Психологические особенности студенческого возраста
Изучение психологических особенностей студенческого возраста является важной задачей в современной психологии высшей школы, в связи с необходимостью совершенствования системы высшего образования и организацией индивидуального подхода в обучении.
Студенчество в качестве отдельной возрастной и социально-психологическойкатегории выделено в науке в 1960-х годах ленинградской психологической школой под руководствомБ.Г. Ананьева и определяется как поздняя юность - ранняя взрослость (18-25 лет).
Время обучения в высшей школе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт.Студенческий возраст, по утверждению Б.Г. Ананьева, является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека [1].
Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в высшей школе, при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности.
Для успешного обучения в высшей школе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, памяти, мышления, внимания, уровня владения определенным кругом логических операций.И.А. Зимняя выделяет следующие характеристики студенческого возраста, отличающие его от других групп населения:
высокий образовательный уровень;
высокая познавательная мотивация;
наивысшая социальная активность
достаточно гармоничное сочетание интеллектуальной и социальной зрелости [5].
Ведущий вид деятельности в студенческом возрасте – учебно-профессиональная.Студенчество обычно объединяет молодых людей, занимающихся одним видом деятельности - учением, направленным на специальное образование, имеющих единые цели и мотивы, примерно одного возраста (18-25 лет) с единым образовательным уровнем, период существования которых ограничен временем (в среднем 5 лет).
Отличительными чертами студенчества являются:
характер труда (систематическое усвоение и овладение новыми знаниями, новыми действиями и новыми способами учебной деятельности);
самостоятельность в «добывании» знаний;
принадлежность к большой социальной группе;
выполняемые ими социальные роли.
Студент (от лат. studens — усердно работающий, занимающийся) — это учащийся высшего учебного заведения, иначе говоря, человек, активно овладевающий знаниями.
Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:
с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне - психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований;
с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности;
с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение и т.д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни [6].
Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности.
В студенческом возрасте завершаются процессы созревания организма человека: рост тела, формирование костно-мышечной системы, половое созревание, а также наиболее поздние по времени процессы нейрофизиологического оформления центральной нервной системы; приобретают определенность черты лица и внешнего облика в целом. В то же время степень личностной зрелости юношей и девушек в этом периоде еще значительно уступает степени зрелости организма.
В плане общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом.
Студенческие годы – это период достаточно высокого развития познавательных процессов. Развитие многих психических функций человека (внимание, сенсомоторные реакции, некоторые виды памяти и др.) достигает своих максимальных показателей. В то же время ряд наиболее сложных психических процессов, включая мышление, продолжает свое развитие.
Мышление в юности приобретает более личностный эмоциональный характер. Появляется страстность к теоретическим и мировоззренческим проблемам. Эмоциональность проявляется в особенностях переживаний по поводу собственных возможностей, способностей и личностных качеств.
Интеллектуальное развитие выражается в тяге к обобщениям, поиску закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами.
Возрастают концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, формируется абстрактно-логическое мышление. Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах.
Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы, проявляется самостоятельность, решительность, критичность и самокритичность, неприятие лицемерия, ханжества, грубости.
Мотивы, связанные с будущим, у студента начинают побуждать учебную деятельность. Проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности — стремление приобрести профессию.
Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Укрепляются такие качества личности, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой.Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).Этому возрасту свойственны рефлексия и самоанализ.
Вместе с тем способность студента к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита еще не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы.
Юношеский возраст – это этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными.Становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» — центральное психологическое новообразование юношеского возраста.
Отвечая самому себе на вопросы: «Кто я? Какой я? Чего я хочу?», молодой человек формирует:
самосознание – целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания;
собственное мировоззрениекак целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;
стремление заново и критически осмыслитьвсе окружающее, самоутвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т.д.
Самооценка юноши осуществляется путем сравнения идеального «Я» с реальным. Но идеальное «Я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятости.
Юношеский возраст, по Э. Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям:
уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;
размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен;
размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности;
формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образов для подражания.
Канадский психолог Джеймс Марша в 1966 г. выделил четыре основных этапа развития идентичности, измеряемые степенью профессионального, религиозного и политического самоопределения молодого человека.
- «неопределенная, размытая идентичность» характеризуется тем, что индивид еще не выработал сколько-нибудь четких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности;
- «досрочная, преждевременная идентификация» имеет место, если индивид включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, в результате пережитого кризиса и испытания, а на основе чужих мнений, следуя чужому примеру или авторитету;
- этап «моратория» характеризуется тем, что индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирая из многочисленных вариантов развития тот единственный, который может считать своим.
«достигнутая зрелая идентичность» определяется тем, что кризис завершен, индивид перешел от поиска себя к практической самореализации [3].
Важное значение для развития личности в юношеском возрасте имеет также общение со сверстниками. Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми.
Период юности также характеризуется наличием кризиса, суть которого состоит в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления. Кризис возникает на рубеже школьной и новой взрослой жизни.
В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев кризис юности связывают со становлением авторства в собственной жизни (17—21 год), со вступлением в самостоятельную жизнь.Кризис проявляется в крушении жизненных планов (не поступил в высшее учебное заведение), в разочаровании правильности выбора специальности, в расхождении представлений об условиях и содержании деятельности и реальном ее протекании. В кризисе юности молодые люди сталкиваются с кризисом смысла жизни.Отсутствие внутренних средств разрешения кризиса приводит к развитию негативных явлений, например, наркомании, алкоголизму.
- IВведение в психологию высшей школы
- 1 Предмет и задачи психологии высшей школы
- 2 Методы исследования в психологии высшей школы
- 3 Современные требования к специалисту с высшим образованием
- 4 Болонский процесс
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- IIосновные направленияи формы обучения в высшей школе
- 1 Педагогическая технология и педагогическое проектирование
- 2 Современные технологии обучения в высшей школе
- 2.1 Традиционное обучение
- 2.2Программированное обучение
- 2.3 Технология активного обучения
- 2.4Эвристические технологии обучения
- 2.5 Проблемное обучение
- 2.6 Модульное обучение
- 2.8 Технологии развивающего обучения.
- 2.9 Технология дистанционного обучения
- Формы обучения в высшей школе
- 3.2 Семинарские и практические занятия
- 3.3 Самостоятельная работа студентов
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- IiIпсихология студенчества
- Психологические особенности студенческого возраста
- 2 Адаптация студента-первокурсника к высшему учебному заведению
- 3Личность студента и его развитие на различных курсах обучения
- 4 Студенческий коллектив. Лидерство в студенческой группе
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- IV Формирование личности студента в высшей школе
- Условия успешного формирования личности студента в высшей школе
- Формирование познавательной активности студента
- 3 Профессиональная направленность студентов и пути ее формирования
- 4 Формирование профессиональноважных качеств у студента
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- VПсихология преподавательской деятельности
- 1 Личность и деятельность преподавателя высшей школы
- 2 Типологии преподавателей в высшей школе
- 3 Психологические особенности взаимодействия преподавателя высшей школы с аудиторией
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- Задания к практическим занятиям по дисциплине «Психология высшей школы»
- Тематика уср по дисциплине «Психология высшей школы»
- Тематика курсовых работпо дисциплине «Психология высшей школы»
- Требования к написанию курсовой работы по дисциплине «Психология Высшей школы»
- Структура практической части:
- 2) Таблица с почасовым планом реализации программы:
- Тема 1.1 Предмет, задачи и методы психологии высшей школы
- Список рекомендуемой литературы