Общая характеристика образования России 19в. (Славянофильство, западничество, и др.)
В первой половине XIX в. в развитии школы и педагогики России наступает важный этап. Формируются национальная секуляризированная система образования и педагогическая мысль, призванные отвечать новым экономическим и духовным запросам гражданского общества. Основным препятствием для развития школы и педагогической науки в таком направлении являлись крепостнические отношения, традиции сословного обучения и воспитания.
Эволюция школы и педагогической науки происходила в условиях нараставшего общественного кризиса. Сформированная система государственного образования отразила этот кризис, сохранив традиции сословного образования, стоявшие на пути движения общества.
В первой половине XIX в. школа продвинулось вперед скорее в качестве, чем в количестве. Благодаря университетскому образованию сформировалась интеллектуальная элита, внесшая заметный вклад в развитие европейской и мировой культуры. Но основная масса народа оставалась бесправной, находилась вне этой культуры, без сколько-нибудь систематического образования. Глубину сложившегося противоречия осознали декабристы, вышедшие на Сенатскую площадь в декабре 1825 г.
С 1830-х гг. происходит оформление новой социальной группы - разночинцев, которые становятся носителями идей переустройства общества, в том числе образования и воспитания. К 1860-м гг. было найдено и название для этой группы -интеллигенция.
За́падничество — сложившееся в 1830-х—1850-х направление русской общественной и философской мысли, представители которого, в отличие от Славянофилов и почвенников, отрицали идею своеобразия и уникальности исторических судеб России. Особенности культурного, бытового и общественно-политического уклада России рассматривались западниками главным образом как следствие задержек и отставания в развитии. Западники полагали, что имеется единственный путь развития человечества, на котором Россия вынуждена догонять развитые страны Западной Европы.
В менее строгом понимании к западникам относят всех, ориентированных на западноевропейские культурные и идеологические ценности.
Наиболее заметными представителями западнического направления в русской литературе и философской мысли считаются П. Я. Чаадаев, Т. Н. Грановский, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, Н. Х. Кетчер, В. П. Боткин, П. В. Анненков, Е. Ф. Корш , К. Д. Кавелин.
К западникам примыкали такие писатели и публицисты как Н. А. Некрасов, И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, И. И. Панаев, А. Ф. Писемский, М. Е. Салтыков-Щедрин.
Славянофи́льство — сложившееся в 1830-е—1850-е годы направление русской общественной и философской мысли, представители которого выступали за культурное и политическое единение славянских народов под руководством России и под знаменем православия. Течение возникло в противовес западничеству, сторонники которого выступали за ориентацию России на западноевропейские культурные и идеологические ценности. Сторонники славянофильства (славянофилы, или славянолюбы) верят в наличие у России собственного, самобытного пути исторического развития, давшее начало западноевропейскому пути, и даже предоставляют неоспоримые доказательства своей правоты. Основоположником кружка славянофилов был литератор А. С. Хомяков, деятельную роль в движении играли И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, И. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин. Среди наиболее известных славянофилов числились также Ф. И. Тютчев, В. И. Даль, Н. М. Языков.
Славянофилы, русские общественные деятели и выразители идей Святой Руси, сыграли большую роль в развитии русского национального сознания и формировании национально-патриотической идеологии. Славянофилы объявили об особом пути России, утвердились в мысли о спасительной роли правоверия как христианского вероучения, отметили неповторимые формы общественного развития русского народа в виде общины и артели.
Наро́дничество — идеология интеллигенции в Российской империи в 1860—1910-х годах, ориентированная на «сближение» с народом в поиске своих корней, своего места в мире. Движение народничества было связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с народной мудростью, народной правдой. В советской историографии народничество считалось вторым, революционно-демократическим («разночинским») этапом революционного движения в России, пришедшим на смену «дворянскому» (декабристам) и предшествовавшим «пролетарскому» (марксистскому) этапу. В рамках народнического движения существовали два основных течения — умеренное (либеральное) и радикальное (революционное). Представители умеренного течения стремились к ненасильственным социальным, политическим и экономическим преобразованиям. Представители радикального течения, считавшие себя последователями Чернышевского, стремились к быстрому насильственному свержению существовавшего режима и немедленному осуществлению идеалов социализма.
Также по степени радикализма в народничестве можно различить следующие направления: (1) консервативное, (2) либерально-революционное, (3) социально-революционное, (4) анархистское.
- Предмет и задачи истории педагогики как учебного курса. Хронология истории педагогики.
- Происхождение воспитания – биологическое и социальное наследование. Этапы антропогенеза и развитие воспитательных механизмов.
- Основные средства передачи традиционной культуры народа
- Основные формы воспитания.
- Культура древнейших государств (Египет, Шумеры, Вавилон, Иудея и др.). Особенности становления педагогических традиций, возникновение письменности и школы.
- Влияние религии на развитие педагогической систему древних цивилизаций.
- Развитие педагогической мысли в Дальне – Восточной цивилизации (Китай).
- Особенности педагогических традиций Южно – Азиатской великой цивилизации (Древняя Индия).
- Воспитание и школа в Античном мире Средиземноморья (Спарта, Афины, Римская империя).
- Зарождение педагогической теории в трудах древнегреческих философов.
- Основные этапы развития культуры и просвещения в Византии.
- Философско – педагогическая мысль Западной Европы в период Средневековья.
- Развитие гуманистическо – педагогической мысли в эпоху Возрождения и Реформации.
- Основные тенденции развития педагогики Нового времени (середина 17в. – конец 18в.)
- Ж.Ж. Руссо. Теория естественного воспитания.
- Тенденции развития школьного образования и новые типу учебных заведений в зарубежной педагогике 17-18в.
- Ф. Фребель. Педагогическая концепция воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
- Традиции семейного, домашнего и общественного воспитания детей дошкольного возраста в странах Западной Европы и Америки 17-18 вв.
- Особенности педагогического реформаторского движения. Смена педагогических парадигм (19 – начало 20в.)
- Школьные реформы и их итоги середины 20 века в зарубежной педагогике.
- Воспитание у восточных славян.
- Педагогические идеи в литературных памятниках древнерусской литературы.
- Особенности организации семейной жизни и воспитания детей древнерусского народа
- Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (14-17вв.) Распространение грамоты. Просветительская деятельность печатника и. Федорова.
- Дворянско – государственная педагогика России (18 – сер.19 вв.). Политика Петра 1 в области образования.
- Развитие теоретической педагогики 18 века в России (в. Татищев, и.Посошков, ф.Прокопович и др.)
- Основные тенденции развития системы образования в России начала 18 века.
- Основные тенденции развития системы образования в России второй половины 18 века.
- Общая характеристика образования России 19в. (Славянофильство, западничество, и др.)
- Различные педагогические идеи и их влияние на развитие образования России 19 в. (Народность, славянофильство, западничество и др.)
- Школа и дошкольные учреждения в России конца 19-начала 20 века.
- 6) Западничество
- Отечественная школа и педагогика советского периода (1917 – 1960гг.)
- Организация системы государственного дошкольного образования (1917 – 1960гг.)
- Система образования конца 20в. В России. Новые педагогические идеи.
- Философия Конфуция.
- Философско – педагогические взгляды я.А.Коменского
- Философско – педагогические взгляды дж.Локка
- Философско – педагогические взгляды м.Монтессори.
- Философско-педагогические взгляды и.Пестолоцци.
- Философско-педагогические взгляды н.Новикова, и. Бецкого
- Философско-педагогические взгляды н.Пирогова
- Философско – педагогические взгляды к,д, Ушинского.
- Философско-педагогические взгляды л.Н. Толстого
- Философско-педагогические взгляды м.В. Ломоносова
- Закрытые сословно-дворянские учебные заведения.
- Московский университет и его влияние на развитие педагогики и школы.
- Педагогические идеи е.Н. Водовозовой
- Педагогические идеи а.Симонович.
- Педагогические идеи л.К. Шлегер.
- Педагогические идеи п.Ф. Лесгафта
- Педагогические идеи п.Ф. Каптерева
- Педагогические идеи е.А. Флериной.
- Педагогические идеи с.Т. Шацкого
- Педагогические идеи е.И. Тихеевой
- Педагогические идеи а.С. Макаренко.
- Педагогические идеи в.А. Сухомлинского