Формирование познавательной активности студента
Важнейшим условием обеспечения качества образования студента является его собственная познавательная активность.
Познавательная активность – это сложное психологическое образование, которое является по сути процессом инициативного преобразования студентом предмета или явления с целью его более глубокого познания, усовершенствования, проявления «Я» личности в познавательной деятельности.
Познавательная активность проявляется в интенсивности и напряженности познавательной деятельности, в саморегуляции, в использовании новых для субъекта приемов и методов, в приобретении новых знаний, умений и навыков.
Критериями познавательной активности могут выступать следующие:
количество и качество выполненного задания (задания выполняются всегда, иногда, никогда);
сформированность познавательного интереса (вопросы студентов, их характер и направленность, мера участия в дискуссиях, полнота ответов, отношение к дополнительным заданиям);
сформированность приемов познавательной деятельности;
место студента в группе в соответствии с уровнем подготовки к обучению;
количество источников, которые используются во время выполнения домашнего задания.
Для успешного повышения познавательной активности студентов важно определить особенности ее структурной организации. Структуру познавательной активности составляют три основных компонента:
мотивационный (общая направленность студента на познание, на учебную деятельность, позитивное отношение к познавательной деятельности, познавательной потребности как внутренней необходимости в учебно-познавательной деятельности);
операционный (мыслительные операции и умственные умения, свойства мышления и интеллектуально-речевая деятельность);
личностный (любознательность).
По мнению М.Н. Скаткина, важным элементом познавательной активности студентов является характеристика уровней её развития [7]:
воспроизводящая активность - характеризуется стремлением студента понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом их применения (работа с печатным материалом, с компьютером, решение задач и т.д.);
интерпретирующая активность - характеризуется стремлением студента к выявлению смысла изучаемого содержания; проникновению в сущность явления, стремление выявить связь, между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в изменённых условиях. Характерным показателем познавательной активности является устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что студент стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения;
творческий уровень активности характеризуется стремлением студента глубоко проникнуть в сущность явления и для реализации этой цели искать и находить новые способы. Студент отличается высокими волевыми качествами, упорством и настойчивостью в достижении цели, его отличают широкие и стойкие познавательные интересы. Для этого уровня характерно использование исследовательской деятельности студента.
В соответствии с данной структурой М.Н. Скаткиным определены компоненты познавательной активности студентов[7]:
- содержательно-операционный компонент, состоящий из системы ведущих (опорных) знаний, способов учения, сформированных интеллектуальных умений и навыков, проявляющихся в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности;
- эмоционально-волевой компонент, связанный с овладением опытом эмоционально-чувственного отношения к знаниям и включающий такие качества, как решительность, настойчивость, выдержку, постоянство интереса обучающихся к учебно-познавательной деятельности;
- рефлексивно-оценочный компонент, включающий рефлексию, самоконтроль и самооценку обучающихся; умение адекватно контролировать, анализировать и оценивать способы и результаты своей деятельности, что является необходимым условием саморегуляции процесса усвоения знаний.
Активность личности достигает своей наивысшей эффективности в том случае, если она оптимально организована и целенаправленна. Формирование активности учащихся в процессе обучения наиболее эффективно осуществляется посредством практической деятельности, в которой сочетаются две подсистемы общей активности - внешняя и внутренняя, взаимосвязь которых является движущей силой саморазвития студента.
Ю.К. Бабанскийвыделил наиболее распространённые способы формирования познавательного интереса: актуальность и новизна содержания, раскрытие значимости знаний, наглядность, занимательность, эмоциональность, сравнение и аналоги.
Интерес во всех его видах и на всех этапах развития личности характеризуется тремя основными моментами:
положительной эмоцией по отношению к деятельности;
наличием познавательной стороны этой эмоции;
наличием непосредственной потребности, вызывающей эту деятельность.
Поэтому важно в процессе обучения обеспечить возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности. Причем это касается как ее содержания, так и форм и методов осуществления. Именно благодаря психическим процессам - вниманию, осмыслению, запоминанию возникают глубокие внутренние переживания личности, которые делают процесс достижения педагогических целей наиболее эффективным.
На современном этаперазработаны довольно продуктивные методы формирования познавательного интереса, это:
метод эмоционального стимулирования учения;
метод занимательных аналогий;
метод сопоставления научных и житейских толкований природных явлений;
метод познавательных игр;
метод создания ситуации познавательного спора;
метод создания ситуации успеха в учении.
С целью развития познавательного интереса студентов в учебном процессе используются активные методы обучения, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе. Именно такие методы позволяют студентам в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями за счет сознательного воспитания способностей и формирования необходимых компетенций.
Среди путей повышения активности обучающегосяи эффективности всего учебного процесса следует выделить следующие:
усилить учебную мотивацию учащегося за счет внутренних и внешних мотивов;
создать условия для формирования новых и более высоких форм мотивации (стремление к самоактуализации, к самовыражению и самопознанию, мотив роста);
дать студенту новые и более эффективные средства для реализации своих установок на активное овладение новыми видами деятельности, знаниями и умениями;
обеспечить большее соответствие организационных форм и средств обучения его содержанию;
интенсифицировать умственную работу учащегося (рационализация использования времени и интенсификация общения);
обеспечить научно обоснованный отбор подлежащего усвоению материала;
полнее учитывать возрастные возможности и индивидуальные особенности учащегося.
- IВведение в психологию высшей школы
- 1 Предмет и задачи психологии высшей школы
- 2 Методы исследования в психологии высшей школы
- 3 Современные требования к специалисту с высшим образованием
- 4 Болонский процесс
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- IIосновные направленияи формы обучения в высшей школе
- 1 Педагогическая технология и педагогическое проектирование
- 2 Современные технологии обучения в высшей школе
- 2.1 Традиционное обучение
- 2.2Программированное обучение
- 2.3 Технология активного обучения
- 2.4Эвристические технологии обучения
- 2.5 Проблемное обучение
- 2.6 Модульное обучение
- 2.8 Технологии развивающего обучения.
- 2.9 Технология дистанционного обучения
- Формы обучения в высшей школе
- 3.2 Семинарские и практические занятия
- 3.3 Самостоятельная работа студентов
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- IiIпсихология студенчества
- Психологические особенности студенческого возраста
- 2 Адаптация студента-первокурсника к высшему учебному заведению
- 3Личность студента и его развитие на различных курсах обучения
- 4 Студенческий коллектив. Лидерство в студенческой группе
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- IV Формирование личности студента в высшей школе
- Условия успешного формирования личности студента в высшей школе
- Формирование познавательной активности студента
- 3 Профессиональная направленность студентов и пути ее формирования
- 4 Формирование профессиональноважных качеств у студента
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- VПсихология преподавательской деятельности
- 1 Личность и деятельность преподавателя высшей школы
- 2 Типологии преподавателей в высшей школе
- 3 Психологические особенности взаимодействия преподавателя высшей школы с аудиторией
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- Задания к практическим занятиям по дисциплине «Психология высшей школы»
- Тематика уср по дисциплине «Психология высшей школы»
- Тематика курсовых работпо дисциплине «Психология высшей школы»
- Требования к написанию курсовой работы по дисциплине «Психология Высшей школы»
- Структура практической части:
- 2) Таблица с почасовым планом реализации программы:
- Тема 1.1 Предмет, задачи и методы психологии высшей школы
- Список рекомендуемой литературы