Философско – педагогические взгляды я.А.Коменского
"Великая дидактика", изданная в окончательном варианте в 1657 году и представляющая универсальное искусство "обучения всему всех ". Коменский считал ее единственной наукой, включающей в себя проблемы обучения и воспитания.
Мотивы, которые склонили Коменского к занятию искусством обучения всех всему, носили социальный характер.
На этом фоне понятными становятся демократические стремления Коменского, реализацией которых должна была служить его "Великая дидактика". В ней он писал :" В школы следует привлекать не только детей богатых и знатных, но и одинаково всех : благородных, плебеев, богатых и бедных, мальчиков и девочек, из городов и сел".
Общее образование, которого добивался Коменский, должно было быть всесторонним и практически полезным, чтобы дети были подготовлены на все случаи жизни.
В основе дидактических взглядов Коменского лежит сенсуалистическая теория познания. Признавая, что истинность и достоверность получаемых человеком знаний зависит прежде всего от показаний органов чувств, Коменский особое внимание уделял принципу наглядности в обучении. В "Великой дидактике" он представлял ее следующим образом : "Пусть это будет золотым принципом для обучаемых, чтобы доверяли только чувствам в чем только могут : воспринимали только видимые глазу вещи, слышали слышимое, воспринимали запахи, чувствовали вещи, имеющие вкус, осязали осязаемое, а если что-то подвластно нескольким чувствам, то следует доверять сразу нескольким".
Забота Каменского об охвате обучением всех людей нашла свое выражение в его работе, направленной на создание универсального метода обучения.
Между этой методикой и схоластическими методами должна быть, такая же разница, как между средневековым искусством переписывания книг и типографским искусством. Зло схоластического метода он видел в книге, предназначенной для догматического вербального обучения, и поэтому он мог считать, что достаточно только заменить книгу, дать, вместо грамматики Альвара его собственную книгу "Открытая дверь к языкам" или "Мир чувственных вещей в картинках", и результаты обучения повысятся независимо от преподавателя.
Большой заслугой Коменского является обоснование классно-урочной системы школьного обучения. Эта система нашла в Польше достаточно широкое применение еще до пребывания Коменского в Лешно, но только в "Великой дидактике " он развернул ее, усовершенствовал и обосновал. В этой работе им выделены четыре шестилетних ступени, включающие годы учебы и воспитания молодого человека : сначала в материнской школе (до 6 лет), затем в школе родного языка (6-12 лет), в школе латинского языка (12-18 лет) и, наконец, в академии (до 24 лет). Для всех этих ступеней Коменский разработал новые программы обучения. При этом он предполагал, что в течение первых шести лет ребенок воспитывается под наблюдением матери, а затем заканчивает школу родного языка, существующую в каждом городе и в каждом селе, высшие ступени школы должны быть доступны только способным детям.
Большое значение для дидактики имели представления Коменского о возможности совершения изменений в людях. Будучи весьма религиозным, он считал тем не менее, что человек изменяется не только под влиянием молитвы и божьего благоволения, но и благодаря самостоятельному образованию и участию в " улучшении дел человеческих". Этот диалектический взгляд на человека и его способности как выражение педагогического оптимизма представляется очень современным. С точки зрения современной дидактики мы можем оценить, как далеко отходит он даже от весьма прогрессивных для тех времен взглядов, олицетворением которых является "Великая дидактика".
В школах тогда прием учащихся производился в различное время, в течение всего года. Ученики хотя и посиживали совместно в классе, но коллективных занятий со всеми учениками класса большей частью не было: каждый учащийся учил свое, продвигался своим, личным темпом. Учитель занимался индивидуально с учениками. Коменский настаивал на том, чтоб прием в школу производился один раз в году, чтоб учитель вел коллективную работу со всем классом. Он положил начало классно-урочной системе учебных занятий, дал указания, как планировать и вести урок, уделяя часть его опросу учащихся, часть — объяснению нового материала и упражнениям по закреплению нового. Коменский указывал, что каждый урок обязан иметь свою определенную тему и свою главную задачу. Учитель обязан пристально смотреть, чтоб все учащиеся воспринимали активное роль в упражнениях, и поддерживать во время урока дисциплину в классе.
Урок — такая форма организации обучения, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки в течение определенного времени и по установленному расписанию. Я. А. Коменский утверждал возможность одновременного обучения учителем сравнительно большого количества учеников (40—50 человек) и высказывал предположение о том, что количество учащихся может быть увеличено до 300 при условии выделения лучших учеников для проведения занятий с каждым десятком учащихся под общим руководством учителей (декурионов)
В книге "Законы хорошо организованной школы" Коменский оговаривает правила поведения учеников, старост классов (декурионов), служащих школы, учителей, воспитателей и директоров. "Пусть поддержание дисциплины всегда происходит строго и убедительно, но не шутливо или яростно, чтобы возбуждать страх и уважение, а не смех или ненависть. Следовательно, при руководстве юношеском должна иметь место кротокость без легкомыслия, при взысканиях - порицание без язвительности, при наказаниях - строгость без свирепости".
Законы хорошо организованной школы:
2. Законы относительно целей школы
- учить знанию, применять знания
- говорить и мыслить
Закон о месте занятий
- курс расписан на стенах, дверях
- зал для общих дел не украшали
4. Закон о надлежащем распределении времени
- отдых после обеда с учетом возрастных особенностей
- увлечение театром исходя из эпохи
5. Закон об образцах для проведения работы
6. Закон о книгах: светские, церковные
7. Законы, касающиеся метода, которого нужно придерживаться при обучении и учении
8. Закон для испытаний
9. Закон о театральных представлениях: умение общаться
10. Закон об отдыхе
18. Закон для коллегии: призывал жить в коллективе
19. Закон для воспиания
20. Закон о педагогах: Учитель высокон. Образованный, делает все без скуки
- Предмет и задачи истории педагогики как учебного курса. Хронология истории педагогики.
- Происхождение воспитания – биологическое и социальное наследование. Этапы антропогенеза и развитие воспитательных механизмов.
- Основные средства передачи традиционной культуры народа
- Основные формы воспитания.
- Культура древнейших государств (Египет, Шумеры, Вавилон, Иудея и др.). Особенности становления педагогических традиций, возникновение письменности и школы.
- Влияние религии на развитие педагогической систему древних цивилизаций.
- Развитие педагогической мысли в Дальне – Восточной цивилизации (Китай).
- Особенности педагогических традиций Южно – Азиатской великой цивилизации (Древняя Индия).
- Воспитание и школа в Античном мире Средиземноморья (Спарта, Афины, Римская империя).
- Зарождение педагогической теории в трудах древнегреческих философов.
- Основные этапы развития культуры и просвещения в Византии.
- Философско – педагогическая мысль Западной Европы в период Средневековья.
- Развитие гуманистическо – педагогической мысли в эпоху Возрождения и Реформации.
- Основные тенденции развития педагогики Нового времени (середина 17в. – конец 18в.)
- Ж.Ж. Руссо. Теория естественного воспитания.
- Тенденции развития школьного образования и новые типу учебных заведений в зарубежной педагогике 17-18в.
- Ф. Фребель. Педагогическая концепция воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
- Традиции семейного, домашнего и общественного воспитания детей дошкольного возраста в странах Западной Европы и Америки 17-18 вв.
- Особенности педагогического реформаторского движения. Смена педагогических парадигм (19 – начало 20в.)
- Школьные реформы и их итоги середины 20 века в зарубежной педагогике.
- Воспитание у восточных славян.
- Педагогические идеи в литературных памятниках древнерусской литературы.
- Особенности организации семейной жизни и воспитания детей древнерусского народа
- Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (14-17вв.) Распространение грамоты. Просветительская деятельность печатника и. Федорова.
- Дворянско – государственная педагогика России (18 – сер.19 вв.). Политика Петра 1 в области образования.
- Развитие теоретической педагогики 18 века в России (в. Татищев, и.Посошков, ф.Прокопович и др.)
- Основные тенденции развития системы образования в России начала 18 века.
- Основные тенденции развития системы образования в России второй половины 18 века.
- Общая характеристика образования России 19в. (Славянофильство, западничество, и др.)
- Различные педагогические идеи и их влияние на развитие образования России 19 в. (Народность, славянофильство, западничество и др.)
- Школа и дошкольные учреждения в России конца 19-начала 20 века.
- 6) Западничество
- Отечественная школа и педагогика советского периода (1917 – 1960гг.)
- Организация системы государственного дошкольного образования (1917 – 1960гг.)
- Система образования конца 20в. В России. Новые педагогические идеи.
- Философия Конфуция.
- Философско – педагогические взгляды я.А.Коменского
- Философско – педагогические взгляды дж.Локка
- Философско – педагогические взгляды м.Монтессори.
- Философско-педагогические взгляды и.Пестолоцци.
- Философско-педагогические взгляды н.Новикова, и. Бецкого
- Философско-педагогические взгляды н.Пирогова
- Философско – педагогические взгляды к,д, Ушинского.
- Философско-педагогические взгляды л.Н. Толстого
- Философско-педагогические взгляды м.В. Ломоносова
- Закрытые сословно-дворянские учебные заведения.
- Московский университет и его влияние на развитие педагогики и школы.
- Педагогические идеи е.Н. Водовозовой
- Педагогические идеи а.Симонович.
- Педагогические идеи л.К. Шлегер.
- Педагогические идеи п.Ф. Лесгафта
- Педагогические идеи п.Ф. Каптерева
- Педагогические идеи е.А. Флериной.
- Педагогические идеи с.Т. Шацкого
- Педагогические идеи е.И. Тихеевой
- Педагогические идеи а.С. Макаренко.
- Педагогические идеи в.А. Сухомлинского