4 Студенческий коллектив. Лидерство в студенческой группе
Формирование студенческого коллектива можно рассмотреть с точки зрения параметрической концепции социально-психологической структуры коллектива Л.И. Уманского.
Л.И. Уманским и его сотрудниками в основу характеристики группы как коллектива были положены следующие критерии:
нравственная направленность группы — интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентации;
организационное единство группы;
групповая подготовленность в сфере реализации совместной деятельности;
психологическое единство — интеллектуальное, эмоциональное, волевое; коммуникативность, характеризующая процесс межличностного познания и взаимопонимания в группе; межличностные контакты эмоционального характера; стрессоустойчивость и надежность группы в экстремальных ситуациях.
На основе указанных признаков Л.И.Уманский предлагает следующую классификацию групп по уровню их развития:
группа номинальная;
группа-ассоциация (общая цель, официальная структура);
группа-кооперация (общая цель, групповая подготовленность к деятельности);
группа-корпорация (наличие всех признаков, но нравственная направленность такой группы чаще всего характеризуется групповым эгоизмом и индивидуализмом);
коллектив [10].
Студенческая группа как разновидность социальной организации может развиваться от своих простейших форм – диффузной или номинальной, до высшей – коллектива.
Когда группа незнакомых абитуриентов образует студенческую группу, то сначала она является диффузной.
Затем постепенно группа становится номинальной. Номинальная группа уже имеет определенное название, но существует лишь формально, поскольку ее члены еще не вступили в совместную деятельность, которая способна опосредовать отношения между ними.
Следующий уровень развития студенческой группы – группа-ассоциация. На этой стадии начинается совместная жизнедеятельность группы, возникают первые признаки образования коллектива. В такой группе уже существует официальная структура, общая цель деятельности, но деятельность отдельных студентов имеет преимущественно индивидуальный характер, в них еще отсутствует потребность работать сообща решать групповые задания.
Студенческая группа-корпорация характеризуется более четко очерченной общей целью и единством действий. Сотрудничество, активное взаимодействие членов группы создают групповой опыт общения, подготовленность в определенном виде деятельности, однако психологического единства еще нет.
Коллектив –это следующий уровень развития межличностных отношений в группе. Она может стать коллективом, если взаимодействия и взаимоотношения студентов группы опосредуются общими целями, задачами совместной деятельности, личностно-значимым содержанием этой деятельности. Внутригрупповая активность, возникающая в коллективе, имеет значительное влияние как на членов самой группы, так и на другие студенческие группы высшего учебного заведения. Если студенческая группа в своем развитии достигает уровня коллектива, то она становится референтной для ее членов, то есть такой, на мнение которой они обращают внимание в первую очередь.
Коллектив как социально действующая система должен выполнять следующие функции:
организаторскую: направленную на объединение членов коллектива с целью выполнения определенных социально-педагогических задач;
воспитательную: направленную на создание оптимальных условий для умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания, что обеспечивает условия для психического и социального развития личности;
стимулирующую: он способствует формированию морально-ценностных стимулов деятельности личности во всех сферах; регулирует поведение членов коллектива, влияет на формирование положительных качеств личности - свободы, гуманности, трудолюбия, совестливости, честности, справедливости, целеустремленности, достоинства и др.
Студенческий коллектив отличается от других следующими особенностями:
основным видом деятельности (учение, направленное на получение высшего образования);
однородностью состава по возрасту, образованию и т. д.;
стабильностью состава;
сравнительно высокой степенью самоуправления;
интенсивностью общения;
наличием достаточно четкой регламентации отношений;
наличием функциональной зависимости членов группы, определяемых системой субординационных отношений;
структура межличностных отношений в учебных группах вуза характеризуется неравномерностью количественного состава статусных категорий и динамичностью, что дает возможность ее оптимизации путем целенаправленных педагогических воздействий;
единством цели — стремление членов коллектива приобрести специальность [6].
Развитие взаимоотношений студенческого коллектива и личности проходит через несколько стадий:
1-ая стадия - адаптация субъекта как члена новой группы. Прежде чем реализовать свою потребность проявить себя как личность, он должен усвоить действующие в группе нормы (моральные, учебные и др.) и освоить приемы и средства деятельности, которыми обладают все другие ее члены. В связи с этим у него возникает объективная необходимость «быть таким, как все», что достигается за счет субъективно пережитой потери тех или иных индивидуальных черт;
2-ая стадия - индивидуализация. Она заключается в обострении противоречий между достигнутым результатом адаптации (тем, что студент стал «таким, как все») и потребностью студента в максимальном проявлении себя как неповторимой личности, которая имеет свою индивидуальность, которая при этом не удовлетворяется. Студент начинает искать способы и средства для выражения своей индивидуальности, для демонстрации ее в группе;
3-я стадия - интеграция личности в группе: студент сохраняет только те индивидуальные черты, соответствующие необходимости и потребностям группового развития, а также собственную потребность осуществить значимый вклад в жизнь группы. Группа при этом в определенной степени меняет свои групповые нормы, впитывая те черты студента, которые признаются группой как ценностно-значимые для ее развития. Так происходят взаимные превращения личности и группы[4].
Если студенту не удается преодолеть трудности адаптации, то в него могут сформироваться такие качества как конформность, безынициативность, может появиться неуверенность в себе, что приводит к занижению самооценки.
Если студент прошел стадию адаптации и начинает на второй стадии предъявлять группе такие свои индивидуальные различия, что отбрасываются ней через несоответствие ее потребностям, то это может привести к развитию у него негативизма, агрессивности, подозрительности, неадекватной завышенной самооценки. У студента, который успешно проходит стадию интеграции в высокоразвитой группе, формируется развитое коллективное самоопределение.
По мере того, как студенческая группа проходит путь своего развития, в ней появляются формальные и неформальные лидеры. Такие студенты чаще всего характеризуются доминантностью, уверенностью в себе, эмоциональной уравновешенностью, стрессоустойчивостью, креативностью, стремлением к достижению, предприимчивостью, ответственностью, надежностью в выполнении заданий, независимостью и общительностью.
Роли формальных лидеров выполняют избранные или назначены старосты, и другие должностные лица группы, на которых возложено исполнение обязанностей, установленных в каждом конкретном высшем учебном заведении.
В функции старосты обычно входит:
персональный учет посещения студентами учебных занятий;
представление декану факультета отчетов о неявке студентов с указанием причин;
наблюдение за дисциплиной на занятиях, за сохранностью учебного оборудования и инвентаря;
организация получения и распределения среди студентов учебной группы учебных материалов;
извещение студентов об изменениях, вносимых в расписание деканом факультета и т.п.
Распоряжения старосты в пределах указанных функций обязательны для исполнения всеми студентами учебной группы.
Староста также имеет право:
созывать и проводить собрания учебной группы по различным вопросам учебной жизни;
готовить рекомендации для стипендиальной комиссии о назначении студентам стипендий, о поселение в общежитие и т.п.;
принимать участие в распределении студентов на места будущей работы, вносить свои предложения по этому вопросу;
представлять студентов к поощрению за отличную успеваемость;
вносить предложения о наложении административных взысканий, о выселении из общежития, лишении стипендии, исключении из института за нарушение дисциплины, недостойное поведение и т.п.
Вышеизложенные обязанности и права старосты студенческой группы в каждом конкретном высшем учебном заведении могут иметь свои особенности.
В роли неформальных лидеров обычно выступают студенты, пользующиеся в группе особым авторитетом. Неформальный лидер в студенческой группе–это студент, оказывающий существенное влияние на группу в силу своих способностей и авторитета, а не формального статуса. От неформальных лидеров в значительной мере зависит психологический климат в группе, самочувствие ее членов, а также признанные в ней моральные нормы.
Действенным средством развития личности отдельных студентов, а также академических групп в целом выступает студенческое самоуправление. Студенческое самоуправление – это форма управления, предполагающая активное участие студентов в подготовке, принятии и реализации управленческих решений, касающихся жизнедеятельности высшего учебного заведения или его отдельных подразделений, защите прав и интересов обучающихся, включение студентов в различные виды социально значимой деятельности.
Основной целью создания органов студенческого самоуправления является создание благоприятных условий для личностного и профессионального развития каждого студента, самостоятельной творческой активности, осознания ответственности за принимаемые решения, формирования ответственной гражданской позиции, приобретения навыков управления коллективом и обеспечения защиты прав и законных интересов студентов.
Основными задачами органов студенческого самоуправления являются:
обеспечение и защита прав и интересов студентов;
содействие учебной, научной и творческой деятельности студентов;
содействие созданию соответствующих условий для проживания и отдыха студентов;
организация сотрудничества со студентами других учебных заведений и молодежными организациями;
непосредственное участие студентов в реализации государственной молодежной политики;
привлечение студентов к трудовой деятельности в свободное от учебы время (совместно с ректоратом, деканатами);
координация деятельности старостата, кураторов академических групп, студенческого профкома и деканатами факультетов и т.д.;
проведение вечеров отдыха, конкурсов, КВН, посвящения в студенты, выпускных вечеров, дней факультетов;
организация надлежащего быта, отдыха и досуга студентов в общежитиях и содействие соблюдения студентами правил внутреннего порядка вместе с деканатами, отделом воспитательной работы, хозяйственной службой, комендантами общежитий;
представительство позиций своих членов перед органами государственной власти и органами местного самоуправления, руководством университета, общественными и политическими структурами, имеющими влияние на принятие решений, которые непосредственно касаются студенческой молодежи;
содействие привлечению студенческой молодежи к активному участию в политической, экономической и социальной жизни университета и города;
содействие трудоустройству выпускников;
обеспечение выполнения студентами своих обязанностей;
пропаганда здорового образа жизни, предотвращения совершения студентами правонарушений, употребления ими алкоголя, наркотиков, курения и т.п.
В процессе самостоятельной постановки и решения жизненно важных задач у членов студенческого коллектива формируются инициативность и самостоятельность, развиваются творческие и интеллектуальные способности. Расширение деловых контактов с представителями администрации высшего учебного заведения и общественных организаций благоприятно отражается на формировании навыков делового общения и организаторских способностей студента. При этом в коллективе создается особый социально-психологический климат, что стимулирует активность молодежи в области эмоциональной и интеллектуальной саморегуляции.
- IВведение в психологию высшей школы
- 1 Предмет и задачи психологии высшей школы
- 2 Методы исследования в психологии высшей школы
- 3 Современные требования к специалисту с высшим образованием
- 4 Болонский процесс
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- IIосновные направленияи формы обучения в высшей школе
- 1 Педагогическая технология и педагогическое проектирование
- 2 Современные технологии обучения в высшей школе
- 2.1 Традиционное обучение
- 2.2Программированное обучение
- 2.3 Технология активного обучения
- 2.4Эвристические технологии обучения
- 2.5 Проблемное обучение
- 2.6 Модульное обучение
- 2.8 Технологии развивающего обучения.
- 2.9 Технология дистанционного обучения
- Формы обучения в высшей школе
- 3.2 Семинарские и практические занятия
- 3.3 Самостоятельная работа студентов
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- IiIпсихология студенчества
- Психологические особенности студенческого возраста
- 2 Адаптация студента-первокурсника к высшему учебному заведению
- 3Личность студента и его развитие на различных курсах обучения
- 4 Студенческий коллектив. Лидерство в студенческой группе
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- IV Формирование личности студента в высшей школе
- Условия успешного формирования личности студента в высшей школе
- Формирование познавательной активности студента
- 3 Профессиональная направленность студентов и пути ее формирования
- 4 Формирование профессиональноважных качеств у студента
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- VПсихология преподавательской деятельности
- 1 Личность и деятельность преподавателя высшей школы
- 2 Типологии преподавателей в высшей школе
- 3 Психологические особенности взаимодействия преподавателя высшей школы с аудиторией
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- Задания к практическим занятиям по дисциплине «Психология высшей школы»
- Тематика уср по дисциплине «Психология высшей школы»
- Тематика курсовых работпо дисциплине «Психология высшей школы»
- Требования к написанию курсовой работы по дисциплине «Психология Высшей школы»
- Структура практической части:
- 2) Таблица с почасовым планом реализации программы:
- Тема 1.1 Предмет, задачи и методы психологии высшей школы
- Список рекомендуемой литературы