1 Предмет и задачи психологии высшей школы
Психология высшей школы (высшего образования) является разделом педагогической психологии. Вместе с тем при решении многих проблем вузовского обучения приходится использовать знания из области общей психологии, возрастной психологии, социальной психологии, психологии труда, клинической психологии, юридической психологии, психофизиологии и даже экологической психологии. В этом смысле предмет психологии высшего образования может считаться междисциплинарным.
Предмет психологии высшей школы –психологические закономерности и условия эффективности процессов обучения и воспитания в высшей школе.
Психология высшей школы изучает место и роль психических процессов, состояний, свойств, опыта, их проявление, развитие и функционирование в деятельности студентов, преподавателей и руководителей вузов.Здесь психологию высшей школы интересуют, прежде всего, функционирование, изменение, развитие и формирование психики студентов, психологические особенности деятельности преподавателей.
М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович выделяют следующие задачи психологии высшей школы:
1) участие в разработке «модели» современного специалиста с высшим образованием;
2) проведение психологического анализа деятельности студентов, преподавателей, кафедр, руководящего состава вузов и выявление на этой основе психологических предпосылок повышения эффективности учебного процесса, вузовского воспитания и обучения;
3) изучение психологии студенческого коллектива, его влияния на учение, общественную, научную и производственную деятельность студентов;
4) выявление закономерностей формирования личности и профессионально важных качеств будущего специалиста с высшим образованием (с учетом профиля вуза и курса, возрастных и социальных особенностей);
5) разработку проблемы психологической подготовки студентов к практической деятельности после окончания вуза;
6) изучение психологии личности и труда преподавателя вуза, психологических основ его педагогического мастерства и творчества;
7) исследование проблемы профориентации и профотбора в высшие учебные заведения;
8) анализ процесса адаптации бывших школьников к вузовскому обучению, а выпускников вузов — к условиям трудовой деятельности[4].
Психология высшей школы является новым направлением в отечественной психологической науке. Для подготовки специалистов – преподавателей психологии в настоящее время особенно важным является:
изучение основных методов преподавания психологических дисциплин в ВУЗе;
осознания психологических особенностей основных форм и методов обучения в высшей школе;
понимание психологии субъектов образовательного процесса – преподавателя и студента;
формирование умения эффективного взаимодействия с аудиторией.
Целью данного курса является формирование целостного и системного понимания психологических задач и методов преподавания на современном этапе развития общества; умения осознавать ситуацию взаимодействия с аудиторией как систему.
Задачи изучения курса:
ознакомить с основными психологическими исследованиями в области психологии высшей школы;
дать представление об основных психологических особенностях личности преподавателя и студента, о закономерностях формирования профессионально важных качеств будущего специалиста;
научить использовать общепсихологические методы, другие методики и частные приёмы, позволяющие эффективно создавать и развивать психологическую систему «преподаватель – аудитория»;
сформировать умение учитывать психологические закономерности педагогического общения и преодолевать барьеры общения;
сформировать навыки продуктивного взаимодействия с аудиторией при организации педагогической деятельности в высшей школе.
В результате изучения курса студенты должны знать и уметь:
- выбирать адекватные способы планирования и проведения учебных занятий;
- применять психологические знания в практической работе для оптимального создания и развития системы «преподаватель – аудитория»;
- ориентироваться в факторах и условиях, способствующих и препятствующих деятельности преподавателя.
Психология высшей школы взаимосвязана с такими дисциплинами как: педагогическая психология, методика преподавания психологии, педагогика, возрастная психология, социальная психология и др.
- IВведение в психологию высшей школы
- 1 Предмет и задачи психологии высшей школы
- 2 Методы исследования в психологии высшей школы
- 3 Современные требования к специалисту с высшим образованием
- 4 Болонский процесс
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- IIосновные направленияи формы обучения в высшей школе
- 1 Педагогическая технология и педагогическое проектирование
- 2 Современные технологии обучения в высшей школе
- 2.1 Традиционное обучение
- 2.2Программированное обучение
- 2.3 Технология активного обучения
- 2.4Эвристические технологии обучения
- 2.5 Проблемное обучение
- 2.6 Модульное обучение
- 2.8 Технологии развивающего обучения.
- 2.9 Технология дистанционного обучения
- Формы обучения в высшей школе
- 3.2 Семинарские и практические занятия
- 3.3 Самостоятельная работа студентов
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- IiIпсихология студенчества
- Психологические особенности студенческого возраста
- 2 Адаптация студента-первокурсника к высшему учебному заведению
- 3Личность студента и его развитие на различных курсах обучения
- 4 Студенческий коллектив. Лидерство в студенческой группе
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- IV Формирование личности студента в высшей школе
- Условия успешного формирования личности студента в высшей школе
- Формирование познавательной активности студента
- 3 Профессиональная направленность студентов и пути ее формирования
- 4 Формирование профессиональноважных качеств у студента
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- VПсихология преподавательской деятельности
- 1 Личность и деятельность преподавателя высшей школы
- 2 Типологии преподавателей в высшей школе
- 3 Психологические особенности взаимодействия преподавателя высшей школы с аудиторией
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- Задания к практическим занятиям по дисциплине «Психология высшей школы»
- Тематика уср по дисциплине «Психология высшей школы»
- Тематика курсовых работпо дисциплине «Психология высшей школы»
- Требования к написанию курсовой работы по дисциплине «Психология Высшей школы»
- Структура практической части:
- 2) Таблица с почасовым планом реализации программы:
- Тема 1.1 Предмет, задачи и методы психологии высшей школы
- Список рекомендуемой литературы