Условия успешного формирования личности студента в высшей школе
Формирование личности студента – это процесс происходящих по разным причинам изменений в личности студента, приводящий со временем к качественным изменениям, оформляющимся в его особенности, качества, их совокупности, свойства, сопоставимые с моделью выпускника высшегообразовательного учреждения.
Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой внешней и предметной, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта. Формирование личности — это процесс совершенно особый, отличный от освоения знаний, умений и пр. Ведь в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Достичь этого простым усвоением невозможно — это были бы мотивы знаемые, но не реально действующие. Новые потребности и мотивы, их соподчинение возникают не при усвоении, а при переживании или проживании: этот процесс происходит только в реальной жизни, всегда — эмоционально насыщенный, часто — субъективно творческий.
Формирование личности будущего специалиста в высшей школе – сложный и многогранный процесс, успех которого обеспечивается, прежде всего, его организацией и планированием, созданием внешних и внутренних условий для развития и интенсивного проявления необходимых качеств, обогащения знаний, навыков и умений обучающихся.
В течение 4—5 лет обучения в высшей школе, молодые люди находятся в специфических условия высшего учебного заведения, что не может не отражаться на изменениях в их личности.Личностно-формирующий потенциал образовательного учреждения велик и связан с четырьмя группами влияний:
условий в образовательном учреждении: социально-психологических и социально-педагогических влияний на личность студента всего уклада жизни и функционирования образовательного учреждения, его стиля и отдельных событий;
образовательного (учебного) процесса: влияний проводимых занятий, их содержания, методики, стиля преподавания, личности преподавателей;
учения самих студентов: влияний собственной активности во время пребывания в вузе;
воспитательной работы: влияний специальной системы проводимых в образовательном учреждении мер воспитательного характера, организации досуга студента, удовлетворения культурных и бытовых запросов студентов[8].
К условиям, сказывающимся на формировании личности студентов, относятся:
общие особенности образовательного учреждения: профессиональный профиль, статус, его научный и образовательный авторитет, история, место расположения, размещение, оснащение;
особенности руководства образовательным учреждением: особенности личности, стиля деятельности руководителей, их авторитетность, личный пример, решения и принимаемые меры по оптимизации образовательного процесса, проявляемая забота о благоприятных условиях учения, питания, снабжения, досуга, быта преподавателей и студентов, их профессионального и научного роста;
особенности организации всего педагогического процесса и занятий: планирования, плановой и учебной дисциплины; обеспеченности образовательного процесса всем необходимым (учебные помещения и их техническое оснащение, библиотеки, читальные залы, места для самостоятельной работы, компьютерное обеспечение, общежитие и др.);обеспечение студентов учебными и методическими материалами, состояние их учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы; состояние контроля, критерии оценивания успехов обучающихся, требовательность, справедливость, помощь в преодолении трудностей, организация практик и стажировок и др.;
особенности педагогического коллектива, его комплектования, личностей, входящих в него, отношений к делу, к студентам, к состоянию дел в стране и образовательном учреждении, научная активность, педагогическая культура, профессионализм, авторитетность, примерность, бескорыстие, моральная чистоплотность; общий уровень преподавания; работа факультетов, научных и учебных библиотек; работа психологической службы образовательного учреждения;
особенности студенческого коллектива в целом и отдельных учебных групп: особенности личностей, образующих группы, лидеров, авторитетных студентов; взаимоотношения между учебными группами и внутри их; господствующие в коллективе и учебных группах мотивы, интересы, настроения, нормы поведения, отношения к профессии и овладению ею, наличие «культа учебы»; работа со студенческим коллективом;
особенности бытового обустройства студентов: финансового положения, питания, общежития, гигиены, удовлетворения культурных запросов, занятий спортом, заботы руководства и обеспечивающих служб по улучшению условий жизни студентов и др.
Вся эта совокупность условий должна быть постоянным объектом педагогического мониторинга и оценки, психологического и педагогического усовершенствования.
Для успешного формирования специалиста в высшей школе необходимо:
целенаправленно организовывать эту работу с учетом профиля вуза, года обучения и т.д. (преподавателю необходимо четко понимать какие мировоззренческие, нравственные, культурные, эстетические и профессиональные качества необходимо сформировать у студентов в соответствии с профилем);
воздействовать на мотивацию студентов к получению выбранной ими профессии;
анализировать изменения уровня развития отдельных личностных качеств студента, а также степени их профессиональной подготовленности, социально активности и т.п. Здесь важно определить:
а) отношение к будущей профессии, обучению, понимание его значения для успешной профессиональной деятельности, дисциплинированность, эрудиция, интеллигентность;
б) знание особенностей будущей профессиональной деятельности, ее требований к специалисту, принципов руководства трудовым коллективом и т.п.;
в) уровень владения формами и методами организационно-воспитательной работы в трудовом коллективе;
г) степень сознательной саморегуляции в сложных ситуациях;
д) самооценка своего поведения, действий и качеств с точки зрения их соответствия требованиям общества.
учитывать в учебно-воспитательном процессе индивидуальные, возрастные и социально-психологические особенности студентов, динамику их изменения, находить наиболее адекватные способы воздействия на обучаемых.
Выделяют три группы условий успешного формирования личности студента в вузе обеспечиваемые:
самим учащимся;
преподавателями и руководителями вуза;
совместной деятельностью студентов и преподавателей.
К условиям первой группы относят:
понимание студентами значимости своей будущей профессии и требований, которые она предъявляет к специалисту;
положительная мотивация к самоутверждению в студенческом коллективе;
активность на учебных занятиях;
целеустремленность в познавательной и практической деятельности в ходе учебного процесса;
правильная самооценка своих личностных качеств и степени подготовленности к будущей практической деятельности по окончании вуза;
стремление к совершенствованию профессиональных качеств и личности в целом;
активное участие в общественной работе;
благоприятная морально-психологическая атмосфера в студенческом коллективе.
Чем активнее и инициативнее будут студенты на занятиях, при выполнении заданий, тем успешнее они овладевают необходимыми знаниями и навыками, тем интенсивнее у них формируются качества будущих специалистов.
Условия второй группы:
четкое уяснение преподавательским и руководящим составом вуза современных требований к подготовке специалистов, изучение и объективная оценка уровня профессиональной подготовленности студентов к труду по окончании вуза, степени сформированности у них соответствующих психических процессов, состояний, качеств;
планирование и организация учебно-воспитательного процесса с учетом указанных требований;
морально-психологическая мобилизация студентов на овладение знаниями в соответствии с учебными программами;
анализ хода учебного процесса, общественной и научной работы студентов;
побуждение студентов к непрерывному совершенствованию своих позитивных качеств, знаний, навыков и умений, необходимых для эффективной профессиональной деятельности по специальности;
тактичность во взаимоотношениях со студентами, учет в учебно-воспитательной работе их индивидуальных, возрастных и социальных особенностей, общение с ними на основе принципиальности, доброжелательности, демократизма;
психолого-педагогическая подготовка, личные качества, пример и авторитет преподавателей, руководителей, активистов.
К третьей группе относят:
единство взглядов, установок, общее стремление к реализации учебных программ на высоком уровне, к максимальной результативности всех видов деятельности в вузе;
профессиональную направленность взаимодействия преподавателей и студентов;
положительные взаимоотношения между ними, взаимопонимание и взаимоуважение;
согласованность в действиях в соответствии с ролью и местом в системе воспитания и обучения в вузе;
коллективизм в деятельности, взаимопомощь;
ориентацию на высокую успеваемость.
Реализация вышеназванных условий основываются на комплексном подходе к воспитанию и обучению студентов [3].
Существенно формирующее личность студента влияние стиля и методов преподавания. Оно улучшается:
интересным, страстным, убежденным изложением содержания преподавателями;
изложением содержания с ориентацией не на запоминание, а на глубокое и логичное осмысление его студентами;
использованием рассуждающе-доказательного, а не повествовательно-информирующего стиля;
умелой активизацией развиваемых качеств (мышления, памяти, внимания, самостоятельности, инициативности, настойчивости, находчивости и др.);
побуждением студентов к творческому решению учебных задач;
приближением учебной обстановки к реальной профессиональной с элементами новизны, неожиданности, риска, противодействия и др.
Применяемые преподавателями стиль и методы сказываются на то, как идет формирование профессиональной направленности студентов, развитие способностей, профессионального мышления и других качеств.
Положительно сказывается руководство преподавателя учением студентов. Эффект повышается, когда преподаватель:
постоянно оценивает, как студенты относятся к овладению учебной дисциплиной, темой, решению учебных задач, и принимает меры по повышению интереса, добросовестности, ответственности, трудолюбия, глубины и прочности усвоения;
активно руководит работой студентов на занятиях, поддерживает их активность, внимательность, интерес;
постоянно и тщательно контролирует выполнение заданий для самостоятельной работы;
объективно, строго, но справедливо оценивает результаты овладения учебным материалом;
оказывает помощь и поддержку испытывающим затруднения;
организует взаимопомощь в учебной группе;
включает слушателей в творческую, исследовательскую работу и др.
- IВведение в психологию высшей школы
- 1 Предмет и задачи психологии высшей школы
- 2 Методы исследования в психологии высшей школы
- 3 Современные требования к специалисту с высшим образованием
- 4 Болонский процесс
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- IIосновные направленияи формы обучения в высшей школе
- 1 Педагогическая технология и педагогическое проектирование
- 2 Современные технологии обучения в высшей школе
- 2.1 Традиционное обучение
- 2.2Программированное обучение
- 2.3 Технология активного обучения
- 2.4Эвристические технологии обучения
- 2.5 Проблемное обучение
- 2.6 Модульное обучение
- 2.8 Технологии развивающего обучения.
- 2.9 Технология дистанционного обучения
- Формы обучения в высшей школе
- 3.2 Семинарские и практические занятия
- 3.3 Самостоятельная работа студентов
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- IiIпсихология студенчества
- Психологические особенности студенческого возраста
- 2 Адаптация студента-первокурсника к высшему учебному заведению
- 3Личность студента и его развитие на различных курсах обучения
- 4 Студенческий коллектив. Лидерство в студенческой группе
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- IV Формирование личности студента в высшей школе
- Условия успешного формирования личности студента в высшей школе
- Формирование познавательной активности студента
- 3 Профессиональная направленность студентов и пути ее формирования
- 4 Формирование профессиональноважных качеств у студента
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- VПсихология преподавательской деятельности
- 1 Личность и деятельность преподавателя высшей школы
- 2 Типологии преподавателей в высшей школе
- 3 Психологические особенности взаимодействия преподавателя высшей школы с аудиторией
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- Задания к практическим занятиям по дисциплине «Психология высшей школы»
- Тематика уср по дисциплине «Психология высшей школы»
- Тематика курсовых работпо дисциплине «Психология высшей школы»
- Требования к написанию курсовой работы по дисциплине «Психология Высшей школы»
- Структура практической части:
- 2) Таблица с почасовым планом реализации программы:
- Тема 1.1 Предмет, задачи и методы психологии высшей школы
- Список рекомендуемой литературы