logo
UMK_PVSh

2 Адаптация студента-первокурсника к высшему учебному заведению

Многочисленными исследованиями специалистов установлено, что эффективность, успешность обучения во многом зависит от возможностей студента освоить новую среду, в которую он попадает, поступив в высшее учебное заведение. От успешности учебной адаптации на младших курсах обучения во многом зависят дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста.

Адаптация (от латинского аdaptatio– приспособлять) – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям среды.

В.А. Якунин понимает под адаптацией процесс взаимодействия человека и окружающей среды, в результате которого у него возникают модели и стратегии поведения, адекватные меняющимся в этой среде условиям. Автор считает возможным применение данного общего определения к условиям образовательной среды [13].

В процессе адаптации личность приспосабливается к изменениям социальной среды путем подбора или перестройки стратегий поведения. Д.В. Колесовпостроил следующую модель стадиальности адаптационного процесса, которая содержит следующие стадии:

Вышеизложенные стадии могут,как накладываться друг на друга, так и выступать одномоментно или взаимозаменяться.

Итак, юноши и девушки, окончив школу и поступая в высшее учебное заведение кардинально меняют условия своей жизни. Студентам-первокурсникамнеобходимо привыкнуть как к новой группе, где им зачастую придется находиться в течение 5-6 лет, так и к новым правилам и нормам учебного заведения. Поступив в новое учебное заведение, они уже имеют некоторые сложившиеся установки, стереотипы, которые при начале обучения начинают изменяться, ломаться. Новая обстановка, новый коллектив, новые требования, часто оторванность от родителей, неумение распорядиться «свободой», денежными средствами, коммуникативные проблемы и многое другое приводят к возникновению психологических проблем, проблем в обучении, общении с сокурсниками, преподавателями.

В процессе адаптации студенты часто испытывают следующие трудности:

Слабая преемственность между средней и высшей школой, своеобразие методики и организации учебного процесса в ВУЗе, большой объем информации, отсутствие навыков самостоятельной работы вызывают большое эмоциональное напряжение у студента первого курса, что нередко приводит к разочарованию в выборе будущей профессии, низкой успеваемости, непониманию и непринятию условий и требований преподавателей.

Период адаптации студентов, связанный с ломкой прежних стереотипов, может обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении. У одних студентов выработка нового стереотипа проходит скачкообразно, у других — ровно. Особенности этой перестройки связаны с характеристиками типа высшей нервной деятельности, однако социальные факторы имеют здесь решающее значение. Знание индивидуальных особенностей студента, на основе которых строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дезадаптационного синдрома, сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным.

Выделяют две стороны социальной адаптации студентов:

Исследователи различают следующие формы адаптации студентов-первокурсников к условиям высшей школы:

И.Н. Симаевавыделяет следующие этапы адаптации студентов:

В.И. Осипчукова выделяет в адаптации личности студента-первокурсника к новой для него социокультурной среде вуза следующие стадии:

В результате реализации личностного адаптационного потенциала в процессе адаптации достигается определенное состояние личности – адаптированность, как результат, итог процесса адаптации.

Достижение определенного уровня адаптированности зависит от того, какие стратегии адаптивного поведения выбирает человек в ситуации взаимодействия с окружающей средой и как эти стратегии сочетаются между собой.

Н. Н. Мельникова называют следующие стратегии адаптивного поведения:

Наилучший адаптивный эффект, отражающий высокий уровень адаптированности, дает сочетание стратегий, направленных на активное и одновременное изменение себя и окружающей среды. К умеренному результату адаптации приводит внешнее приспособление субъекта обучения к образовательной среде, не вызывающее внутриличностных изменений, а также две альтернативные модели поведения: уход из среды или же выжидание внешних и внутриличностных изменений. Низкий уровень адаптированности, связанный с выраженным негативным эффектом в адаптации, проявляется в отказе субъекта от взаимодействия с внешним окружением и в погружение в свой внутренний мир.

Исследователи проблемы адаптации констатируют наличие многофакторной детерминированности процесса адаптации и то, что на разных этапах обучения он определяется структурной перестройкой психологических факторов, его обуславливающих.Каждому преподавателю высшего учебного заведения из собственного опыта известно, что работа с учащимися первых курсов, педагогическое общение с первокурсниками имеет свои отличительные особенности. Это обусловлено как психофизиологическими особенностями возраста, так и социальными факторами.

Выделяют три блока факторов, оказывающих влияние на адаптацию к обучению в высшей школе:

Одним из важнейших социальных факторов, оказывающим влияние на поведение студента первого курса, на его взаимоотношения с другими учащимися и преподавателями высшей школы является произошедшая смена социальной ситуации, необходимость привыкания кновым условиям обучения, освоения новой социальной роли – студента высшего учебного заведения.

Признавая многофакторную детерминированность адаптации студентов к воспитательно-образовательной среде вуза, необходимо отметить роль педагогического управления этим процессом. Одной их эффективных форм такого управления выступает деятельность института кураторов студенческих групп.

Куратор академической группы – это преподаватель(сотрудник образовательного учреждения), прикрепленный к конкретной учебной группе с целью наблюдения и контроля за ходом учебной и внеучебной деятельности курируемых студентов и оказания им в случае необходимости информационно-организационной и психолого-педагогической помощи в решении самых разнообразных проблем.

Деятельность куратора ориентирована на решение главной задачи – поддержание и усиление мотивации студентов на получение профессионального образования, содействие активному участию их в образовательном процессе.

Куратор является ключевым звеном в работе по адаптации студентов первого курса к новой воспитательно-образовательной среде.

Адаптация студентов к учебному процессу в высшей школе обычно заканчивается в конце 2-го — в начале 3-го учебного семестра.

Студенты по уровню адаптации в зависимости от степени сформированности, развитости, устойчивости функционирования когнитивных, мотивационно-волевых, социально-коммуникативных связей обучающихся в образовательной среде высшей школы подразделяютсяна:

Неадаптированные студенты попадают в группу риска и с ними проводятся дополнительные мероприятия по созданию условий для успешной их адаптации к условиям высшей школы [12].

Для создания условий успешного процесса адаптации студентов-первокурсников в высшей школе обычно осуществляется:

Таким образом, выявление трудностей, встающих перед студентами на первом курсе обучения в высшей школе, и определение путей их преодоления позволяет повысить академическую активность студентов, успеваемость и качество получаемых знаний. Решение проблемы дезадаптированности первокурсников позволяет избежать отчисления студентов на первом курсе, сохранить и приумножить знания, полученные в средней школе, безболезненно выработать привычку к дисциплине и самостоятельному труду.