Философско – педагогические взгляды м.Монтессори.
Итальянский педагог Мария Монтессори (1870-1952) Первым и главным педагогическим кредо М. Монтессори является мысль о том, что гуманная педагогика возможна только тогда, когда ребенку предоставляется свобода действий, а сдерживают его лишь в особых случаях.
Любая жизнь,- говорила Монтессори,- есть проявление свободной активности. Развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Исходя из этого, суть воспитания не в формирующем воздействии на ребенка а – в организации среды, наиболее соответствующей его потребностям. Следует предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в его выборе, в самостоятельной работе. В соединении с моментом свободы находится дисциплина, которую Монтессори трактовала как активность, регулируемая и контролируемая самим ребенком. В задачу воспитателя входит организация условий для самостоятельной деятельности ребенка, который идет своим путем, реализуя свою природу.
М. Монтессори создала привлекательные и простые в применении дидактические материалы, важнейший компонент педагогической среды. Это позволило реализовать принцип самообучения. Эти материалы были устроены таким образом, что ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить ошибки, развивая волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину. Приобретая знания и, что самое главное, упражняя собственную активность.
Монтессори-классы организовывались как разновозрастные и включали детей от двух с половиной до шести лет. Ребенок учился работать один или вместе с другими и этот выбор он делал сам, следуя определенным, коллективно установленным правилам. Ребенок учился быть в обществе других людей, развивая таким образом навыки социального поведения.
Монтессори также создала новое в то время педагогическое направление – педагогику раннего детства, увидев именно в этом отрезке развития детей огромные потенциальные возможности.
Сущность развития младенца – самообучение, точно соответствует программе, заложенной в нем природой. Психолого-физиологической основой этого процесса является так называемый «абсорбирующий разум». По мнению Монтессори, в отличие от взрослых, приобретающих знания при помощи разума, ребенок впитывает их посредством своей психической жизни. Впечатления не только пронизывают сознание, но и формируют его, как бы воплощаясь в нем. При помощи того, что его окружает, малыш создает собственную «умственную плоть». И роль взрослых не в обучении, а в помощи « разуму ребенка в его работе над своим развитием», поскольку именно в раннем возрасте он обладает огромной созидательной энергией. Задача педагогов - помощь в жизни ребенка, в его психическом становлении, в « содействии разуму в разнообразных процессах его развития, поддержании сил и укреплении его бесчисленных возможностей»
Интерес к системе Монтессори в XX в. Пережил две кульминации. Первая - в 10-40-х гг. – была связана с деятельностью М.Монтессори. В это время она много ездила по Европе выступала в США, в Южной Америке, в Азии, и куда бы она ни приезжала, всюду возникали детские детские учреждения, работавшие по системе Монтессори. Они возникали десятками в различных странах. Педагогика Монтессори не знала государственных, национальных и религиозных границ. В короткий срок она распространилась по всему миру, найдя горячих и преданных сторонников. Второй пик популярности начал нарастать в конце 50-х годов и продолжается и поныне. Сейчас в мире насчитывается несколько тысяч школ Монтессори. Только в Голландии их более двухсот. В США, Европе, России работают специальные фабрики, выпускающие ее дидактические материалы. С 1929 года действует «Международная Монтессори-ассоциация»
В Россию педагогика Монтессори пришла в 1910 году и тесно связана с именем Юлии Ивановны Фаусек. В течении 20 лет она неустанно пропагандировала Метод, опубликовала более 40 своих книг и статей, издала несколько фундаментальных работ самой М. Монтессори. При участии Ю.И.Фаусек были открыты многие детские учреждения по методу Монтессори.
При Институте дошкольного образования велась научная , экспериментальная работа, связанная с Методом,- преподаватели кафедры студенты и другие энтузиасты, посвятившие себя изучению системы Монтессори, имели возможность непосредственной практики в Монтессори саду. Но на одном из заседаний научно-педагогической секции Государственного ученого Совета в 1926 году была принята резолюция, запрещающая метод Монтессори, поскольку он по целому ряду параметров ( отсутствие коллективного воспитания, связь с жизнью, с общественно –полезным трудом) совершенно расходилась с официальными педагогическими установками и идеологическими догмами.
Нарастающий в наши дни большой интерес к идеям и опыту М.Монтессори глубоко символичен. Это связано с такими чертами российской педагогической традиции, как гуманизм, внимание к индивидуальности ребенка, с необходимостью развития способности успешно действовать в непрерывно меняющемся мире.
- Предмет и задачи истории педагогики как учебного курса. Хронология истории педагогики.
- Происхождение воспитания – биологическое и социальное наследование. Этапы антропогенеза и развитие воспитательных механизмов.
- Основные средства передачи традиционной культуры народа
- Основные формы воспитания.
- Культура древнейших государств (Египет, Шумеры, Вавилон, Иудея и др.). Особенности становления педагогических традиций, возникновение письменности и школы.
- Влияние религии на развитие педагогической систему древних цивилизаций.
- Развитие педагогической мысли в Дальне – Восточной цивилизации (Китай).
- Особенности педагогических традиций Южно – Азиатской великой цивилизации (Древняя Индия).
- Воспитание и школа в Античном мире Средиземноморья (Спарта, Афины, Римская империя).
- Зарождение педагогической теории в трудах древнегреческих философов.
- Основные этапы развития культуры и просвещения в Византии.
- Философско – педагогическая мысль Западной Европы в период Средневековья.
- Развитие гуманистическо – педагогической мысли в эпоху Возрождения и Реформации.
- Основные тенденции развития педагогики Нового времени (середина 17в. – конец 18в.)
- Ж.Ж. Руссо. Теория естественного воспитания.
- Тенденции развития школьного образования и новые типу учебных заведений в зарубежной педагогике 17-18в.
- Ф. Фребель. Педагогическая концепция воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
- Традиции семейного, домашнего и общественного воспитания детей дошкольного возраста в странах Западной Европы и Америки 17-18 вв.
- Особенности педагогического реформаторского движения. Смена педагогических парадигм (19 – начало 20в.)
- Школьные реформы и их итоги середины 20 века в зарубежной педагогике.
- Воспитание у восточных славян.
- Педагогические идеи в литературных памятниках древнерусской литературы.
- Особенности организации семейной жизни и воспитания детей древнерусского народа
- Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (14-17вв.) Распространение грамоты. Просветительская деятельность печатника и. Федорова.
- Дворянско – государственная педагогика России (18 – сер.19 вв.). Политика Петра 1 в области образования.
- Развитие теоретической педагогики 18 века в России (в. Татищев, и.Посошков, ф.Прокопович и др.)
- Основные тенденции развития системы образования в России начала 18 века.
- Основные тенденции развития системы образования в России второй половины 18 века.
- Общая характеристика образования России 19в. (Славянофильство, западничество, и др.)
- Различные педагогические идеи и их влияние на развитие образования России 19 в. (Народность, славянофильство, западничество и др.)
- Школа и дошкольные учреждения в России конца 19-начала 20 века.
- 6) Западничество
- Отечественная школа и педагогика советского периода (1917 – 1960гг.)
- Организация системы государственного дошкольного образования (1917 – 1960гг.)
- Система образования конца 20в. В России. Новые педагогические идеи.
- Философия Конфуция.
- Философско – педагогические взгляды я.А.Коменского
- Философско – педагогические взгляды дж.Локка
- Философско – педагогические взгляды м.Монтессори.
- Философско-педагогические взгляды и.Пестолоцци.
- Философско-педагогические взгляды н.Новикова, и. Бецкого
- Философско-педагогические взгляды н.Пирогова
- Философско – педагогические взгляды к,д, Ушинского.
- Философско-педагогические взгляды л.Н. Толстого
- Философско-педагогические взгляды м.В. Ломоносова
- Закрытые сословно-дворянские учебные заведения.
- Московский университет и его влияние на развитие педагогики и школы.
- Педагогические идеи е.Н. Водовозовой
- Педагогические идеи а.Симонович.
- Педагогические идеи л.К. Шлегер.
- Педагогические идеи п.Ф. Лесгафта
- Педагогические идеи п.Ф. Каптерева
- Педагогические идеи е.А. Флериной.
- Педагогические идеи с.Т. Шацкого
- Педагогические идеи е.И. Тихеевой
- Педагогические идеи а.С. Макаренко.
- Педагогические идеи в.А. Сухомлинского