logo
UMK_PVSh

1 Предмет и задачи психологии высшей школы

Психология высшей школы (высшего образования) является разделом педагогической психологии. Вместе с тем при решении многих проблем вузовского обучения приходится использовать знания из области общей психологии, возрастной психологии, социальной психологии, психологии труда, клинической психологии, юридической психологии, психофизиологии и даже экологической психологии. В этом смысле предмет психологии высшего образования может считаться междисциплинарным.

Предмет психологии высшей школы –психологические закономерности и условия эффективности процессов обучения и воспитания в высшей школе.

Психология высшей школы изучает место и роль психических процессов, состояний, свойств, опыта, их проявление, развитие и функционирование в деятельности студентов, преподавателей и руководителей вузов.Здесь психологию высшей школы интересуют, прежде всего, функционирование, изменение, развитие и формирование психики студентов, психологические особенности деятельности преподавателей.

М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович выделяют следующие задачи психологии высшей школы:

1) участие в разработке «модели» современного специалиста с высшим образованием;

2) проведение психологического анализа деятельности студентов, преподавателей, кафедр, руководящего состава вузов и выявление на этой основе психологических предпосылок повышения эффективности учебного процесса, вузовского воспитания и обучения;

3) изучение психологии студенческого коллектива, его влияния на учение, общественную, научную и производственную деятельность студентов;

4) выявление закономерностей формирования личности и профессионально важных качеств будущего специалиста с высшим образованием (с учетом профиля вуза и курса, возрастных и социальных особенностей);

5) разработку проблемы психологической подготовки студентов к практической деятельности после окончания вуза;

6) изучение психологии личности и труда преподавателя вуза, психологических основ его педагогического мастерства и творчества;

7) исследование проблемы профориентации и профотбора в высшие учебные заведения;

8) анализ процесса адаптации бывших школьников к вузовскому обучению, а выпускников вузов — к условиям трудовой деятельности[4].

Психология высшей школы является новым направлением в отечественной психологической науке. Для подготовки специалистов – преподавателей психологии в настоящее время особенно важным является:

Целью данного курса является формирование целостного и системного понимания психологических задач и методов преподавания на современном этапе развития общества; умения осознавать ситуацию взаимодействия с аудиторией как систему.

Задачи изучения курса:

В результате изучения курса студенты должны знать и уметь:

- выбирать адекватные способы планирования и проведения учебных занятий;

- применять психологические знания в практической работе для оптимального создания и развития системы «преподаватель – аудитория»;

- ориентироваться в факторах и условиях, способствующих и препятствующих деятельности преподавателя.

Психология высшей школы взаимосвязана с такими дисциплинами как: педагогическая психология, методика преподавания психологии, педагогика, возрастная психология, социальная психология и др.