Учебно-методические материалы лекции Лекция 1. Введение
Методика преподавания русского языка как наука. Предмет методики преподавания русского языка. Цели и задачи, методы исследования. История методики русского языка. Связь методики преподавания с другими науками (философией, лингвистикой, педагогикой, психологией и т.д. Понятийно-терминологический аппарат.
Литература
Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе. М., 2006.
Текучее А. В. Методика русского языка в средней школе. М., 1980.
Методика преподавания русского языка / Ред. М. Т. Баранов. М., 1990.
Методика преподавания русского языка / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, Н. А. Ипполитова, П. Ф. Ивченков. М., 2001.
Обучение русскому языку в школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Е. А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. М., 2004.
Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Пособие для учителей, студентов пед. вузов и колледжей. М., 1997.
Само название курса «Методика преподавания русского языка» предполагает рассмотрение следующих вопросов: кто, кому, что и как преподает.
Традиционно курс русского языка в школе ориентирован на освоение учащимися орфографии, пунктуации и знакомство с основными понятиями науки о языке. В настоящее время в курсе "Русский язык" современной школы доминируют теоретико-лингвистические установки, предполагающие на выходе обучения формирование у школьников умений различного вида анализа (синтаксического, морфологического и т.п.), а в практическом плане основной установкой является достижение определенного уровня орфографической и пунктуационной грамотности, с ориентацией на которую осуществляются административные проверки школ, школьные выпускные экзамены и вступительные экзамены в вузы. Направление "Развитие речи" реально занимает в школе периферийное место, несмотря на то, что во всех программах оно заявляется как важнейшее направление в обучении русскому языку в школе. Во многом это связано с отсутствием специальных технологий и необходимого учебного времени. На практике развитие речи в массовой школе слишком тесно увязывается с изучением теоретических курсов и рассматривается как производное от них лингводидактическое действие. Как следствие этого в школе преобладает уклон в сторону развития левополушарных способностей овладения и владения русским языком. Напротив, представления о роли правополушарных лингводидактических стратегий и тактик и необходимость специального развития чувственных форм овладения русским языком, равно как и владения им, в большинстве школ не получают достойного распространения. Такие стратегии и тактики нуждаются в технологическом обеспечении. Массовой средней школе нужны доступные технологии, ориентированные на выработку практических навыков окультуренного владения русским языком.
Методика — это межотраслевая дисциплина, находящаяся на стыке педагогики, психологии, философии и специальной дисциплины; для методики преподавания русского языка — это лингвистика.
Предметом методики является процесс обучения. Поскольку предмет методики совпадает с предметом других педагогических дисциплин, методику обычно относят к разряду педагогических наук.
Задачи методики преподавания русского языка состоят в определении целей, содержания и методов процесса обучения русскому языку как учебному предмету.
Цели обучения — это определение воспитательной, познавательной и практической цели учебного предмета, то есть его места в системе образования (на сегодняшний день с учетом разных типов учебных заведений).
В понятие содержания обучения входят:
— выбор определенной научной концепции;
— отбор необходимого и достаточного понятийного и терминологи-
ческого аппарата;
— определение тех знаний, умений и навыков, которыми должен
овладеть учащийся при изучении учебного предмета.
Методы обучения включают помимо собственно методов обучения разработку и изучение организационных форм и средств обучения.
Таким образом, методика призвана ответить на вопросы, зачем, чему и как учить. При ответе на последний вопрос встает дополнительно проблема того, как контролировать результаты обучения.
Методика преподавания русского языка взаимодействует с философией, психологией, педагогикой, лингвистикой.
Связь методики с философией состоит в том, что методика опирается на выводы философии об отношениях языка и мышления, взаимосвязи общества и отдельного человека, сущности человеческой деятельности. Эти положения лежат в основе разработки таких методических выводов, как целесообразность коллективных форм обучения, обучение речи как деятельности.
Связь методики с психологией состоит в использовании методикой выводов, касающихся психологии восприятия: анализ и синтез, абстра-гирование и конкретизация и др. Методика учитывает выводы социальной психологии о целях обучения, формах работы, дифференцированном подходе к учащимся, использует психологические исследования об этапах учебных действий, возрастных возможностях усвоения знаний учащимися, пиках и спадах концентрации внимания.
Связь методики с педагогикой и ее прикладным аспектом — дидактикой (общей теорией обучения) особенно тесна: в методике используются общедидактические принципы преподавания, разработанные педагогикой методы обучения и контроля, формы обучения, критерии оценки знаний, умений и навыков.
Связь методики с лингвистикой заключается в определении частно-дидактических принципов обучения и содержания обучения русскому языку как учебному предмету.
Методы исследования в методике преподавания русского языка
У методики, как и у любой дисциплины, есть определенные методы исследования, то есть способы выявления актуальных вопросов методики, поиски средств их решения и проверка эффективности. Выделяют следующие методы:
1. Метод наблюдения — целенаправленное наблюдение за работой
учащихся на уроках и анализ домашней работы учеников, выявление
тенденций в усвоении знаний и приобретении умений и навыков при изучении различного материала.
2. Эксперимент:
1) поисковый (ориентирующий) эксперимент — выявление проблемных зон в процессе обучения определенному предмету, разделу, теме;
2) констатирующий эксперимент — экспериментальный срез, проводящийся для подтверждения определенной гипотезы посредствомтестирования и анкетирования;
3) обучающий эксперимент - процесс обучения определенной группы учащихся по какой-либо новой методике, программе, учебному пособию и т, д.;
4) корректирующий эксперимент — устранение недостатков, выяв-ленных в процессе обучающего эксперимента;
5) контрольный эксперимент — констатация результатов обучения
посредством вторичного тестирования и анкетирования (часто с использованием тех же вопросов) для выявления эффективности обучающего эксперимента.
3. Изучение методического наследия.
История методики преподавания русского языка (самост. работа)
Система среднего образования в России и место русского языка как учебного предмета
Русский язык как самостоятельный учебный предмет был введен в Устав школ сравнительно недавно — в 1828 году, но программа была разработана недостаточно полно и конкретно, в результате чего гимназии давали знания по русскому языку в разном объеме. И в 1835 году Московский университет был вынужден сам сформулировать требования по русскому языку к поступающим. Требования эти вышли в виде особой программы и просуществовали до 60-х годов XIX века. До этого времени учителя гимназий ориентировались на данную программу. Лишь в 1872 году появилась обстоятельная программа именно для школы.
После 1917 года вопрос о задачах школьного образования вообще и преподавании русского языка в частности был поставлен совсем по-другому. Советский период средней школы крайне неоднороден: концепция образования, ее структура, понимание места русского языка среди других предметов достаточно существенно изменяются.
В 1917-1922 годах нет единой общегосударственной программы обучения языку, программы местные (губернские). Основная цель этих программ — ликвидация безграмотности. Отсюда их исключительная направленность на практические цели — основы орфографии и развитие речи, ориентированность на народный, а не книжный язык, строгая синхрония (прекращается изучение церковнославянского языка и истории русского языка).
Реформы в среднем образовании — явление редкое: сфера среднего образования обладает значительно большей инертностью, чем многие другие области жизни общества. Хотя видимые изменения среднее образование претерпело лишь в начале 90-х годов, начало реформы приходится на более ранние годы — 1985-1987.
80-е годы были отмечены кризисом средней школы, который был связан в первую очередь с общим кризисом тоталитарного режима: школа как государственное учреждение работала на государство, обслуживая идеологию единомыслия и единоначалия; учитель был практически лишен прав на педагогическое творчество.
Нынешняя реформа среднего образования началась «снизу», с подъема общественно-педагогического движения, разбуженного общим движением к гласности и демократизации.
В феврале 1988 года состоялся Пленум ЦК КПСС, принявший Постановление «О ходе перестройки средней и высшей школы и задачах партии по ее осуществлению», основную идею которого в отношении средней школы можно сформулировать в тезисе «Единство школы не означает ее единообразия», поэтому в Постановлении было декларировано «широкое развертывание самоуправленческих начал, предоставление учебным заведениям самостоятельности, необходимых для этого полномочий».
В декабре 1988 года прошел Всесоюзный съезд работников образования, который сформулировал 10 принципов предстоящей реформы среднего образования:
1) демократизация образования, состоящая в
— ликвидации монополии государства,
— децентрализации управления образованием,
— юридической, финансовой, экономической самостоятельности
учебных заведений,
- их самостоятельности в стратегии и тактике педагогической работы;
2) многообразие форм образовательных учреждений и форм собст-
венности на них;
3) регионализация образования;
4) национальное самоопределение школы;
5) открытость образования, то есть его деполитизация и департизация;
6) гуманизация образования — поворот школы к личности ребенка;
7) гуманитаризация образования — обновление и повышение статуса гуманитарных дисциплин как средства восполнения духовного ва-куума;
8) дифференциация и мобильность образования на фундаменте государственных образовательных стандартов;
9) развивающий характер образования через использование продуктивных, а не исключительно репродуктивных методик;
10) непрерывность образования как преемственность, но и возможность прервать образование или сменить его тип.
В 1994 году принята Федеральная программа развития образования в России, которая поставила следующие задачи в сфере образования:
— создание условий для исполнения Закона РФ «Об образовании»;
— переход к личностно-ориентированной модели образования и технологии развивающего обучения;
— диверсификация (отказ от единообразия) содержания образования (в первую очередь гуманитарного);
— сохранение единого образовательного пространства;
— регионализация образования;
— демократизация образования;
- изменение содержания, организационных форм и методов образования;
— новые подходы к экономическому обеспечению образования. Рассмотрим эти задачи подробнее.
Создание условий для исполнения Закона РФ «Об образовании»
В июле 1992 года выходит основополагающий нормативный документ — Закон РФ «Об образовании» (новая редакция — январь 1996 года, изменения и дополнения — 1997, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004 годы; далее — Закон), утвердивший следующие принципы государственной политики в области образования:
а) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития
личности;
б) единство федерального культурного и образовательного пространства;
в) свобода и плюрализм в образовании;
г) демократический, государственно-общественный характер управления образованием при автономности образовательных учреждений.
Для сохранения единства и преемственности образования при таком разнообразии форм обучения принимаются государственные образовательные стандарты, определяющие тот минимум, который должен освоить учащийся любого учебного заведения.
Переход к личностно-ориентированной модели образования и технологии развивающего обучения
Переход к личностно-ориентированной модели образования и технологии развивающего обучения обеспечивается официально узаконенной сетью образовательных учреждений нового типа.
Положения, принятые в Законе об образовании, были зафиксированы в Типовых положениях об общеобразовательном учреждении, подтвердивших разнообразие форм обучения, типов общеобразовательных учреждений и их программ, вариативность которых обеспечивается наличием и соотношением в их структуре трех компонентов: базового федерального, национально-регионального и самостоятельно определяемого.
- Гоу впо «Кемеровский государственный университет»
- Учебно-методический комплекс по дисциплине Методика преподавания русского языка
- Содержание
- Декан фФиЖ к.П.Н., доц. Клишин а.В.
- Организационно-методический раздел
- Пояснительная записка Актуальность и значимость учебной дисциплины
- Соответствие рабочей программы Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования
- Цель и задачи учебной дисциплины
- Место дисциплины в профессиональной подготовке специалиста
- Структура учебной дисциплины
- Особенности изучения учебной дисциплины
- Формы организации учебного процесса по данной дисциплине
- Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины
- Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Содержание дисциплины Основное содержание лекционного курса
- 2. Содержание практических занятий
- 3. Примерная тематика рефератов и курсовых работ
- 4. Учебно-методические обеспечение
- Список основной учебной литературы
- Формы текущего, промежуточного и рубежного контроля
- Примерный перечень вопросов к зачету к зачету по курсу «Методика преподавания русского языка»
- Примерные темы рефератов, эссе.
- Перечень вариантов контрольных работ (набор заданий оформляется отдельно, является компонентом учебно-методического комплекса по дисциплине)
- Учебно-методические материалы лекции Лекция 1. Введение
- Лекция 2. Лингводидактические концепции языковой личности
- Лекция 3. Содержание предмета «Русский язык» в школе
- Лекция 5. Организация учебного процесса
- Организация учебного процесса
- Лекция 6. Новые образовательные технологии
- Лекция 7. Новые образовательные технологии. Как построить нетрадиционный урок русского языка
- Технология развития критического мышления через чтение и письмо
- Лекция 8. Итоговый контроль: новые подходы к определению содержания, технологии проведения, оценке результатов. Егэ: итоги и перспективы.
- Часть 1 (а1 – а31) содержит задания с выбором ответа.
- Часть 2 (в1 – в8) содержит задания с кратким ответом.
- Часть 3 (с1) – это задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
- Дискуссии по вопросам егэ
- Из лингвистического наследия Лингвоперсонология и проблемы личностно-ориентированного обучения
- 7.1. Гумбольдт в. Фон. Избранные труды по языкознанию
- 5.2. Й. Л. Вайсгербер задачи обучения языку1
- Литература
- Методические рекомендации преподавателям, ведущим практические занятия
- Практические занятия по методике преподавания русского языка
- Современная ментальная лингводидактическая ситуация (вводное занятие)
- Лингводидактические концепции языковой личности
- Литература
- Практическое задание
- Дидактические игры на уроках русского языка
- Содержание предмета «Русский язык», или Чему учить в школе
- Формы и приемы подачи языкового материала на уроках русского языка
- Методика изучения основных разделов курса русского языка. Лингвистическое развитие учащихся в процессе обучения русскому языку.
- Проблемы обучения орфографии
- Организация учебного процесса в современной школе. Методика построения урока
- Урок сообщения новых знаний
- Литература
- Практическое задание
- Урок совершенствования и закрепления знаний, умений и навыков
- Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков
- Контроль знаний, умений и навыков
- Культуроведческая функция языка в системе его преподавания
- Внеклассная и внеурочная работа по русскому языку
- Практическое задание
- Оценочные и диагностические средства итоговой государственной аттестации и учебно-методическое обеспечение их проведения