logo
УМК по МПЯ

Проблемы обучения орфографии

  1. Принципы русской орфографии.

  2. Природа орфографической грамотности: антиномический анализ.

  3. Проблемы обучения орфографии (подходы, приемы, результаты).

  4. Методики обучения орфографии.

Литература

Аванесов Р.И. Заметки по теории русской орфографии // Восточно - славянское и общее языкознание. – М., 1978. – 288 с. – С. 220 – 230.

Афанасьев П.О. Обучение орфографии // Афанасьев П.О. Краткая методика родного языка. М., 1930 или Естественная письменная русская речь; исследовательский и образовательный аспекты. Часть 3 (переизд.)

Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. М., 1966.

Булохов В.Я. Межполовые различия орфографической грамотности учащихся. Пособие к спецкурсу. Красноярск. 1999.

Булохов В.Я. Повышение орфографической грамотности учащихся (в свете теории речевой деятельности). Красноярск, 1993.

Гвоздев А.И. Динамика ошибок на проработанные темы и непроработанные орфограммы // Вопросы орфографии в школе. М., 1936. или Естественная письменная русская речь; исследовательский и образовательный аспекты. Часть 3 (переизд.)

Голев Н.Д. Антиномии русской орфографии. Барнаул. 1997.

Голев Н.Д. Орфография и лингвистическая культура. Уч. пособие. Барнаул, 1993.

Голев Н.Д. Языковая игра как прием обучения грамотному письму // Преподавание словесности в высшей и средней школе. Барнаул, 1995.

Граник Г.Г. Психологические закономерности формирования орфографической грамотности // Вопросы психологии. – 1995. – № 3. – С. 28 – 37.

Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М. Психологические механизмы формирования грамотного письма // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. – 1988. – № 12. – С. 42 – 46; 1991. – № 3. – С. 38 – 41.

Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М. Секреты орфографии.– М., 1991.– 224 с.

Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий. М., 1965.

Кулыгина М.П. Выработка орфографической зоркости и навыков грамотного письма // Русский язык в школе. – 1989. – № 2. – С. 34 – 36.

Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе. М., 2006. С. 475 - 504

Миронова Т.Л. Простые правила старой орфографии // Русская словесность. – 1993. – № 3. – С. 57 – 59.

Миртов А.В. Как научить и научиться грамотно писать? Общедоступная методика орфографии. Барнаул, 2000 (переизд.).

Миртов А.В. Опыт исправления грамотности взрослых // Лингвистика и школа. Барнаул, 2001 (переизд.)

Окладникова Т.В. Две стратегии грамотного письма // Фонетика – орфоэпия – письмо в теории и практике. Красноярск, 1996.

Панов М.В. Занимательная орфография М., 1984.

Панов М.В. И все-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии. – М., 1964. – 168 с.

Панов М.В. Об усовершенствовании русской орфографии // Вопросы языкознания. – 1963. – № 2. – С. 81 – 93.

Парубченко Л.Б. О научном отношении к методам обучения орфографии // Русская словесность. – 1997. - № 4. – С. 58 – 63.

Петерсон М. К вопросу о рациональной методике обучения орфографии // Родной язык в школе. – 1927. – № 5. – С. 177.

Пешковский А.М. Навыки чтения, письма и устной речи в школах для малограмотных // Пешковский А.М. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. М.;Л., 1930 или Естественная письменная русская речь; исследовательский и образовательный аспекты. Часть 3 (переизд.)

Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1992. – 190 с.

Разумовская М.М. Лингвистические основы обучения орфографии // Лингвистические знания – основа умений и навыков. М., 1985.

Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте // Срезневский И.И. Русское слово: Избранные труды. М., 1986.

Ушаков Д.Н. О современном русском правописании // Русская речь. – 1993. – № 1. – С. 64 – 71.

Чиркова Л.И. Роль зрительного диктанта в формировании орфографического навыка: Автореф. дисс…. канд. пед. наук. М., 1991.

Будьте готовы к иллюстрации теоретических положений конкретными примерами.

Практическое занятие 8