4 Болонский процесс
Болонский процесс — это процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы.
Решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского пространства высшего образования было оформлено в Болонье представителями 29 стран. Болонский процесс сегодня объединяет 47 стран. Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году, Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова и Украина присоединились в 2005 году, Казахстан - в 2010 году.
Основные цели Болонского процесса:
расширение доступа к высшему образованию,
дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования,
расширение мобильности студентов и преподавателей,
обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда.
Гармонизация систем высшего образования достигается за счет широкого распространения однотипных образовательных циклов (бакалавриат - магистратура), введения единых или легко поддающихся пересчету систем образовательных кредитов (зачетных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимногопризнания академических квалификаций, развитых структур обеспечения качества подготовки специалистов и т.д.
Выделяют десять основных задач, решение которых, должно способствовать единению высшего образования:
введение двухцикловой системы высшего образования, сравнимых квалификаций (бакалавриат-магистратура);
учета трудоемкости учебной работы студентов - условных зачетных единиц (то есть ECTS - EuropeanCreditTransferSystem);
обеспечение необходимого качества высшего образования;
упрощение взаимного признания квалификаций и соответствующих документов о высшем образовании (результаты освоения образовательной программы находят свое отражение в общеевропейском Приложении к диплому - DiplomaSupplement);
развитие академической мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала;
повышение привлекательности и конкурентоспособности европейских систем образования;
обеспечение подготовленности выпускников к успешному трудоустройству;
расширение участия студентов в управлении образованием;
ориентация образования на общеевропейские ценности; развитие системы «обучение в течение жизни».
Сегодня можно выделить три основных модели структуры высшего образования в странах-участницах Болонского процесса.
1) Модель 180+120 кредитов ECTS (3+2 года обучения). Эта модель является доминирующей в 17 странах: Андорра, Хорватия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Венгрия, Исландия, Италия, Лейхтенштейн, Люксембург, Черногория, Норвегия, Польша, Папское государство, Словакия, Швейцария.
2) Модель 240+60 кредитов ECTS (4+1 года обучения) преобладает в Болгарии, и модель 240+90 кредитов ECTS – в Великобритании (Шотландии).
3) Модель 240+120 кредитов ECTS (4+2 года обучения) используется в пяти странах: Армения, Грузия, Литва, Россия, Турция.
В других странах – участницах Болонского процесса нет доминирующей модели. Во Фламандском сообществе Бельгии, например, все программы первого уровня подразумевают 180 кредитов ECTS, тогда как сумма кредитов ECTS на втором уровне может разниться [7].
Проведение образовательных реформ в духе Болонского процесса выгодно любой европейской стране, что объясняется следующими факторами. Единая Европа предполагает свободное передвижение труда (рабочей силы), товаров и капитала, отсюда необходимость в сравнимости квалификаций в области высшего образования, без чего свободное передвижение высококвалифицированных кадров невозможно. Кроме того, высшее образование становится высокорентабельной сферой бизнеса, в которой лидирующие позиции занимают США. Европа лишь как целое может рассчитывать на успешную конкуренцию в этой области.
Министерство образования Беларуси еще 29 ноября 2011 года направило в Болонский секретариат пакет заявочных материалов на присоединение к Европейскому пространству высшего образования. Начиная с 2002 года Беларусь последовательно внедряет принципы Болонской декларации в национальную систему высшего образования, а само решение начать процедуру присоединения Беларуси к Европейскому пространству высшего образования Президент принял в 2010 году. Страна фактически подтвердила заинтересованность в участии в интеграционных процессах по формированию и дальнейшему развитию Европейского пространства высшего образования.
Республика Беларусь присоединяется к Болонскому процессу исходя из следующих мотивов:
система образования Республики Беларусь имеет европейские корни, в связи с этим логичным представляется учет изменений той системы, которая исторически послужила моделью-прототипом для системы отечественной;
на Евросоюз приходится значительная часть отечественной внешней торговли и иных внешнеэкономических связей. Если высшее образование людей, реализующих эти связи, сопоставимо, то и связи налаживать и поддерживать легче;
взаимодействие системы образования Республики Беларусь с единым образовательным пространством Европы предполагает общепринятые правила и, находясь «внутри» процесса, значительно легче влиять на принятие решений, которыми и определяются общепринятые правила;
формирование общего образовательного пространства в рамках Союзного государства, ЕврАзЭС и СНГ, часть участников которых реформировали национальные системы образования на основе Болонских принципов, так или иначе вынуждают Республику Беларусь в процессе построения общего образовательного пространства реформировать отечественную систему образования на тех же принципах;
присоединение к этим принципам позволит повысить привлекательность и конкурентоспособность нашего национального образования в современном мире.
- IВведение в психологию высшей школы
- 1 Предмет и задачи психологии высшей школы
- 2 Методы исследования в психологии высшей школы
- 3 Современные требования к специалисту с высшим образованием
- 4 Болонский процесс
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- IIосновные направленияи формы обучения в высшей школе
- 1 Педагогическая технология и педагогическое проектирование
- 2 Современные технологии обучения в высшей школе
- 2.1 Традиционное обучение
- 2.2Программированное обучение
- 2.3 Технология активного обучения
- 2.4Эвристические технологии обучения
- 2.5 Проблемное обучение
- 2.6 Модульное обучение
- 2.8 Технологии развивающего обучения.
- 2.9 Технология дистанционного обучения
- Формы обучения в высшей школе
- 3.2 Семинарские и практические занятия
- 3.3 Самостоятельная работа студентов
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- IiIпсихология студенчества
- Психологические особенности студенческого возраста
- 2 Адаптация студента-первокурсника к высшему учебному заведению
- 3Личность студента и его развитие на различных курсах обучения
- 4 Студенческий коллектив. Лидерство в студенческой группе
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- IV Формирование личности студента в высшей школе
- Условия успешного формирования личности студента в высшей школе
- Формирование познавательной активности студента
- 3 Профессиональная направленность студентов и пути ее формирования
- 4 Формирование профессиональноважных качеств у студента
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- VПсихология преподавательской деятельности
- 1 Личность и деятельность преподавателя высшей школы
- 2 Типологии преподавателей в высшей школе
- 3 Психологические особенности взаимодействия преподавателя высшей школы с аудиторией
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- Задания к практическим занятиям по дисциплине «Психология высшей школы»
- Тематика уср по дисциплине «Психология высшей школы»
- Тематика курсовых работпо дисциплине «Психология высшей школы»
- Требования к написанию курсовой работы по дисциплине «Психология Высшей школы»
- Структура практической части:
- 2) Таблица с почасовым планом реализации программы:
- Тема 1.1 Предмет, задачи и методы психологии высшей школы
- Список рекомендуемой литературы