logo
UMK_PVSh

2 Методы исследования в психологии высшей школы

Успех решения задач, стоящих перед психологией высшей школы, зависит от методологии и методики проводимых и организуемых психологических исследований. Методология – это учение о методах познания и преобразования действительности, о применении принципов мировоззрения к процессу познания и к практике.

Методическая основа психологии высшей школы включает в себя практически весь набор методов, процедур и частных методик исследования, обследования или психологического воздействия, которые используются во всех иных отраслях или разделах психологической науки.

Методы психологии высшей школы — это способы исследования психических особенностей деятельности студентов, преподавателей, руководящего состава вузов, студенческих, преподавательских и других коллективов.

В психологии Б.Г. Ананьев выделяет четыре группы методов:

I группа – организационные методы. Они, в свою очередь, включают:

II группа – эмпирические методы, включающие:

III группа – методы обработки данных, включающие: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.

IV группа – интерпретационные методы, включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы[3].

Наблюдение – это описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности. Наблюдаемые явления подробно фиксируются, а затем анализируются. Запись может быть сплошной и выборочной. Сплошная запись используется, когда изучается личность в целом, выборочная – где фиксируются лишь отдельные проявления психической деятельности. В психологии высшей школы наблюдение чаще всего осуществляется в условиях учебно-воспитательной деятельности.

Опрос – это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение человека.

Основное преимущество опроса в том, что он позволяет получить индивидуализированную информацию от большого количества людей.

Недостатком, же является трудность обеспечения достоверности и надежности полученных таким образом данных. Информация, которую получает опрашивающий, носит субъективный характер, так как зависит от степени искренности отвечающего, его способности адекватно оценивать свои поступки и личностные качества, а также других людей, происходящие события и т.д. Поэтому данные, полученные в результате опроса, следует сопоставлять с данными, полученными другими методами (эксперимент, наблюдение, анализ документации и т.д.).

Главным методом психологического исследования является эксперимент. Эксперимент – это метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.

К основным достоинствам эксперимента относятся, следующие:

Виды эксперимента:

Тесты занимают промежуточное положение между субъективными и объективными методиками. Тест (от англ. test - испытание, исследование) - стандартизированная процедура психологического измерения, служащая задаче определения выраженности у индивида тех или иных психических характеристик.

Существуют тесты, основанные на самоотчете испытуемых, например тесты-опросники (испытуемый может сознательно или неосознанно повлиять на результат тестирования); тесты-задания предполагает получение информации о психологических характеристиках человека на основании анализа успешности выполнения определенных заданий (на определение умственного развития); проективные тесты предполагают свободную интерпретацию исследователем выполняемых испытуемым заданий(тест Роршаха, ТАТ, рисуночные тесты).

Методы моделирования применяются, когда использование других методов затруднено. Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими и т.д.

Помимо указанных методов существуют и другие методики изучения психических явлений. Например, беседа – вариант опроса. От опроса метод беседы отличается большей свободой проведения процедуры. Как правило, беседа проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого. Другим методом является метод изучения документов, или анализ деятельности человека. Наиболее эффективное изучение психических явлений осуществляется при комплексном применении различных методов.