logo
UMK_PVSh

2.3 Технология активного обучения

Под активными методами обучения понимают такие способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач по специальности.

Исследованием проблемы активизации обучениязанимались Г.И. Щукина, Т.И. Шамова, И.Ф. Харламов, Ю.Н. Емельянов, С.В. Петрушин, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Т.С. Панина, А.М. Смолкин, А.А. Воронова и др. [13].

Признаками активного обучения являются:

К активным методам обучения относят разыгрывание ролей, метод игрового производственного проектирования, анализ конкретных ситуаций (case-study), МАСТАК-технология (метод активного социологического тестирования, анализа и контроля), деловая игра и др. [3]

Активные методы обучения подразделяются на две большие группы:

Групповые применимы одновременно к некоторому числу участников (группе), индивидуальные - к конкретному человеку, осуществляющему свою общую, специальную, профессиональную или иную подготовку вне непосредственного контакта с другими учащимися.

Различные авторы классифицируют активные методы обучения по разным основаниям, выделяя разное количество их групп.

Ю.Н. Емельянов объединяет активные групповые методы в три основных блока:

С.В. Петрушинподразделяет основные методы активного обучения по следующим направлениям:

Воронова А.А. выделяет три основных типа методов активного обучения:

Разыгрывание ролей (ролевая игра)–это имитационный игровой метод активного обучения.

Признаки:

Метод игрового проектирования:

Признаки:

Анализ конкретных ситуаций (case-study)- эффективный метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых.

Признаки:

Деловая игра–это форма воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности.

В процессе игры осваиваются:

Принципы организации учебных деловых игр:

Достоинства технологии:

  1. высокая самостоятельная активность учащихся;

  2. широко используется опыт учащихся;

  3. высокая эффективность усвоения знаний и умений;

  4. близость к реальной профессиональной деятельности участников;

  5. высокая включенность и мотивация участников;

  6. обеспечивает практическую подготовку учащегося по решению будущих профессиональных задач.

Недостатки:

  1. ограниченный размер учебной группы;

  2. качество обучения зависит от уровня подготовленности группы;

  3. требует высокого профессионализма преподавателя;

  4. требует значительных временных затрат как на подготовку, так и реализацию занятия;

  5. достаточно высокая стоимость.