Формы обучения в высшей школе
В процессе организации обучения в высшей школе можно выделить следующие формы:
очная форма обучения (дневная). Обучение осуществляется в основномна аудиторных занятиях в условиях непосредственного контакта учащихся с преподавателями и между собой. Преимущества очной формы обучения в максимальном взаимодействии всех участников образовательного процесса. Преподаватель имеет возможность использовать все виды методов обучения и педагогического контроля, дать студенту максимальный объем содержательного материала;
заочная форма обучения – объем непосредственных контактов учащихся и преподавателей резко снижен. Доминируют самостоятельные формы работы. Присутствует в основном рубежный и выпускной контроль. Объем изучаемого материала сокращен;
очно-заочная (вечерняя) форма – по всем параметрам занимает промежуточное положение между очной и заочной формами;
экстернат– полностью самостоятельная подготовка с присутствием только выпускного контроля;
дистанционное обучение – диалог между преподавателем и студентом осуществляется через электронную почту или Интернет, а также документальное обучение (по переписке) [1].
К организационным формам обучения, которые одновременно являются способами непрерывного управления познавательной деятельностью студентов, относят:
лекции;
семинары, просеминары, спецсеминары;
коллоквиумы;
лабораторные работы;
практикумы и спецпрактикумы;
самостоятельную работу;
научно-исследовательскую работу студентов;
производственную, педагогическую; преддипломную практики и др. [7].
Среди перечисленных форм работы в вузе важнейшая роль отводится лекции.
Лекция
Лекция от латинского lection - чтение. Это устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д., иначе говоря, монолог преподавателя.
Вузовская лекция – основная форма передачи информации в ВУЗе. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.
Лекция выполняет следующие функции:
информационную (излагает необходимые сведения);
стимулирующую (пробуждает интерес к теме);
воспитывающую;
развивающую (дает оценку явлениям, развивает мышление);
ориентирующую (в проблеме, в литературе);
разъясняющую (направленная прежде всего на формирование основных понятий науки),
убеждающую (с акцентом на системе доказательств).
Выделяют следующие виды лекций:
По общим целям: учебные, агитационные, воспитывающие, просветительные, развивающие;
По научному уровню: академические и популярные;
По дидактическим задачам: вводные, текущие, заключительно-обобщающие, установочные, обзорные, лекции-консультации, лекции-визуализации;
По способу изложения материала: бинарные или лекции-дискуссии (диалог двух преподавателей, защищающих разные позиции), проблемные, лекции-конференции [1].
Структура лекции: вступление, введение, основная часть, заключение.
Во введении создается мотивация, заинтересованность студентов. Перед началом изложения нового материала дается краткий план лекции, указывают на связь нового материала с другими темами, акцентируется внимание на наиболее важных его аспектах. В конце лекции, когда основная часть материала уже изложена, обобщаются и повторяютсяключевые моменты лекции.
Основные требования к лекции:
высокий научный уровень излагаемой информации;
большой объем четко и плотно систематизированной и методически переработанной современной научной информации;
доказательность и аргументированность высказываемых суждений;
достаточное количество приводимых убедительных фактов;
ясность изложения мыслей и активизация мышления слушателей, постановка вопросов для самостоятельной работы по обсуждаемым проблемам;
анализ разных точек зрения на решение поставленных проблем;
выведение главных мыслей и положений, формулировка выводов;
разъяснение вводимых терминов и названий; предоставление студентам возможности слушать, осмысливать и кратко записывать информацию;
умение установить педагогический контакт с аудиторией;
использование дидактических материалов и технических средств;
применение основных материалов текста, конспекта, блок-схем, чертежей,таблиц, графиков.
Достоинства лекции:
один человек-лектор может транслировать информацию на любое, сколь угодно большое, число людей;
лекция - весьма экономный способ получения в общем виде основ знаний;
лекция активизирует мысленную деятельность, если хорошо понята и внимательно прослушана.
Недостатки лекций:
лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление;
лекция отбивает вкус к самостоятельным занятиям;
одни студенты успевают осмыслить, другие - только механически записать слова лектора.
Однако опыт показывает, что отказ от лекций снижает научный уровень подготовки студентов, нарушает системность и равномерность работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему продолжает оставаться ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Указанные выше недостатки в значительной мере могут быть преодолены правильной методикой и рациональным построением материала.
К нетрадиционным формам проведения лекций относятся:
проблемная лекция (начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить);
лекция-визуализация (использование наглядностей);
лекция вдвоем (учебный материал проблемного содержания дается студентам в диалогическом общении двух преподавателей);
лекция с заранее запланированными ошибками (в содержание лекции заложено определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Список таких ошибок преподаватель приносит на лекцию и знакомит с ними студентов только в конце лекции;
лекция-пресс-конференция (в течение 2-3 минут студенты формулируюти пишут на бумаге наиболее интересующие их вопросы, затем передают их преподавателю, после чего он сортирует данные вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию в соответствии с заданными вопросами связанно и в их логической последовательности);
лекция-беседа (предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией);
лекция-дискуссия (преподаватель, при изложении лекционного материала, организует свободный обмен мнениями студентов);
лекция с разбором конкретных ситуаций (преподаватель предлагает к обсуждению конкретные ситуации устно либо короткий видеоролик) [1].
Нетрадиционные формы лекций призваны устранить недостатки традиционной и обеспечить активность студентов в процессе обучения.
- IВведение в психологию высшей школы
- 1 Предмет и задачи психологии высшей школы
- 2 Методы исследования в психологии высшей школы
- 3 Современные требования к специалисту с высшим образованием
- 4 Болонский процесс
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- IIосновные направленияи формы обучения в высшей школе
- 1 Педагогическая технология и педагогическое проектирование
- 2 Современные технологии обучения в высшей школе
- 2.1 Традиционное обучение
- 2.2Программированное обучение
- 2.3 Технология активного обучения
- 2.4Эвристические технологии обучения
- 2.5 Проблемное обучение
- 2.6 Модульное обучение
- 2.8 Технологии развивающего обучения.
- 2.9 Технология дистанционного обучения
- Формы обучения в высшей школе
- 3.2 Семинарские и практические занятия
- 3.3 Самостоятельная работа студентов
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- IiIпсихология студенчества
- Психологические особенности студенческого возраста
- 2 Адаптация студента-первокурсника к высшему учебному заведению
- 3Личность студента и его развитие на различных курсах обучения
- 4 Студенческий коллектив. Лидерство в студенческой группе
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- IV Формирование личности студента в высшей школе
- Условия успешного формирования личности студента в высшей школе
- Формирование познавательной активности студента
- 3 Профессиональная направленность студентов и пути ее формирования
- 4 Формирование профессиональноважных качеств у студента
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- VПсихология преподавательской деятельности
- 1 Личность и деятельность преподавателя высшей школы
- 2 Типологии преподавателей в высшей школе
- 3 Психологические особенности взаимодействия преподавателя высшей школы с аудиторией
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- Задания к практическим занятиям по дисциплине «Психология высшей школы»
- Тематика уср по дисциплине «Психология высшей школы»
- Тематика курсовых работпо дисциплине «Психология высшей школы»
- Требования к написанию курсовой работы по дисциплине «Психология Высшей школы»
- Структура практической части:
- 2) Таблица с почасовым планом реализации программы:
- Тема 1.1 Предмет, задачи и методы психологии высшей школы
- Список рекомендуемой литературы