logo
УМК по МПЯ

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Устойчивыми особенностями развитого критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, целостное рассмотрение ситуации, стремление к разносторонней осведомленности, поиск альтернатив, выбор точки зрения, позиции (а также ее изменение при наличии достаточных оснований), склонность к применению навыков критического мышления в жизни.

В процессе применения технологии развития критического мышления:

происходит обучение обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;

появляется возможность объединения отдельных дисциплин;

создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;

формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения.

Модель технологии развития критического мышления

I. Стадия вызова

Учитель создает проблемную ситуацию, вызывая у своих учеников воспоминания о данной теме, обращаясь к их собственному опыту. Эта стадия состоит из двух элементов – мозгового штурма и создания кластера. Мозговой штурм – это своеобразная умственная разминка, совместный поиск группового решения. Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями.

II. Стадия осмысления (или смысловая стадия)

Этот этап предполагает знакомство с новой информацией. Здесь используется такой прием работы с текстом, который носит название инсерта (от англ. insert – «вставка, вклейка»). Инсерт – это прием такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно. Инсерт – это «разметка текста» («V» – знал(а); «+» – новое, «–» – вызывает сомнения, «?» – вопросы по ходу чтения).

III . Стадия рефлексии (или размышления)

Предполагает ответы на следующие вопросы:

Что вам уже было знакомо, что оказалось новым, с чем вы не согласны (если да, то почему?), что вызвало сомнения? Как вы можете доказать свою точку зрения?

Типы уроков по технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Урок-работа с информационным текстом,

Урок-взаимообучение,

урок-исследование (формирование лингвистической компетентности),

Урок-работа с художественным текстом (развитие речи, подготовка к написанию изложения),

Урок-письмо (обучение составлению письменных текстов – сочинения, изложения, реферата, доклада),

Урок-дискуссия

Групповая работа на уроке русского языка

Проблема комплектования групп (подбор группы из упорядоченного списка и подбор группы «под лидера»)

Техника работы в группе

Урок-взаимообучение

Тема: «Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные в корне слова»

Цели:

образовательная – отработка навыка поиска проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова; отработка навыка выделения корня слова; отработка навыка постановки ударения; знакомство с правилами произношения гласных и согласных звуков (опережающее обучение);

воспитательная – выработка навыка взаимодействия в группе;

развивающая – развитие внимания, орфографической зоркости, зрительной, слуховой и моторной памяти.

    1. Стадия вызова. Игра «Верите ли вы, что...»

...в русском языке нет ни одного «родного», исконного слова на букву а;

...можно съесть входную дверь;

...калоша – это деревянный башмак;

...можно стать абсолютно грамотным человеком;

...чтобы стать грамотным человеком, нужно очень хорошо изучить русскую фонетику?

II. Стадия осмысления. Стратегия «Зигзаг»

На этой стадии используется стратегия «Зигзаг». (Свое название стратегия получила по направлению движения членов группы: из исходной группы один человек переходит в экспертную – и обратно в исходную).

Этап 1

Каждый участник в группе будет выполнять (играть) свою роль (возможные роли: организатор (лидер, ведущий), «расширитель» словарного запаса, он же иллюстратор, связной (ищет и устанавливает связи между текстом и окружающим миром, находит параллели, аналогии), фиксатор (тот, кто записывает идеи), репортер (тот, кто излагает классу), таймер (хронометрист).

Как организуется работа над заданием

Части задания, разные по степени сложности, выполняют разные ученики, задания распределяет лидер. Рисунки могут выполняться всеми либо иллюстратором. После выполнения задания каждый зачитывает его вслух. Таким образом каждый член группы знакомится с работой товарища и может его поправить. Работу организует лидер: устанавливает очередность высказываний, руководит обсуждением.

В результате обсуждения фиксатор записывает, например, следующий текст: «Чтобы правильно написать а, или о, е, и, или я, нужно поставить в слове ударение и найти сильную для этих гласных позицию». Иллюстратор может привести примеры из задания или свои собственные. Связной добавляет в текст свои наблюдения: «...но иногда слова с разным значением звучат одинаково, тогда к ним надо подобрать разные проверочные слова. А если сделаешь ошибку, тогда можно съесть входную дверь, которую отварила мама».

Этап 2

Первые номера из каждой рабочей (исходной) группы приглашаются в первую экспертную группу, вторые – во вторую, третьи – в третью, четвертые – в четвертую.

Первая экспертная группа знакомится с алгоритмом проверки безударных гласных, проверяемых ударением; вторая – с алгоритмом проверки безударных гласных, не проверяемых ударением, третья – с алгоритмом проверки проверяемых глухих и звонких согласных, четвертая – непроверяемых. Каждая экспертная группа получает правильные ответы к заданиям.

Эксперты отвечают на вопросы: как научиться видеть безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением? Как можно проверить сомнительные и непроизносимые глухие и звонкие согласные? Какие способы проверки гласных и согласных существуют? Что делать с непроверяемыми написаниями?

Этап 3

Эксперты возвращаются в рабочие группы и обучают остальных членов группы, корректируя выполненные задания.

Этап 4. Групповая отчетность

Каждая исходная группа готовит презентацию своего материала. В процессе презентации должны прозвучать ответы на вопросы, заданные в начале урока

III. Стадия рефлексии. Составление сводной таблицы

В таблице объединяются способы (алгоритмы) проверки правописания.

Обсуждение результатов работы

(Какие вопросы возникли у вас в процессе работы? Каких знаний вам не хватало? Вы убедились в том, что стать грамотным человеком без знания фонетики невозможно?)

Концентрированное обучение, или уроки-«погружения»

Концентрированное обучение (в противоположность распределенному) – это специально организованный процесс обучения, при котором за счет большей систематизации, обобщения, структурирования материала и иного временного режима занятий учащиеся усваивают большее количество информации за единицу времени.

Образовательная технология концентрированного обучения позволяет победить хроническую нехватку времени, на которую жалуются многие учителя; сделать образовательный процесс более интенсивным; активизировать познавательные интересы учащихся и тем самым способствовать формированию личности.

Работа учителя и ученика на уроках-«погружениях»

На понятийном уровне учитель готовит структурированный понятийный аппарат курса, таблицы, прорабатывает определения, готовит понятийный словарь. Он определяет место и время проведения такого урока, выбор участников. На самом уроке ему отводится несколько ролей: он выступает как ре-транслятор предметных знаний, методист, диспетчер, консультант. Ученик воспринимает новые понятия, старается их запомнить. Роли, которые он может играть на уроке, – обучаемый, консультант, обучающий.

Работа учителя и ученика на уроках-«погружениях»

Когда запланировано изучение теории, учитель обдумывает, как представить модель теоретических основ курса, занимается подготовкой демонст-рационного материала, разработкой сценария. Ученик на уроке, овладевая теоретическими основами курса, усваивает смысл услышанного и прочитанного, частично занимается поисковой деятельностью.

Работа учителя и ученика на уроках-«погружениях»

Для практической проработки изучаемого учитель готовит дидактические материалы, разрабатывает сценарий, все необходимое для проведения групповой работы, урока-игры. Ученик на этом этапе занят самостоятельной познавательной деятельностью.

На синтетическом уровне происходит обобщение изученного. Учитель выбирает место и время проведения занятия, разрабатывает сценарий, готовит зачетные материалы.

Три модели «погружения» в предмет

уровневое «погружение». На каждом занятии такого рода изучается весь программный материал, но только на одном из уровней учебной деятельности: понятийном, теоретическом, практическом или синтетическом. Таким образом, для освоения всего материала нужны четыре уровневых «погружения».

тематическое «погружение» – предполагает, что на каждом занятии изучается только одна из тем программного материала, но любое «погружение» включает все четыре уровня освоения знаний.

смешанное «погружение» – представляет собой комбинацию элементов первых двух моделей. На первом «погружении» идет освоение основных понятий всего курса (как в первой модели), на втором и третьем «погружениях» чередуются теоретические и практические занятия по отдельным разделам курса (элементы второй модели). Четвертое «погружение» отдано обобщению (этот элемент входит в каждую модель).

Интегрированные уроки русского языка

Интегративность учебного процесса

Возможна интеграция естественнонаучной и гуманитарной культур

Интеграция изучаемых дисциплин может происходить на основе разработки учителями единых «вертикальных» программ, которые формируют понятия межпредметного характера

Интеграция может иметь «горизонтальный» характер, когда для практического применения проекта школьникам потребуются знания из многих областей

Тип интеграции:

Русский язык и литература – уроки словесности

Русский язык и гуманитарные и естественно-научные дисциплины (математика, информатика, биология)

(Проект «Погружение в эпоху Пушкина» (литература - «Евгений Онегин», русский язык - сложные предложения, биология – генеалогия как метод изучения наследственности человека)

Русский язык – любой предмет (овладение научным стилем, материал – тексты из разных сфер научного знания)