logo
Обучение

Основные группы методов обучения.

      При целостном подходе необходимо выделить  3  большие  группы методов обучения:

      1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной   деятельности

      2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

      3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности [1, с. 178].

      В каждой из трех групп методов отражается взаимодействие педагогов и учащихся. Организаторские влияния учителя сочетаются здесь с осуществлением

и самоорганизацией деятельности учащихся. Стимулирующее влияние педагога ведут к развитию внутреннего стимулирования учения у школьников.

Контролирующее действие учителей сочетаются с самоконтролем учащихся.

Каждая  из  основных  групп  методов  в свою очередь  может быть подразделена на подгруппы и  входящие  в  них  отдельные  методы.  Поскольку организация и сам процесс осуществления  учебно-познавательной  деятельности предполагают  передачу,  восприятие,  осмысливание,   запоминание    учебной информации и практическое применение получаемых при этом  знаний  и  умений, то в первую группу методов обучения  необходимо  включить  методы  словесной передачи и слухового  восприятия  информации  (словесные  методы:  рассказ, лекция,  беседа  и  другие);  методы  наглядной   передачи   и   зрительного восприятия учебной информации (наглядные методы:  иллюстрации, демонстрация и другие); Методы  передачи  учебной  информации посредством  практических, трудовых   действий   и   тактильного,  кинестетического   ее    восприятия (практические методы: упражнения, лабораторные опыты,  трудовые  действия  и другие).

      Выделение словесных, наглядных и практических методов  нельзя считать обоснованным только во внешнем плане с точки зрения источников  информации.

Оно имеет определенное основание и во внутреннем плане через характеристику форм мышления.

      Процесс  учебного  познания   обязательно   предполагает  организацию осмысления учебной информации и логического ее усвоения. Поэтому  необходимо выделить под группы методов организации индуктивный и дедуктивный,  а  также репродуктивной и проблемно поисковой деятельности учащихся.

      Восприятие,  осмысление  и  применение  знаний  может  протекать  под непосредственным руководством преподавателя, а также в ходе самостоятельной работы обучаемых. Отсюда возможно выделение методов самостоятельной  работы,  что  другие  методы обучения  реализуются   под  руководством учителя.  Каждая последующая  подгруппа   методов   проявляется   во   всех

предыдущих, и поэтому теперь говорят об обязательном  применении методов  в определенных сочетаниях  с  доминированием  одного  из видов  их  в  данной ситуации [1, с. 179].

      Возможные подгруппы методов, которые входят в первую группу, обеспечивающую  организацию  и  осуществление  учебно-познавательной деятельности в учебном процессе. Схематически методы  первой  группы  можно представить следующим образом:

        Методы   организации   и   осуществления   учебно-познавательной деятельности.

     Словесные методы, наглядные и практические методы (аспект передачи  и восприятия учебной информации);

    Индуктивные и дедуктивные методы (логический аспект);

    Репродуктивные и проблемно поисковые методы (аспект мышления);

    Методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя (аспект управления учением).

       Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, исходя из наличия двух больших групп мотивов, можно подразделить на  методы стимулирования и мотивации интереса к учению и  методы  стимулирования  и мотивации долга и ответственности в учении:

- Методы устного контроля и самоконтроля;

- Методы письменного контроля и самоконтроля;

- Методы лабораторно- практического контроля и самоконтроля.