logo
Обучение

4. Сравнительные возможности методов обучения.

      Опираясь  на   общие   принципы   обучения,   учитель   должен   иметь представление о том, когда  рационально  применять  соответствующие методы обучения, то есть знать их сравнительные возможности.

      При выборе и сочетании методов обучения  необходимо руководствоваться следующими критериями:

     1. Соответствие методов принципам обучения;

     2. Соответствие целям и задачам обучения;

     3. Соответствие содержанию данной темы;

     4. Соответствие учебным возможностям школьников: возрастным

(физическим, психическим); уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития); особенностям классного коллектива;

     5. Соответствие имеющимся условиями и отведенному времени для

обучения;

     6.Соответствие возможностям самих  учителей  (опыт,  теоретическая и практическая   подготовленность,   личностные   качества    учителя и прочее) [1, с. 204].

Практическая часть:

Методы стимулирования познавательной активности учащихся.

Цель: выяснить, на положительные или отрицательные эмоции ориентируется учитель, активируя или успокаивания учащихся.

Задание: Посещая уроки, обратите внимание, какие методы стимулирования и торможения активности учащихся использует учитель.

Сравните с таблицей, какие из перечисленных приемов и сколько раз встретились на просмотренных уроках. Обобщите полученные результаты.

Эмоции

Цель воздействия

Стимулирование

Торможение

Опора на положительные эмоции

Игра

Соревнование

Интонация (интрига)

Загадки

Смена деятельности

Физкультминутка

Подчеркивание важности задания

Похвала (оценивание)

инструктаж

Игра

Повторение хором

Команды по управлению

Напоминание требований

Мимика, голос

Интересное содержание

Опора на отрицательные эмоции

Критика

Окрик

Обращение совести

Риторический вопрос

Напряженный тон

Критика, угроза

Окрик, наказание

Предъявление требований

Метод торможения активности учащихся положительные: не наблюдалось.

Метод стимулирования и торможения активности учащихся отрицательные: не наблюдалось.

Метод торможения активности учащихся положительные: не наблюдалось.

Метод стимулирования и торможения активности учащихся отрицательные: не наблюдалось

Метод торможения активности учащихся положительные: мимика, голос, напоминание требований.

Метод стимулирования активности учащихся отрицательные: окрик, критика.

Метод торможения активности учащихся отрицательные: напряженный тон, окрик, наказание.

Метод торможения активности учащихся положительные: не наблюдалось.

Метод стимулирования и торможения активности учащихся отрицательные: не наблюдалось.

Метод торможения активности учащихся положительные: мимика, голос, интересное содержание.

Метод стимулирования активности учащихся отрицательные: окрик;

Метод торможения активности учащихся отрицательные: не наблюдалось

Сравнение результатов:

Методы стимулирования активности учащихся положительные:

  1. интонация - 5 раз;

  2. подчеркивание важности задания - 2;

  3. похвала (оценивание) - 3;

  4. инструктаж - 2.

Методы торможения активности учащихся положительные:

  1. мимика, голос - 2 раза;

  2. интересное содержание - 1;

  3. напоминание требований - 1.

Методы стимулирования активности учащихся отрицательные:

  1. окрик - 2 раза;

  2. критика - 1.

Методы торможения активности учащихся отрицательные:

  1. напряженный тон - 1 раз;

  2. окрик - 1.

В результате сравнения можно сделать вывод, что учитель ориентируется на активизацию или успокаивание учащихся больше на положительные эмоции.

Рекомендации:

1. Создавать условия для формирования положительной мотивации учения у школьников на каждом уроке.

2. В практической работе учитывать факторы, влияющие на мотивацию учения, использовать формы и методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Петровский А.В. Психология. – М.: Академия, 2000.

  2. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учеб. пособ. – М., 2001.

11