logo
istoriya_pedagogiki

Организация системы государственного дошкольного образования (1917 – 1960гг.)

Началом становления принципов дошкольного образования в советской России стала принятая 20.05.1917 г. «Декларация по дошкольному воспитанию». Декларацией были утверждены основные принципы образования дошкольников: доступность и бесплатность воспитания (общественного; не в коем случае не частного) воспитания дошколят.

Первый педагогический факультет, где было дошкольное  отделение, был открыт во втором Московском государственном университете в 1918 г. Сам университет был основан на базе высших Московских женских курсов. Инициатором подобных преобразований выступил профессор Корнилов К.Н. В 1919 г. в Москве состоялся первый Всероссийский съезд, посвященный дошкольному воспитанию. Это съезд считается одним из самых значимых событий в создании гос. системы подготовки специалистов по дошкольному образованию. В 1934 г. вышла в свет программа работы детсада. В 1938 г. опубликовали Руководство для воспитателей в детских садах и Устав для детского сада. Данные руководящие документы определяли принципы функционирования заведений дошкольной подготовки, структуры, задачи работы, давали указания по работе специалистов с детьми. В тридцать седьмом году появляются ведомственные детсады.                                                                                               Непосредственно перед Великой Отечественной Войной сеть дошкольных учреждений была довольно развитой и обширной; она охватывала около двух млн. детей.    После ВОВ развитие системы подготовительных дошкольных учреждений продолжилось. Советские идеологи того времени утверждали, что детские сады легко могут заменить воспитание ребенка в семье. Известные всем ясли-сад впервые появились в СССР только в пятьдесят девятом году. Детей туда отдавали уже с двухмесячного возраста. Подобное нововведение делалось не для того, чтобы дать возможность молодой матери быстрее вернуться на производство, а в большей степени для того, чтобы можно было установить преемственность в воспитании ребенка от младенчества до возраста дошкольника. В шестидесятых годах, наконец, появилась программа воспитания детей в детских садах. Эта программа стала основным обязательным документом, регламентирующим работу специализированных учреждений для воспитания детей дошкольного возраста. В семьдесят восьмом году эта программа была изменена и дополнена и стала называться «Типовой». В 84-м году ей на замену вышла Типовая программа воспитания, обучения в детсаду.