Культуроведческая функция языка в системе его преподавания
1. Понятие культуроведческого аспекта.
2. Лингвотеоретические предпосылки.
3. Два направления в определении содержания и путей реализации культуроведческого аспекта:
обучение русскому языку в контексте русской культуры;
диалог культур.
4. Лингводидактический аспект проблемы. Пути формирования русской национальной и региональной языковой личности.
Литература
БлагоеваН.Г., Коронева Л.А., Родчеко О.Д. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента (Для общеобразовательной средней школы) // РЯШ. – 1993. – № 4.
Быстрова Е.А. Программа элективного курса «Русский язык и культура» для школ гуманитарного профиля // Мир русского слова. – 2003. – № 4.
Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Лингвострановедческая теория слова. – М., 1080.
Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. – М., 1990.
Дейкина А.Д. Воспитание национального самосознания при обучении родному языку // РЯШ. – 1993 - № 5.
Лыжова Л.К. Региональный компонент в преподавании русского языка. – 1994. - № 4.
Обучение русскому языку в школе / Под ед. Е.А. Быстровой. – М.: Дрофа, 2004. – 240 с.
Шанский Н.М. Иностранные языки на уроках русского языка // РЯШ – 1997. - № 1.
Шанский Н.М. Эвристические задачи и задания по русской и иностранной лексике // РЯШ. – 1997. - № 2.
Юлдашева Л.В. Методологические и методические аспекты проблемы языка как культурно-исторической среды // РЯШ. – 1990. – № 4.
Задание
1. Подготовьте сообщение на тему: «Региональный компонент предмета «Русский язык» в образовательных учреждениях Кемеровской области». Аспект рассмотрения проблемы выберите самостоятельно.
2. Продумайте пути реализации регионального компонента в процессе обучения русскому языку в школах Кемеровской области. Подготовьте упражнения, направленные на формирование «региональной языковой личности».
Практическое занятие 14
- Гоу впо «Кемеровский государственный университет»
- Учебно-методический комплекс по дисциплине Методика преподавания русского языка
- Содержание
- Декан фФиЖ к.П.Н., доц. Клишин а.В.
- Организационно-методический раздел
- Пояснительная записка Актуальность и значимость учебной дисциплины
- Соответствие рабочей программы Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования
- Цель и задачи учебной дисциплины
- Место дисциплины в профессиональной подготовке специалиста
- Структура учебной дисциплины
- Особенности изучения учебной дисциплины
- Формы организации учебного процесса по данной дисциплине
- Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины
- Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Содержание дисциплины Основное содержание лекционного курса
- 2. Содержание практических занятий
- 3. Примерная тематика рефератов и курсовых работ
- 4. Учебно-методические обеспечение
- Список основной учебной литературы
- Формы текущего, промежуточного и рубежного контроля
- Примерный перечень вопросов к зачету к зачету по курсу «Методика преподавания русского языка»
- Примерные темы рефератов, эссе.
- Перечень вариантов контрольных работ (набор заданий оформляется отдельно, является компонентом учебно-методического комплекса по дисциплине)
- Учебно-методические материалы лекции Лекция 1. Введение
- Лекция 2. Лингводидактические концепции языковой личности
- Лекция 3. Содержание предмета «Русский язык» в школе
- Лекция 5. Организация учебного процесса
- Организация учебного процесса
- Лекция 6. Новые образовательные технологии
- Лекция 7. Новые образовательные технологии. Как построить нетрадиционный урок русского языка
- Технология развития критического мышления через чтение и письмо
- Лекция 8. Итоговый контроль: новые подходы к определению содержания, технологии проведения, оценке результатов. Егэ: итоги и перспективы.
- Часть 1 (а1 – а31) содержит задания с выбором ответа.
- Часть 2 (в1 – в8) содержит задания с кратким ответом.
- Часть 3 (с1) – это задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
- Дискуссии по вопросам егэ
- Из лингвистического наследия Лингвоперсонология и проблемы личностно-ориентированного обучения
- 7.1. Гумбольдт в. Фон. Избранные труды по языкознанию
- 5.2. Й. Л. Вайсгербер задачи обучения языку1
- Литература
- Методические рекомендации преподавателям, ведущим практические занятия
- Практические занятия по методике преподавания русского языка
- Современная ментальная лингводидактическая ситуация (вводное занятие)
- Лингводидактические концепции языковой личности
- Литература
- Практическое задание
- Дидактические игры на уроках русского языка
- Содержание предмета «Русский язык», или Чему учить в школе
- Формы и приемы подачи языкового материала на уроках русского языка
- Методика изучения основных разделов курса русского языка. Лингвистическое развитие учащихся в процессе обучения русскому языку.
- Проблемы обучения орфографии
- Организация учебного процесса в современной школе. Методика построения урока
- Урок сообщения новых знаний
- Литература
- Практическое задание
- Урок совершенствования и закрепления знаний, умений и навыков
- Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков
- Контроль знаний, умений и навыков
- Культуроведческая функция языка в системе его преподавания
- Внеклассная и внеурочная работа по русскому языку
- Практическое задание
- Оценочные и диагностические средства итоговой государственной аттестации и учебно-методическое обеспечение их проведения