков человека.

Психические основы мотивации

К.Д.Ушинский очень верно заметил, что внимание - это дверь, через которую проходит все, что входит в душу человека из внешнего мира. Внимание проявляется в конкретных психических процессах: ребенок всматривается, вслушивается, рисует, читает книгу. Полученная информация на уровне мышления осознается и понимается, что связано с личностной оценкой и мировоззренческим отношением человека к объекту познания (рациональная сторона мотива). Затем "обработка" информации связана с уровнем эмоциональной сферы. Здесь дается чувственно-эмоциональный аспект личностного отношения человека к изучаемой информации (эмоциональная сторона мотива). Причем спектр эмоциональных чувствований связан со всем богатством душевной организации человека, всеми оттенками его души. Часто личностная оценка рациональной стороны мотива и личностное чувствование эмоционального аспекта мотива не совпадают по своей значимости. Например, установка, понятие, идеал, намерения, убеждения, направленность, мечта не совпадают с чувствами, интересом, влечением, нуждой, желаниями и т.д. Если в детстве преобладает сила эмоционального начала ребенка, то взрослый человек руководствуется своим мировоззрением и обстоятельствами.

По степени проявления мотивы могут быть сильно или слабо выраженными. Преобладающая сила одного из мотивов может определить будущий характер действий человека.

Полученная суммарность различных мотивов, обобщаясь и дифференцируясь в мыслительной деятельности, выявляет свою действенность на уровне волевой сферы. Здесь возникает волевое психическое состояние (активность), связанное с готовностью выполнять конкретную деятельностью. Поэтому активность проявляется и как устойчивое образование личности, и как компонент деятельности. Активность как результативный процесс обусловлена условиями функционирования (возможностью осуществлять деятельность), отношениями (мерой готовности к деятельности) и побуждениями к действию (способностью к предстоящей деятельности).

Особенность человеческой психики заключается в том, что мотивы, активность, поступки людей бывают различными по своей осознанности: от глубоко осознанных (рациональных, целенаправленных) до неосознанных (импульсивных, непроизвольных).

Мотивы активизируют все психические процессы личности, вносят познавательное начало в процесс любой деятельности. Мотивы "движут" человеком, являются источником познания. Нет мотивов - нет развития.

Главная цель воспитания - оказать помощь детям в формировании личностных установок. Главная цель педагогического воздействия - возбудить источник активности личности.

Отдельные характеристики мотивов

Познавательный интерес - представляет собой сплав важнейших для развития личности психических процессов:

- активный поиск;

- догадка;

- исследовательский подход;

- готовность к решению задачи.

Эмоциональные проявления, сопутствующие познавательному интересу:

- эмоции удивления;

- чувство ощущения нового;

- чувство интеллектуальной радости;

- чувство успеха.

Интеллектуальная, волевая и эмоциональная стороны познавательного процесса составляют единое целое. Ядром познавательного интереса являются мыслительные процессы. По выражению К.Д.Ушинского, это интерес, полной мысли. Поэтому процесс учения носит не созерцательный, а целенаправленный характер. Устойчивые и глубокие познавательные интересы могут перерастать в познавательную потребность, становясь свойством личности.

Познавательный интерес рассматривают в различных аспектах, как: средство обучения, мотив учебной деятельности, качество личности.

Удивление - это психическое состояние, для которого характерны:

- неожиданность;

- новизна;

- необычность;

- странность;

- несоответствие прежним представлениям.

Удивление - важный внутренний стимул познавательного интереса.

Эмоциональная восприимчивость характеризуется такими показателями, как:

- чувствительность: развитие цветовой гаммы, слуха, осязания, обоняния;

- особенности восприятия пространства, времени, движений (точность, сила);

- наблюдательность: направленность, точность, осознанность;

- эмоциональная настроенность (доброжелательность, чуткость, общительность или отчужденность, замкнутость, недоверчивость или осторожность, доверчивость);

- чувство красоты (понимание, принятие и усвоение прекрасного в природе, людях, искусстве);

- чувство новизны: особая восприимчивость к новым событиям, явлениям, ко всему необыкновенному.

Любознательность - включает в себя заинтересованность в новой или полезной информации, устойчивый интерес к делу, к изучению, к деятельности, к себе и людям. Признаками любознательности выступают:

- интерес к учению и знаниям;

- культура учебного и умственного труда;

- стремление применить знания на практике;

- потребность в обмене информацией, общении с интересными людьми;

- потребность в самообразовании;

- объективная самооценка знаний, своей духовной культуры.

2. Учебная мотивация.

Учебная мотивация — это направленность учащихся к различным сторонам учебной деятельности. Учебная мотивация превращает внешние

заданные цели деятельности во внутренние потребности личности.

Психологические образования, выступающие в качестве мотивов.

Во внешнем плане мотивация проявляется в прилежании, внимании и усидчивости детей. Показатели, по которым можно выявить отдельные элементы мотивации:

1. Проявление мыслительной активности: через а) вопросы учащихся, б) участие учащихся в обсуждении вопросов, в) произвольное внимание, г) характер процесса деятельности (как принимается задание - безразлично или с готовностью).

2. Эмоциональные проявления учащихся.

3. Избирательная направленность чтения, участие по свободному выбору в различных формах и видах внеклассной работы.

Классификация мотивов обучения.

Учебные мотивы многообразны, отличаются между собой видом потребности, которой они отвечают. Мотивы делят по уровням, направленности, содержанию. Мотивы также бывают естественные (материальные) и высшие (духовные) мотивы. Мотивы также определяют по двум типам: внешние и внутренние.

Внешние мотивы - наказание, угроза, необходимость, требование и т.д. Учение носит до некоторой степени вынужденный характер и выступает как препятствие, которое надо преодолеть на пути к цели. Это требует психического напряжения, а иногда и борьбы ученика с самим собой. При большой остроте конфликта возникают тенденции "выйти из ситуации" (отказ, обход трудностей или невроз). Часто основным внешним стимулом, становится отметка.

Внутренние мотивы побуждают человека к учению как к своей цели (интерес, любознательность, желание). Здесь также требуются волевые усилия, которые вязаны с трудностями учения, с внешними препятствиями, но только не борьба с самим собой.

Объектом познавательных интересов в школе является содержание учебных предметов, овладение которыми составляет основное назначение учения. Поэтому в сферу познавательного интереса включаются не только приобретаемые школьником знания, но и сам процесс овладения знаниями, процесс учения в целом. Поэтому учебно-познавательные мотивы отличаются от познавательных интересов тем, что они направлены не на простое приобретение информации, а на усвоение способов действий в конкретной области изучаемого учебного предмета. И ученик выступает здесь как исследователь.

Отрицательная мотивация

Мотивация учения обычно связана с возможностью получения награды или избегания наказания. И поощрение, и наказание получают самые разнообразные конкретные формы и фиксируются в основном в отметках. Часто в учении ведущим мотивом является мотив необходимости.

Скука в школе происходит главным образом от пассивности: слушать скучное объяснение учителя и неудачные ответы учеников.

Если ученик знает материал, ему очень хочется ответить. Л.Н. Толстому удавалось дать высказаться каждому ученику, поочередно они были то слушателями, то рассказчиками. Поэтому в современной школе невозможность ученика ответить, когда он выучил, становится одной из причин нежелания учиться.

Учителю часто не хватает терпения выслушать ученика, он начинает подсказывать или перебивать.

Ученик пассивен, когда плетется за учебным ритмом в классе, если его "темп думания" отстает от фронтального опроса.

Интерес пропадает, если урок перегружен новыми сведениями или страдает от "информационного голода" (особенно русский язык, на котором вся новая информация может свестись к "жи, ши пишутся через и").

Если ребенок прекращает получать удовольствие от вида деятельности, то это выражается: легким выбором решения задачи, боязнь перед неудачей, желание скорее переключиться на другую деятельность.

Обученная беспомощность - это состояние человека, что задачу он решить не сможет в силу предыдущих неудач, и что это не под силу только ему. Такая позиция приводит к отставанию по различным дисциплина и к неспособности преодолевать жизненные трудности (учитель еще добавляет: "Ты все равно никогда больше "двойки" ("тройки") иметь не будешь").

Негативные тенденции, способствующие угасанию познавательных интересов:

1.Бедность сообщаемого материала.

2. Несоответствие содержания обучения опыту учащихся.

3. Слабость познавательной нагрузки.

4. Слабая организация самостоятельной работы учащихся.

5. Отрицательный эмоциональный фон.

6. "Смысловой барьер" между учителем и учениками.

"Смысловой барьер" - ученик не выполняет требования учителя, поскольку они противоречат его направленности личности:

1 тип. Различное понимание смысла требований со стороны учителя и ученика (нельзя подсказывать, хотя необходимо помогать товарищу в беде; нельзя драться, хотя драка понимается учеником как проявление мужества и храбрости).

2 тип. Неприятие ребенком форм предъявления требований взрослого (вполне разумные требования учителя, но в грубой или унизительной форме дают психологический барьер и воспринимаются в "штыки").

3 тип. Неприятие ребенком личности взрослого.

Причины возникновения "смыслового барьера":

1. Неумение учителя выявить истинные мотивы поведения ученика, неверное реагирование учителя на эти поступки.

2. Постоянное применение учителем одних и тех же приемов в учебной работе, особенно если эти приемы не дают положительного эффекта (нотации, выговоры, "двойки").

3. Отрицательное эмоциональное переживание ученика вследствие незаслуженного (с его точки зрения) наказания или несправедливости.

4. Сложившееся мнение об учителе в окружающей среде.

5. Противоречие требований со стороны семьи и школы.

3. Методики учебной мотивации.

Основным требованием к организации обучения школьников является формирование учебной мотивации.

Любое внешнее воздействие имеет должный эффект, когда оно соответствует потребностям детей, когда внешние задачи были внутренне приняты, приобрели значимость, нашли отклик и опорную точку в переживаниях учащихся.

Потребность - это особая программа жизнедеятельности человека. Потребности меняются, влияют на постоянное развитие деятельности и облик человека. Поэтому задачу формирования человеческой личности необходимо рассматривать как задачу развития ее потребностей, а организация воспитательного процесса является организацией жизни и деятельности воспитуемого. В.А.Сухомлинский главной задачей педагога считал воспитание желаний, т.е. потребностей. И главная роль в этой педагогике отводится самовоспитанию ребенка. Мотивация не возникает произвольно, а служит показателем мастерства учителя.

Наиболее простая методика мотивации - это создание занимательности занятий в классе или текста учебника. Однако занимательность лишь способствует поддержанию интереса в обучении, а не созданию исходной мотивационной установки на учебную работу. Еще И.Гербарт подметил, что интерес учащихся к учебной работе - это своеобразный психологический процесс. Интерес не может быть постоянной опорой в обучении из-за быстро наступающего пресыщения.

Более эффективна методика создания мотивационно-проблемных ситуаций или постановки специальных познавательных задач, в которых отражается практический смысл изучения данного предмета. Учитель подбирает по содержанию темы предмета острую жизненную ситуацию, разрешение которой было бы возможно только при хорошем знании и понимании предмета.

Еще более результативна такая методика мотивации, при которой учитель обращается к формированию представлений учащихся о роли данного предмета в его деятельности, убеждения учащихся о роли предмета в будущей профессии и в оценке личности окружающими ее людьми. Это ведет к правильному формированию позитивных ценностных ориентаций детей по отношению к учебной работе.

При подготовке и проведении урока учитель не должен забывать, что не отдельные элементы урока должны быть для учащихся интересными, а необходимо в течение урока усложнять, наращивать трудности, требующих постепенного возрастания работы мысли, усилий воли, эмоционального заряда большей силы от начала до конца урока. При рыхлости урока, со снижением интереса к отдельным его элементам, теряется привлекательность к теме занятия и слабеет познавательный интерес. Поэтому необходима система стимулов, постоянно поддерживающая и укрепляющая познавательный интерес как мотив учения.

Исследования показали, что критериями интереса школьников к содержанию материала являются: а) новизна, б) значимость материала, в) связь с жизнью.

Для формирования положительного отношения к учению ребенок должен знать "вкус к успеху" (В.А.Сухомлинский). Для этого в школе Сухомлинского не ставили плохих отметок, а иногда ставили завышенную, чтобы ребенок делал все возможное, чтобы эту отметку оправдать и заслужить.

Необходимо замечать любой успех ученика и обязательно поощрять (Ш.А.Амонашвили).

Если человек считает себя самого повинным в своих неудачах, отказ от поиска подрывает готовность к активному поведению, к снижению самооценки. Поэтому необходимо учителю в своем поощрении "перегнуть палку".

В работе с отстающими детьми В.А.Сухомлинский считал, что развитие невозможно без гармонического влияния на всю психофизическую, духовную жизнь человека. При этом необходимо воздействовать на личность ученика в целом, отдавая себе ясный отчет о том, в каком сочетании находятся различные свойства его личности и какие изменения происходят под влиянием педагогических воздействий.

Условия возникновения и развития интереса к учению:

1. Организация обучения должна способствовать вовлечению ученика в процесс самостоятельного поиска и "открытия" новых знаний (проблемного характера).

2. Учебный труд должен быть разнообразен.

3. Необходимо осознать учеником и понять нужность, важность и целесообразность изучения данного предмета.

4. Новый материал должен быть связан с усвоенными ранее знаниями.

5. Обучение должно быть трудным, но посильным.

6. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.

7. Яркость, эмоциональность учебного материала, личность самого учителя оказывают влияние на интерес к обучению.

8. Интерес связан с игрой. Бессмысленны задачи о двух пешеходах и бассейне с двумя трубами. Но если задача получает игровое оформление, если включается "взрослая" жизненная ситуация, то от того, как решит эту задачу ребенок, будет зависеть исход ситуации. Такая ситуация уже предопределена жизненной необходимостью. В процессе игры или смоделированной жизненной ситуации интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить необычный для него объем умственной работы.

Уровень мотивации зависит от четырех факторов:

1. Значимость достижения успеха.

Например, какое значение придает ребенок своему успеху в обучении, если он ориентируется на мнение учителя и родителя. Или он получит моральное или материальное вознаграждение и т.д.

2. Надежда на успех.

Собственные представления о своих способностях, прошлый опыт успеха или неудач. Те дети, которые рассчитывают на успех, справляются с заданиями лучше.

3. Вероятность достижения успеха.

Дети по-разному понимают, что лежит в основе успеха или неудач. Представление человека о причинах успеха и неудач может влиять как на уровень ожидания, так и на способы деятельности. Причины: а) способности или их отсутствие; б) упорство или его отсутствие; в) трудность или легкость задания; г) везение или его отсутствие. Эти все причины зависят от внешних и внутренних воздействий.

4. Эталоны достижений.

Если в сравнение идет собственный опыт, то это автономный эталон; если достижения других детей - то это социальное сравнение.

Учителю необходимо знать внешкольные интересы и увлечения детей и опираться на них при освоении учебного материала. Чем теснее связан материал уроков с любимыми детскими фильмам, книгами, играми, тем больше вероятность попадания в сферу интересов каждого ученика.

Существуют три вида стимулирования познавательных интересов:

1) при помощи содержания учебного материала;

2) в ходе организации учебной деятельности (методы, средства и т.д.);

3) на основе отношений.

Активизация класса осуществляется через методы управления:

1. Метод хоровых ответов (вовлечение количества).

2. Метод рецензирования ответа ученика.

3. Метод "закрытой доски".

4. Припоминание пройденного материала лучше делать с помощью учеников, а не самим учителем.

В начале каждого урока учитель должен выделять мотивационный этап, который позволяет быстрому включению учащихся в познавательную деятельность. Поддержание этой деятельности на необходимом уровне активности целиком зависит от способов ее организации, от того, насколько она будет посильна для учащихся, понятна им и каковы ее результаты, т.е. качество усвоения.

Ученик, получивший задание работать с максимальной скоростью, в присутствии "соперника" начинает работать еще быстрее (стимулирование деятельности). Поэтому в классе работа продуктивнее, чем дома. Однако это подходит лишь только для простых видов деятельности, для решения однотипных задач по алгоритму, тогда как для творчества требуется работа только дома: урок здесь будет оказывать тормозящее воздействие.

Присутствие наблюдателя либо ускоряет, либо замедляет выполнение задачи учениками, может подстегивать или угнетать. Такой процесс наблюдается в классе, когда в нем появляется новичок. Часть детей под влиянием наблюдателя может стать неуправляемой или наоборот преуспеть в обучении. Аналогичное действие оказывает и учитель. Под влиянием личности "яркого" учителя дети повышают работоспособность и качество обучения, а "серый учитель - это почти всегда серый ученик". Поэтому учителю надо быть всегда такой личностью, чтобы запечатлеваться в личностной структуре ученика и быть бессмертным в своих учениках.

4. Мотивация учения младшего школьника.

С первых дней пребывания детей в школе у первоклашек необходимо развивать любознательность и наблюдательность, которые становятся основой будущих познавательных интересов. Для детей интересно, прежде всего то, что составляет предмет их основного дела - учение. Учение постепенно становится смыслом их жизни и не только с внешней стороны (тетради, портфель), но и со стороны содержания школьных предметов. Развитие интереса к учебной деятельности возникает с начала к отдельному предмету, к его содержательной стороне. Потом становится все более широким и устойчивым, приобретает силу. Здесь желательно углубить этот интерес к выбранному предмету, формируя на этой основе умения учиться (учебная деятельность). Приобретая навыки учебного труда, ученик постепенно переводит их и на другие дисциплины, применяет в них освоенные приемы учебной деятельности.

Если интерес второклассников ограничен часто практически математикой и языком, то с третьего класса диапазон интереса резко расширяется, и выходит за рамки школьных предметов. Интересы детей младших классов обычно бывают: узкие учебные (15-18%), широкие познавательные (5-13%), развлекательные (69-80%).

Мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается в нескольких направлениях:

а) широкие познавательные мотивы (интерес к знаниям) могут преобразовываться в учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний);

б) мотивы самообразования представлены интересом к чтению дополнительных книг;

в) широкие социальные мотивы развиваются к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, получить одобрение со стороны учителя (прежде всего) и родных;

г) развивается целеполагание в учении через понимание и принятие цели учителя, выполнение действий по инструкции, т.е. формируются основы учебной деятельности.

Известно, что успех обучения во многом зависит от эмоционального состояния ребенка. Для того, чтобы ребенок захотел учиться, он должен быть уверен, что сможет хорошо учиться. Как писал В.А.Сухомлинский, душа ребенка может давать ростки любви к знанию лишь в атмосфере радости и успеха. Недаром старинная мудрость гласит: "В радости человек становится совершенней".

Основная задача учителя состоит в том, чтобы постоянно поддерживать и развивать желание детей учиться, активизировать познавательную деятельность, используя в этих целях и возрастные особенности детей, и вид ведущей деятельности, и специфику предмета.

Как показали исследования, связанные с выявлением уровня мотивации учения, к концу начальной школы детей делят на 4 группы:1) с аморфными интересами; 2) с широкими интересами; 3) со стержневыми интересами; 4) учащиеся, не имеющие интереса к учению.

Результатом обучения в начальной школе является появление такого психического новообразования, как увлеченность. Увлеченность - качество личности, проявляется в следующих признаках:

- добровольность занятий любимым делом (учение);

- восхищение процессом труда и его результатами;

- устойчивый интерес к делу, несмотря на неудачи, трудности;

- оптимальное использование в деятельности своих возможностей и способностей;

- проявление трудолюбия и терпения в качественном выполнении задуманного дела.