logo
Дидактика (ЛЕКЦИИ)

Лекция 12. Таксономия учебных целей.

Диапазон учебных целей весьма широк: от формирования свойств и качеств личности, ее способностей (отдалённые цели) до усвоения учащимся конкретных видов деятельности (ближайшие цели). Описание целей должно соответствовать требованиям диагностичности и проверяемости. Эти требования могут быть соблюдены, если цели точно определены, отдельные их компоненты соотнесены с определенными их проявлениями, поддающимися прямому или косвенному измерению в какой-либо шкале оценки. Такой подход к описанию, заданию целей соответствует тенденциям технологизации, стандартизации и формализации, особенно ярко проявившимся в последнее время при формулировке требований к описанию компонентов образовательных стандартов.

Упорядочивание учебных целей и построение единой системы целей – таксономии (от греческого taxis – расположение по порядку и nomos – закон), построенной на основе их естественной взаимосвязи, позволяет придать системный характер самому процессу педагогического проектирования. Впервые задача построения таксономии педагогических целей была решена в трудах американского учёного Б. Блума.

Согласно таксономии Б. Блюма, выделяются три области целей: когнитивная (познавательная), аффективная (эмоционально-ценностная) и психомоторная.

Дадим характеристику областей деятельностей и соответственных им целей, которые они охватывают:

1. Когнитивная (познавательная) область. Сюда входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового. К познавательной сфере относится большинство целей обучения, выдвигаемых в программах, учебниках, в повседневной практике учителей.

2. Аффективная (эмоционально-ценностная) область. К ней относятся цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления. В эту сферу попадают такие цели – формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, его осознание и проявление в деятельности.

3.  Психомоторная область. Сюда попадают цели, связанные с формированием тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации. Это навыки письма, речевые навыки; цели, выдвигаемые физическим воспитанием, трудовым обучением.

Таксономия Б. Блума наиболее полно отражает уровни усвоения учебного материала.

Таксономия Б.Блума.

Блум выделил шесть уровней (представлены на рисунке), которые выстраиваются в виде пирамиды. Каждый нижний уровень этой пирамиды необходим для построения верхнего. Эта классификация по шести различным уровням, категориям мышления рассматривает мыслительные умения как умения разного уровня сложности: от самого простого умения к самому сложному.

На нижнем уровне – знания. Ученик «знает», если умеет рассказать, показать, назвать, дать определение.

Более высокий уровень – это понимание. Оно означает, что ученик может описать, объяснить, определить признаки, формулировать по-другому.

Применение подразумевает, что ученик знания может применить, привести примеры и иллюстрации, решить задачу.

На более высоких уровнях находятся анализ и синтез. Анализ подразумевает выделение частей, признаков, определение общего и различий. Синтез – это создание нового из имеющихся частей.

На самом высоком уровне – оценка. Ученик может представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать. Это уровень, на котором вырабатывается отношение ученика к изучаемому материалу, формируется его субъектная позиция.

Каждому уровню усвоения учебного материала соответствуют свои вопросы. Учитель, тонко разбираясь в вопросах разных типов, может управлять процессом познания на каждом из уровней, выстраивать обучение так, чтобы новые знания проходили последовательно через уровни понимания, использования, анализа, синтеза, позволяли бы ребенку становиться личностью через выработку его жизненной (субъектной) позиции.

Таким образом, таксономия Блума – это фундаментальная классическая работа по концепции таксономии учебных целей.

ТАКСОНОМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ

Основные категории учебных целей

Примеры обобщенных типов учеб. целей

 

УЧЕНИК

I. ЗНАНИЕ

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала от конкретных фактов до целостных теорий.     

                                 

 

- знает употребляемые термины,

- знает конкретные факты,

- знает методы и процедуры,

- знает основные понятия,

- знает правила и принципы.

- понимает факты, правила, принципы.

II. ПОНИМАНИЕ

Его показателем может быть преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения  в другую (например, из словесной  в математическую); интерпретация материала

(объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов).

- интерпретирует словесный материал,

- интерпретирует схемы, графики, диаграммы,

- преобразует словесный материал в  математические выражения,

- предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся     данных.

III.ПРИМЕНЕНИЕ

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входят: применение правил, методов, понятий, законов, принципов,    

теорий.

- использует понятия и принципы в новых ситуациях,

- применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях,

- демонстрирует правильное применение метода или процедуры.

IV. АНАЛИЗ

Эта категория обозначает умение  разбить материал на составляющие, так, чтобы ясно выступила структура. Сюда относятся: вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого.

 - выделяет скрытые предположения,

 видит ошибки и упущения в логике

 рассуждения,

 - проводит различие между фактами и

 следствиями,

 - оценивает значимость данных.

V. СИНТЕЗ

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть: сообщение (выступление, доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы). Соответствующие учебные результаты предполагают деятельность творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур.

- пишет небольшое творческое сочинение,

- предлагает план проведения   эксперимента,

- использует знания из разных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы.

VI. ОЦЕНКА

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, худ. произведения, исследовательских данных) для конкретной цели. Оценочные суждения должны быть основаны на четких критериях (определяемых учащимся или задаваемых учителем).

- оценивает логику построения материала в виде письменного текста,

- оценивает соответствие выводов имеющимся данным,

- оценивает значимость того или иного продукта деятельности.

 

КАТЕГОРИИ УЧЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ В АФФЕКТИВНОЙ ОБЛАСТИ

Основные категории учебных целей

 Примеры обобщенных типов учеб. целей

 

УЧЕНИК...

I. ВОСПРИЯТИЕ

Эта категория обозначает готовность и способность ученика воспринимать те или иные явления.

Задача учителя  привлечь, удержать  и направить внимание ученика. Входящие сюда субкатегории: 1.1. осознание, 1.2. отовность, или желание воспринимать и 1.3. избирательное, т.е. произвольное внимание образуют диапазон восхождения от пассивной позиции ученика до более активного отношения к содержанию обучения.

- проявляет осознание важности учения,

внимательно слушает высказывания окружающих в классе, в беседе и т.д.,

- проявляет восприимчивость к проблемам и потребностям других людей, к проблемам общественной жизни.

II.РЕАГИРОВАНИЕ

Эта категория обозначает активные проявления, исходящие от самого ученика. На данном уровне он не просто воспринимает, но и отклоняется на то или иное явление, проявляет интерес к    

явлению или деятельности.

Субкатегории:

2.1.подчиненныйотклик,

2.2. добровольный отклик,

2.3. удовлетворение от реагирования.                  

                                

- выполняет заданную учителем домашнюю работу,

- подчиняется нормам внутришкольного      распорядка и нормам поведения,

- участвует в обсуждении вопросов в классе,

- самостоятельно знакомится с освещением общественных, политических и международных проблем,

- добровольно вызывается выполнять задание,

- проявляет интерес к учебному предмету.

III. УСВОЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

В эту категорию входят различные уровни усвоения ценностных ориентаций (отношений): 3.1.принятие ценностной ориентации, 3.2. предпочтение ценностной ориентации и 3.3.приверженность, убежденность. 

- проявляет устойчивое желание овладеть какими-либо навыками,

- целенаправленно изучает различные точки зрения с тем, чтобы вынести собственное суждение,

- проявляет убежденность, отстаивая тот или иной идеал.

IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

Эта категория охватывает осмысление и соединение различных ценностных ориентаций, разрешение возможных противоречий между ними и формирование системы ценностей на основе наиболее значимых и устойчивых. Субкатегории: 4.1. концептуализация ценностной ориентации, т.е. осмысление своего отношения, 4.2. организация системы ценностей.

- принимает на себя ответственность за свое поведение,

- понимает свои возможности и ограничения,

- строит жизненные планы в соответствии с осознаваемыми способностями, интересами, убеждениями.

V. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Эта категория обозначает такой уровень усвоения ценностей, на котором они устойчиво определяют поведение индивида. Субкатегории:

5.1. обобщенная  установка и

5.2. распространение ценностных ориентаций на деятельность.                  

- самостоятельность в учебной работе,

- стремление к сотрудничеству в группе,

- готовность к пересмотру своих суждений и изменению образа действий в свете убедительных аргументов,

- устойчивое и последовательное жизненное кредо.