2.3 Технология активного обучения
Под активными методами обучения понимают такие способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач по специальности.
Исследованием проблемы активизации обучениязанимались Г.И. Щукина, Т.И. Шамова, И.Ф. Харламов, Ю.Н. Емельянов, С.В. Петрушин, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Т.С. Панина, А.М. Смолкин, А.А. Воронова и др. [13].
Признаками активного обучения являются:
принудительная активизация мышления;
длительное время вовлеченности обучаемых в учебный процесс (все время занятия);
самостоятельная творческая выработка решений, повышение степени мотивации и эмоциональности обучаемых;
постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателей посредством прямых и обратных связей.
К активным методам обучения относят разыгрывание ролей, метод игрового производственного проектирования, анализ конкретных ситуаций (case-study), МАСТАК-технология (метод активного социологического тестирования, анализа и контроля), деловая игра и др. [3]
Активные методы обучения подразделяются на две большие группы:
групповые и
индивидуальные.
Групповые применимы одновременно к некоторому числу участников (группе), индивидуальные - к конкретному человеку, осуществляющему свою общую, специальную, профессиональную или иную подготовку вне непосредственного контакта с другими учащимися.
Различные авторы классифицируют активные методы обучения по разным основаниям, выделяя разное количество их групп.
Ю.Н. Емельянов объединяет активные групповые методы в три основных блока:
дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.);
игровые методы: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры (поведенческое научение, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция);
контригра (трансактный метод осознания коммуникативного поведения); в) сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).
С.В. Петрушинподразделяет основные методы активного обучения по следующим направлениям:
по характеру учебно-познавательной деятельности методы активного обучения подразделяют на имитационные методы, базирующиеся на имитации профессиональной деятельности, и не имитационные. Особенность имитационных методов — разделение их на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым. При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции и т. д. Особенность не имитационных методов - отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности;
по типу деятельности участников в ходе поиска решения задач выделяют методы, построенные на:
ранжировании по различным признакам предметов или действий;
оптимизации процессов и структур; проектировании и конструировании объектов;
выборе тактики действий в управлении, общении и конфликтных ситуациях;
решении инженерно-конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологической задачи;
демонстрации и тренинг навыков внимания, выдумки, оригинальности, быстроты мышления и другие;
по численности участвующих выделяют:
индивидуальные,
групповые,
коллективные методы.
Воронова А.А. выделяет три основных типа методов активного обучения:
метод анализа конкретных ситуаций. Ситуации могут быть различными по дидактической направленности и используются в соответствии с задачей, которая ставится ведущим перед группой:
ситуация - иллюстрация, какой-то конкретный случай, предлагаемый ведущим для демонстрации теоретического материала;
ситуация - упражнение, где участники должны выделить и запомнить какие-то элементы;
ситуация - оценка, в которой предлагаемая проблема уже решена, а участникам предлагается оценить ее;
ситуация - проблема, перед группой ставится ряд вопросов, которые надо проанализировать и решить.
социально-психологический тренинг, где тренер не осуществляет лидирующей функции, а играет роль доброжелательного наблюдателя, обеспечивает субъект - субъектный характер общения участников;
игровое моделирование или имитационные игры. Игры (имитационные) подразделяются на деловые, где заранее задана имитационная модель, и организационные, где участники сами выбирают систему решений. [2]
Разыгрывание ролей (ролевая игра)–это имитационный игровой метод активного обучения.
Признаки:
наличие задачи (проблемы) и распределение ролей между участниками ее решения;
взаимодействие участников;
ввод преподавателем в процесс занятия корректирующих условий;
оценка результатов обсуждения и подведение итогов игры преподавателем и участниками.
Метод игрового проектирования:
Признаки:
наличие исследовательской задачи (проблемы), которую формулирует студентам преподаватель;
разделение группы на небольшие подгруппы, разработка вариантов решения поставленной задачи (проблемы);
представление варианта решения задачи (проблемы) с последующим анализом участниками занятия.
Анализ конкретных ситуаций (case-study)- эффективный метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых.
Признаки:
наличие конкретной ситуации;
разработка группой (подгруппами или индивидуально) вариантов решения ситуаций);
публичная защита разработанных вариантов разрешения ситуаций с последующим оппонированием;
подведение итогов и оценка результатов занятия.
Деловая игра–это форма воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности.
В процессе игры осваиваются:
нормы профессиональных действий;
нормы социальных действий.
Принципы организации учебных деловых игр:
принцип имитационного моделирования ситуации;
принцип проблемности содержания игры и ее развертывания;
принцип ролевого взаимодействия в совместной деятельности;
принцип диалогического общения;
принцип двуплановости игровой учебной деятельности.
Достоинства технологии:
высокая самостоятельная активность учащихся;
широко используется опыт учащихся;
высокая эффективность усвоения знаний и умений;
близость к реальной профессиональной деятельности участников;
высокая включенность и мотивация участников;
обеспечивает практическую подготовку учащегося по решению будущих профессиональных задач.
Недостатки:
ограниченный размер учебной группы;
качество обучения зависит от уровня подготовленности группы;
требует высокого профессионализма преподавателя;
требует значительных временных затрат как на подготовку, так и реализацию занятия;
достаточно высокая стоимость.
- IВведение в психологию высшей школы
- 1 Предмет и задачи психологии высшей школы
- 2 Методы исследования в психологии высшей школы
- 3 Современные требования к специалисту с высшим образованием
- 4 Болонский процесс
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- IIосновные направленияи формы обучения в высшей школе
- 1 Педагогическая технология и педагогическое проектирование
- 2 Современные технологии обучения в высшей школе
- 2.1 Традиционное обучение
- 2.2Программированное обучение
- 2.3 Технология активного обучения
- 2.4Эвристические технологии обучения
- 2.5 Проблемное обучение
- 2.6 Модульное обучение
- 2.8 Технологии развивающего обучения.
- 2.9 Технология дистанционного обучения
- Формы обучения в высшей школе
- 3.2 Семинарские и практические занятия
- 3.3 Самостоятельная работа студентов
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- IiIпсихология студенчества
- Психологические особенности студенческого возраста
- 2 Адаптация студента-первокурсника к высшему учебному заведению
- 3Личность студента и его развитие на различных курсах обучения
- 4 Студенческий коллектив. Лидерство в студенческой группе
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- IV Формирование личности студента в высшей школе
- Условия успешного формирования личности студента в высшей школе
- Формирование познавательной активности студента
- 3 Профессиональная направленность студентов и пути ее формирования
- 4 Формирование профессиональноважных качеств у студента
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- VПсихология преподавательской деятельности
- 1 Личность и деятельность преподавателя высшей школы
- 2 Типологии преподавателей в высшей школе
- 3 Психологические особенности взаимодействия преподавателя высшей школы с аудиторией
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- Задания к практическим занятиям по дисциплине «Психология высшей школы»
- Тематика уср по дисциплине «Психология высшей школы»
- Тематика курсовых работпо дисциплине «Психология высшей школы»
- Требования к написанию курсовой работы по дисциплине «Психология Высшей школы»
- Структура практической части:
- 2) Таблица с почасовым планом реализации программы:
- Тема 1.1 Предмет, задачи и методы психологии высшей школы
- Список рекомендуемой литературы