logo
UMK_PVSh

4 Болонский процесс

Болонский процесс — это процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы.

Решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского пространства высшего образования было оформлено в Болонье представителями 29 стран. Болонский процесс сегодня объединяет 47 стран. Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году, Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова и Украина присоединились в 2005 году, Казахстан - в 2010 году.

Основные цели Болонского процесса:

Гармонизация систем высшего образования достигается за счет широкого распространения однотипных образовательных циклов (бакалавриат - магистратура), введения единых или легко поддающихся пересчету систем образовательных кредитов (зачетных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимногопризнания академических квалификаций, развитых структур обеспечения качества подготовки специалистов и т.д.

Выделяют десять основных задач, решение которых, должно способствовать единению высшего образования:

  1. введение двухцикловой системы высшего образования, сравнимых квалификаций (бакалавриат-магистратура);

  2. учета трудоемкости учебной работы студентов - условных зачетных единиц (то есть ECTS - EuropeanCreditTransferSystem);

  3. обеспечение необходимого качества высшего образования;

  4. упрощение взаимного признания квалификаций и соответствующих документов о высшем образовании (результаты освоения образовательной программы находят свое отражение в общеевропейском Приложении к диплому - DiplomaSupplement);

  5. развитие академической мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала;

  6. повышение привлекательности и конкурентоспособности европейских систем образования;

  7. обеспечение подготовленности выпускников к успешному трудоустройству;

  8. расширение участия студентов в управлении образованием;

  9. ориентация образования на общеевропейские ценности; развитие системы «обучение в течение жизни».

Сегодня можно выделить три основных модели структуры высшего образования в странах-участницах Болонского процесса.

1) Модель 180+120 кредитов ECTS (3+2 года обучения). Эта модель является доминирующей в 17 странах: Андорра, Хорватия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Венгрия, Исландия, Италия, Лейхтенштейн, Люксембург, Черногория, Норвегия, Польша, Папское государство, Словакия, Швейцария.

2) Модель 240+60 кредитов ECTS (4+1 года обучения) преобладает в Болгарии, и модель 240+90 кредитов ECTS – в Великобритании (Шотландии).

3) Модель 240+120 кредитов ECTS (4+2 года обучения) используется в пяти странах: Армения, Грузия, Литва, Россия, Турция.

В других странах – участницах Болонского процесса нет доминирующей модели. Во Фламандском сообществе Бельгии, например, все программы первого уровня подразумевают 180 кредитов ECTS, тогда как сумма кредитов ECTS на втором уровне может разниться [7].

Проведение образовательных реформ в духе Болонского процесса выгодно любой европейской стране, что объясняется следующими факторами. Единая Европа предполагает свободное передвижение труда (рабочей силы), товаров и капитала, отсюда необходимость в сравнимости квалификаций в области высшего образования, без чего свободное передвижение высококвалифицированных кадров невозможно. Кроме того, высшее образование становится высокорентабельной сферой бизнеса, в которой лидирующие позиции занимают США. Европа лишь как целое может рассчитывать на успешную конкуренцию в этой области.

Министерство образования Беларуси еще 29 ноября 2011 года направило в Болонский секретариат пакет заявочных материалов на присоединение к Европейскому пространству высшего образования. Начиная с 2002 года Беларусь последовательно внедряет принципы Болонской декларации в национальную систему высшего образования, а само решение начать процедуру присоединения Беларуси к Европейскому пространству высшего образования Президент принял в 2010 году. Страна фактически подтвердила заинтересованность в участии в интеграционных процессах по формированию и дальнейшему развитию Европейского пространства высшего образования.

Республика Беларусь присоединяется к Болонскому процессу исходя из следующих мотивов: