Педагогические идеи е.А. Флериной.
Евгения Александровна Флерина (урожденная Сохевская) родилась 18 (30) декабря 1889 года в селе Брашеванове бывшей Херсонской губернии (Одесская область). Родители имели звание дворян, но материальное положение их было весьма ограниченным. «Вся их жизнь, которую я помню (а помню я себя с 4-х лет) была трудовая и тяжелая». Мать, окончившая Кишиневскую гимназию, всю жизнь учительствовала. В 1891 году семья переехала на Кавказ. Заселение Кавказа поощрялось царской властью. Отец, как и многие переселенцы, купил по 7 рублей за десятину участок земли и попытался на нем хозяйствовать, но из этого ничего не вышло, т.к. грабежи и разбои в тот период были обычным явлением в отношении русского населения. В 1893 году отец бросил хозяйство и поступил на службу в Хасав-Юртовский округ делопроизводителем. В семье было 5 детей. Каждому из них родители стремились дать образование. Евгения Александровна училась во Владикавказской Ольгинской женской гимназии, где у нее обнаружились способности к рисованию. В 1904 году вместе со старшей сестрой, по окончании гимназии, Евгения Александровна была отправлена родителями в Москву: она - в художественное Строгановское училище, а сестра - в зубоврачебную школу Греффе. С этого времени Евгения Александровна непрерывно жила в Москве. С 1904 по 1907 гг. она ездила на каникулы домой.
В Москве остро переживалась революция 1905 года. Не будучи участником какой-либо партии, Е.А. Флерина вместе с революционным студенчеством участвовала в демонстрациях, похоронах Н.Э. Баумана, видела разгон демонстрантов. Приезжая на каникулы домой, она привозила много нелегальной литературы и распространяла ее среди населения и солдат, разбрасывая около военных казарм и часовых. «В 1907 году на пути из Хасав-Юрта в Москву (на ст. Грозный) я опустила анонимное письмо ругательного содержания на имя командира полка, который был страшным негодяем и участвовал в карательных экспедициях» (Л.Д.;27). Письмо было доставлено по назначению, но его следы были обнаружены. Письмо было показано отцу, который, не зная в чем дело, подтвердил почерк дочери.
В результате отец был немедленно уволен со службы, а семья должна была спешно выехать с Кавказа. После нескольких лет скитаний родители поселились в городе Николаеве Херсонской губернии, где отец поступил преподавателем в железнодорожное техническое училище, мать продолжала учительствовать. Младший брат и сестра жили вместе с родителями.
Впоследствии младший брат стал инженером, кандидатом технических наук, а младшая сестра - литературным работником. Старшая сестра Евгении Александровны в 1912 году вышла замуж за юриста, поляка. В 1918 году в связи со смертью матери ее муж был вызван в Польшу, а затем вызвал на родину жену с ребенком. Родители некоторое время переписывались с ней, «отец собирался ехать к ней, получил разрешение, но его удалось отговорить ехать во враждебную страну» (Л.Д.;19). Связь со старшим братом-инженером была прервана в 1913 году. Он работал на постройке Ташкентской дороги, затем переехал в Одессу, где его застала революция. С тех пор семья не имела о нем сведений. После 1917 года отец служил в Красном госпитале в Николаеве.
Здоровье его значительно ухудшилось. Он получал ничтожную пенсию, переехал в Москву к Евгении Александровне, где жил на ее иждивении до своей кончины в 1939 (1937) году. Ее мать, выйдя на пенсию, поселилась в Киеве с внучкой (дочерью младшей сестры). Евгения Александровна хлопотала об их переводе в Москву, но этому помешала война. Мать умерла в Киеве в 1943 году. После того, как отца в 1907 году лишили службы, Е.А. Флерина осталась в Москве без поддержки родителей. Она стала давать уроки, занималась с детьми. В Строгановском училище она закончила 5 классов со званием «ученого рисовальщика 1 степени по керамике и фарфору». Шестой класс она не закончила, т.к. в феврале 1907 года Евгения Александровна вышла замуж за Сергея Ильича Флерина. В автобиографии 1937 года она так пишет об этом событии: «Пошла еще в 6-й класс, но далее замужество, рождение ребенка, тяжелое материальное положение, заставило меня искать заработка». В 1909 году она отвозит к родителям в Николаев 2-х месячную дочь, уходит от мужа и поступает руководительницей в детский сад Е.П.Залесской, где проработала 3 года. С этого времени Е.А. Флерина увлеклась педагогикой, «хотя очень любила живопись, а также — пение (имела голос и училась петь)». Второй брак был заключен Евгенией Александровной в 1918 году с профессором Александром Шнейдером, который умер в 1938 году. Во втором браке у Е.А. Флериной родился сын. В 1913 году она стала заведовать детским садом в доме дешевых квартир Солодовникова (2-я Мещанская). С самого начала работы Е.А.Флерина встает на путь самостоятельного искания содержания, методов и форм работы с дошкольниками. Одновременно с 1911 года в течение пяти лет Евгения Александровна преподавала художественный труд на дошкольном отделении курсов имени Д.И. Тихомирова на ул. М.Пироговская. Это положило начало ее деятельности по подготовке кадров дошкольных работников. В 1914 году она примкнула к работе «Грибоедовского кружка рассказчика» (при детской библиотеке имени А.С. Грибоедова), стала его активным членом и рассказчиком в детской аудитории. Это углубило ее интерес к художественному слову и книге. В дальнейшем некоторые члены этого кружка сами стали организовывать кружки, где объединяли любителей-рассказчиков из педагогов школ, детских садов, библиотекарей.
С 1914 по 1916 гг. Е.А. Флерина преподавала на краткосрочных дошкольных курсах в Челябинске, Костроме, Ярославле, Туле и других городах, преподавала в университете А.Л. Шанявского (народный университет, открытый в Москве в 1906 году на средства либерального генерала А.Л. Шанявского и названный его именем, давал высшее образование, просуществовал до 1918 года). В это же время в университете начинает свою преподавательскую деятельность А.В. Бакушинский. Переломным этапом в деятельности Е.А. Флериной была встреча в 1915 году с СТ. Шацким и Л.К. Шлегер. Придя в ее детский сад на отчетную выставку детских рисунков, они высоко оценили ее творческую работу, но отметили, что выбранный ею путь руководства творчеством детей неверен и свой активностью она подавляет детей, перегружает их. Е.А. Флерину эта критика одновременно пленила и огорчила, и она написала в автобиографии, что ее работу никто раньше так не анализировал. Под влиянием идей СТ. Шацкого и Л.К. Шлегер в 1916 году Е.А. Флерина заканчивает работу на Тихомировских курсах, т.к. ее не удовлетворял узкий, инструктивно-методический характер преподавания на них. Разделяя идеи СТ. Шацкого и Л.К. Шлегер, она переходит к ним в детский сад при обществе «Детский труд и отдых», поступает на трехгодичные педагогические курсы и оканчивает их. «Работа в обществе «Детский труд и отдых» (1915-1918) шла исключительно по общественной линии (бесплатно)», поэтому ее приходилось совмещать с дополнительными заработками. Е.А. Флерина положила начало нескольким направлениям исследований дошкольного детства. Центральное место в ее научной и педагогической деятельности занимали проблемы эстетического воспитания детей средствами искусства, изобразительной деятельности, художественного слова, игры и игрушки. Ей принадлежит заслуга в разработке общих основ эстетического воспитания, изучении детского изобразительного творчества и речевого развития детей дошкольного возраста, методики чтения и рассказывания в детском саду.
Фундаментальные труды Е.А. Флериной раскрывают ее позиции в понимании детского творчества, путей и программно-методических средств его развития, а также роли, принципов, содержания и методов использования живого слова в дошкольном учреждении. Важно подчеркнуть методологический характер многих идей, выдвинутых, обоснованных и проверенных ею в экспериментальной работе и широкой педагогической практике. Рассматривая вопросы изобразительной деятельности и художественного слова, обучения диалогической и монологической речи, она ставит и решает важные общепедагогические проблемы дошкольного воспитания, значение которых выходит за узкометодические рамки.
- Предмет и задачи истории педагогики как учебного курса. Хронология истории педагогики.
- Происхождение воспитания – биологическое и социальное наследование. Этапы антропогенеза и развитие воспитательных механизмов.
- Основные средства передачи традиционной культуры народа
- Основные формы воспитания.
- Культура древнейших государств (Египет, Шумеры, Вавилон, Иудея и др.). Особенности становления педагогических традиций, возникновение письменности и школы.
- Влияние религии на развитие педагогической систему древних цивилизаций.
- Развитие педагогической мысли в Дальне – Восточной цивилизации (Китай).
- Особенности педагогических традиций Южно – Азиатской великой цивилизации (Древняя Индия).
- Воспитание и школа в Античном мире Средиземноморья (Спарта, Афины, Римская империя).
- Зарождение педагогической теории в трудах древнегреческих философов.
- Основные этапы развития культуры и просвещения в Византии.
- Философско – педагогическая мысль Западной Европы в период Средневековья.
- Развитие гуманистическо – педагогической мысли в эпоху Возрождения и Реформации.
- Основные тенденции развития педагогики Нового времени (середина 17в. – конец 18в.)
- Ж.Ж. Руссо. Теория естественного воспитания.
- Тенденции развития школьного образования и новые типу учебных заведений в зарубежной педагогике 17-18в.
- Ф. Фребель. Педагогическая концепция воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
- Традиции семейного, домашнего и общественного воспитания детей дошкольного возраста в странах Западной Европы и Америки 17-18 вв.
- Особенности педагогического реформаторского движения. Смена педагогических парадигм (19 – начало 20в.)
- Школьные реформы и их итоги середины 20 века в зарубежной педагогике.
- Воспитание у восточных славян.
- Педагогические идеи в литературных памятниках древнерусской литературы.
- Особенности организации семейной жизни и воспитания детей древнерусского народа
- Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (14-17вв.) Распространение грамоты. Просветительская деятельность печатника и. Федорова.
- Дворянско – государственная педагогика России (18 – сер.19 вв.). Политика Петра 1 в области образования.
- Развитие теоретической педагогики 18 века в России (в. Татищев, и.Посошков, ф.Прокопович и др.)
- Основные тенденции развития системы образования в России начала 18 века.
- Основные тенденции развития системы образования в России второй половины 18 века.
- Общая характеристика образования России 19в. (Славянофильство, западничество, и др.)
- Различные педагогические идеи и их влияние на развитие образования России 19 в. (Народность, славянофильство, западничество и др.)
- Школа и дошкольные учреждения в России конца 19-начала 20 века.
- 6) Западничество
- Отечественная школа и педагогика советского периода (1917 – 1960гг.)
- Организация системы государственного дошкольного образования (1917 – 1960гг.)
- Система образования конца 20в. В России. Новые педагогические идеи.
- Философия Конфуция.
- Философско – педагогические взгляды я.А.Коменского
- Философско – педагогические взгляды дж.Локка
- Философско – педагогические взгляды м.Монтессори.
- Философско-педагогические взгляды и.Пестолоцци.
- Философско-педагогические взгляды н.Новикова, и. Бецкого
- Философско-педагогические взгляды н.Пирогова
- Философско – педагогические взгляды к,д, Ушинского.
- Философско-педагогические взгляды л.Н. Толстого
- Философско-педагогические взгляды м.В. Ломоносова
- Закрытые сословно-дворянские учебные заведения.
- Московский университет и его влияние на развитие педагогики и школы.
- Педагогические идеи е.Н. Водовозовой
- Педагогические идеи а.Симонович.
- Педагогические идеи л.К. Шлегер.
- Педагогические идеи п.Ф. Лесгафта
- Педагогические идеи п.Ф. Каптерева
- Педагогические идеи е.А. Флериной.
- Педагогические идеи с.Т. Шацкого
- Педагогические идеи е.И. Тихеевой
- Педагогические идеи а.С. Макаренко.
- Педагогические идеи в.А. Сухомлинского