Организация учебного процесса
Учебный процесс – это совместная деятельность учителя и ученика в течение определенного времени. Наибольшей единицей учебного процесса является учебный год, который членится на учебные полугодия и учебные четверти, наименьшей – урок.
Планирование работы необходимо для организации равномерной работы, для видения перспектив в изучении предмета.. В зависимости от единиц учебного процесса выделяются три вида учебной деятельности: календарный, тематический и план урока.
Календарный план представляет собой перечень программных тем, распределенных по неделям данного учебного года для конкретного класса. При составлении календарного плана необходимо учитывать следующие факторы: школьные каникулы, количество недельных часов в данном классе, особенности календаря данного года, праздничные дни, количество учебных дней и т.д.), наличие специальных часов на развитие речи.
Тематический план. На каждую программную тему в целом отводится то или иное количество часов, это время необходимо распределить по частным вопросам данной темы. При этом следует учитывать наличие тем, на которые нужно отводить не менее двух часов. В тематический план включаются часы на проведение контрольной работы и на развитие связной речи.
План урока составляется на каждый урок или уточняется на ранее использованный. План отражает тип урока, но в любом случае в нем должны быть представлены следующие элементы: тема, цели, элементы повторения, средства обучения, последовательность работы учителя, итоги урока, домашнее задание.
В современной методике урок рассматривается как элемент системы уроков по определенному разделу курса. Урок русского языка – основная организационная форма обучения русскому языку в школе.
Разновидности уроков
По цели:
урок сообщения новых знаний;
урок закрепления;
урок обобщения;
контрольный урок.
По содержанию:
уроки грамматики;
уроки фонетики; развития речи.
Структурные элементы урока:
цели урока;
организационный момент (начало урока);
проверка письменных домашних заданий;
устный опрос учащихся;
психологическая подготовка учащихся к восприятию новых знаний;
изучение нового материала;
закрепление знаний, умений, навыков (на уроках изучения нового материала);
работа по дальнейшему углублению и обобщению знаний, умений и навыков (на уроках закрепления, обобщения и систематизации знаний);
задания для самостоятельной работы дома;
подведение итогов урока.
Время урока распределяется между структурными элементами урока в соответствии с их функциями и содержанием:
проверка домашнего задания – 9-10 минут;
объяснение нового материала – 15 минут;
формирование умений и навыков – 15 минут;
остальное – 2-3 минуты.
Цели урока – один из важнейших его компонентов, это четкое определение того, к чему стремится учитель, организуя урок. Обычно выделяют три цели урока:
образовательная (обучающая, познавательная);
развивающая (практическая, формирующая);
воспитательная (общепредметная).
Образовательная цель – добиться усвоения таких-то понятий, закономерностей, правил. Данная цель часто формулируется так: дать понятие о …; показать особенности структуры …; познакомить учащихся с понятиями, функциями, структурой…; расширить знания учащихся о …; углубить знания о …; закрепление и систематизация знаний по…; систематизировать и обобщить материал по теме …
Развивающая цель состоит в формировании умений и навыков, что может намечаться не на каждый отдельный урок, а на серию уроков по данной теме. Данная цель может быть сформулирована так: формировать у учащихся умения пользоваться, толковать …; развитие умений определять, употреблять, использовать …; проверить умения учащихся выделять, находить в тексте…; углублять и совершенствовать навыки…; развивать навыки видеть …
Воспитательная цель ставится (планируется не на каждый урок, а на ряд уроков, четверть, возможно использовать цели общепредметного характера: развитие познавательных интересов, способностей (память, мышление, внимание т.д.); формирование научного мировоззрения; развитие логического мышления; обучение умению самостоятельно пополнять свои знания.
Оргмомент предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности, актуализации мотивационного компонента языковой способности школьников.
Проверка домашнего задания предполагает контроль за правильностью выполнения заданий и выполнением вообще.
Типы уроков
Урок сообщения новых знаний – вид уроков русского языка, главным образом по фонетике, лексике, словообразованию, стилистике. Урок предназначен для ознакомления учащихся с новым языковым явлением и первоначальным формированием соответствующего умения. На данном уроке вводится новая тема, часть темы, то есть новый материал является главным структурным элементом урока и определяет основное содержание урока.
Введение нового материала подготавливается повторением тех ведений, которые будут способствовать усвоению новой темы. Принято считать, что наиболее благоприятное время для работы над новым материалом – через 10 минут после начала урока. Новый материал по русскому языку вводится чаще всего на основе анализа языковых образцов, эвристической беседы; однако возможна и небольшая лекция учителя, и самостоятельная работа учащихся по учебнику.
Используются следующие способы сообщения нового материала:
анализ текста или слов, сопровождающийся эвристической беседой и подводящей учеников к выводу новых знаний;
объяснение нового материала учителем – на примерах. С элементами беседы, разбора и т.д.;
лекция учителя;
самостоятельная работа учеников
Виды уроков: лекция, беседа, исследование, игра, смешанного типа.
Структура:
сообщение темы урока, постановка цели занятий;
повторение изученного ранее материала как средство подготовки к усвоению нового;
создание проблемных ситуаций, постановка исследовательских задач как психологическая подготовка к восприятию нового материала;
изучение нового материала с помощью различных методов:
наблюдение за языковым явлением;
работы по определению понятий и формулированию правил;
первичное закрепление материала;
задание на дом, подведение итогов уроков.
Урок закрепления знаний, умений и навыков – вид уроков грамматики, орфографии, лексики и т.д. Урок включает повторение изученного на предыдущем уроке, упражнения различных типов, проверку усвоения. В структуре такого урока отсутствует объяснение новой темы, углубление знаний происходит за счет все возрастающей сложности примеров и практического применения полученных знаний по теме в новых условиях, с возрастающей степенью самостоятельности учащихся. Современная методика борется против механического характера закрепления. Повторение обеспечивает прочность усвоения знаний, умственное развитие при повторении обеспечивается его вариативностью.
Виды упражнений для рациональной организации работы учащихся по закреплению:
закрепление знаний в устной форме в коллективной беседе с учащимися, «комментируемое письмо», предупредительные диктанты разного типа);
различные виды осложненного репродуктивного списывания; объяснительные и выборочные диктанты с самопроверкой; разные виды языкового разбора;
различные виды осложненного творческого списывания, свободный диктант; различные виды грамматико-стилистического конструирования текстов; изложение, сочинение.
Виды: беседа, самостоятельная работа, практикум.
Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков – вид уроков грамматики, орфографии и т.п. Проводится в конце изучения крупной темы или раздела курса. На уроке используются различные средства и методы повторения: обобщающая беседа, доклады и сообщения учащихся, построение обобщающих таблиц, схем, моделей.
Урок данного типа предполагает:
воспроизведение усвоенных накануне теоретических сведений на более высоком уровне обобщения;
сопутствующее повторение материала, находящегося в связи с новыми знаниями;
постепенный переход к работам повышенной сложности, выполняемым самостоятельно;
дифференцирование упражнений в ходе самостоятельной работы учеников;
дифференциация домашнего задания.
Виды: самостоятельная работа, практикум, семинар, обзорная лекция, дискуссия, конференция, игра, самостоятельная письменная работа обобщающего характера), коллективный анализ контрольных работ.
Урок проверки знаний (контрольный урок).
Чаще всего проводится как контрольный диктант, изложение или сочинение, как письменный грамматический или иной анализ.
Виды: опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой), письменный опрос, зачет, контрольная (самостоятельная) работа.
- Гоу впо «Кемеровский государственный университет»
- Учебно-методический комплекс по дисциплине Методика преподавания русского языка
- Содержание
- Декан фФиЖ к.П.Н., доц. Клишин а.В.
- Организационно-методический раздел
- Пояснительная записка Актуальность и значимость учебной дисциплины
- Соответствие рабочей программы Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования
- Цель и задачи учебной дисциплины
- Место дисциплины в профессиональной подготовке специалиста
- Структура учебной дисциплины
- Особенности изучения учебной дисциплины
- Формы организации учебного процесса по данной дисциплине
- Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины
- Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Содержание дисциплины Основное содержание лекционного курса
- 2. Содержание практических занятий
- 3. Примерная тематика рефератов и курсовых работ
- 4. Учебно-методические обеспечение
- Список основной учебной литературы
- Формы текущего, промежуточного и рубежного контроля
- Примерный перечень вопросов к зачету к зачету по курсу «Методика преподавания русского языка»
- Примерные темы рефератов, эссе.
- Перечень вариантов контрольных работ (набор заданий оформляется отдельно, является компонентом учебно-методического комплекса по дисциплине)
- Учебно-методические материалы лекции Лекция 1. Введение
- Лекция 2. Лингводидактические концепции языковой личности
- Лекция 3. Содержание предмета «Русский язык» в школе
- Лекция 5. Организация учебного процесса
- Организация учебного процесса
- Лекция 6. Новые образовательные технологии
- Лекция 7. Новые образовательные технологии. Как построить нетрадиционный урок русского языка
- Технология развития критического мышления через чтение и письмо
- Лекция 8. Итоговый контроль: новые подходы к определению содержания, технологии проведения, оценке результатов. Егэ: итоги и перспективы.
- Часть 1 (а1 – а31) содержит задания с выбором ответа.
- Часть 2 (в1 – в8) содержит задания с кратким ответом.
- Часть 3 (с1) – это задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
- Дискуссии по вопросам егэ
- Из лингвистического наследия Лингвоперсонология и проблемы личностно-ориентированного обучения
- 7.1. Гумбольдт в. Фон. Избранные труды по языкознанию
- 5.2. Й. Л. Вайсгербер задачи обучения языку1
- Литература
- Методические рекомендации преподавателям, ведущим практические занятия
- Практические занятия по методике преподавания русского языка
- Современная ментальная лингводидактическая ситуация (вводное занятие)
- Лингводидактические концепции языковой личности
- Литература
- Практическое задание
- Дидактические игры на уроках русского языка
- Содержание предмета «Русский язык», или Чему учить в школе
- Формы и приемы подачи языкового материала на уроках русского языка
- Методика изучения основных разделов курса русского языка. Лингвистическое развитие учащихся в процессе обучения русскому языку.
- Проблемы обучения орфографии
- Организация учебного процесса в современной школе. Методика построения урока
- Урок сообщения новых знаний
- Литература
- Практическое задание
- Урок совершенствования и закрепления знаний, умений и навыков
- Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков
- Контроль знаний, умений и навыков
- Культуроведческая функция языка в системе его преподавания
- Внеклассная и внеурочная работа по русскому языку
- Практическое задание
- Оценочные и диагностические средства итоговой государственной аттестации и учебно-методическое обеспечение их проведения