logo
UMK_PVSh

Формирование познавательной активности студента

Важнейшим условием обеспечения качества образования студента является его собственная познавательная активность.

Познавательная активность – это сложное психологическое образование, которое является по сути процессом инициативного преобразования студентом предмета или явления с целью его более глубокого познания, усовершенствования, проявления «Я» личности в познавательной деятельности.

Познавательная активность проявляется в интенсивности и напряженности познавательной деятельности, в саморегуляции, в использовании новых для субъекта приемов и методов, в приобретении новых знаний, умений и навыков.

Критериями познавательной активности могут выступать следующие:

Для успешного повышения познавательной активности студентов важно определить особенности ее структурной организации. Структуру познавательной активности составляют три основных компонента:

По мнению М.Н. Скаткина, важным элементом познавательной активности студентов является характеристика уровней её развития [7]:

В соответствии с данной структурой М.Н. Скаткиным определены компоненты познавательной активности студентов[7]:

- содержательно-операционный компонент, состоящий из системы ведущих (опорных) знаний, способов учения, сформированных интеллектуальных умений и навыков, проявляющихся в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности;

- эмоционально-волевой компонент, связанный с овладением опытом эмоционально-чувственного отношения к знаниям и включающий такие качества, как решительность, настойчивость, выдержку, постоянство интереса обучающихся к учебно-познавательной деятельности;

- рефлексивно-оценочный компонент, включающий рефлексию, самоконтроль и самооценку обучающихся; умение адекватно контролировать, анализировать и оценивать способы и результаты своей деятельности, что является необходимым условием саморегуляции процесса усвоения знаний.

Активность личности достигает своей наивысшей эффективности в том случае, если она оптимально организована и целенаправленна. Формирование активности учащихся в процессе обучения наиболее эффективно осуществляется посредством практической деятельности, в которой сочетаются две подсистемы общей активности - внешняя и внутренняя, взаимосвязь которых является движущей силой саморазвития студента.

Ю.К. Бабанскийвыделил наиболее распространённые способы формирования познавательного интереса: актуальность и новизна содержания, раскрытие значимости знаний, наглядность, занимательность, эмоциональность, сравнение и аналоги.

Интерес во всех его видах и на всех этапах развития личности характеризуется тремя основными моментами:

Поэтому важно в процессе обучения обеспечить возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности. Причем это касается как ее содержания, так и форм и методов осуществления. Именно благодаря психическим процессам - вниманию, осмыслению, запоминанию возникают глубокие внутренние переживания личности, которые делают процесс достижения педагогических целей наиболее эффективным.

На современном этаперазработаны довольно продуктивные методы формирования познавательного интереса, это:

С целью развития познавательного интереса студентов в учебном процессе используются активные методы обучения, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе. Именно такие методы позволяют студентам в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями за счет сознательного воспитания способностей и формирования необходимых компетенций.

Среди путей повышения активности обучающегосяи эффективности всего учебного процесса следует выделить следующие: