logo
Диспут на примере дискуссии "за" и "против" отмены диплома о высшем образовании в России

1.3 Основные черты диспута

Главными чертами, которые отличают диспут от спора, являются:

1. Диспут всегда представляет собой публичный спор

2. Основным объектом диспута, как публичного спора служит общественно значимая или научная тема.

3. Организационная структура диспута характеризуется обширно варьируемой формой обсуждения: защита тезисов публично, обсуждение диссертации.

4. От дискуссии диспут отличает не только прояснение основания, но и утверждение позиции спорящих сторон. Зачастую это обстоятельство в диспуте имеет непосредственно доминирующее значение.

Технология организации и проведения диспута на сегодняшний день хорошо разработана и подчиняется следующему алгоритму:

1. Заняться подготовкой к диспуту нужно минимум за неделю;

2. Ведущий оглашает, что диспут открыт и сообщает тему, цели, комментируя их;

3. Ведущий назначает секретаря, знакомит с членами жюри, специалистами, которые достаточно подробно ознакомлены с представленной проблемой, ими могут являться как преподаватели, так и студенты;

4. Ведущий знакомит с участниками, которые, запоминают различные позиции;

5. Сообщается организационный регламент и правила сотрудничества;

6. Разыгрываются номера выступления;

7. В своем выступлении защитник первой точки зрения излагает собственное мнение по данной проблеме, всесторонне и полно объясняя и обосновывая его;

8. Уточняющие вопросы задают сторонники второй точки зрения;

9. Заступники иной точки зрения в своем выступлении сжато и лаконично излагают мнение по проблеме первой стороны, стараются показать свое понимание такой же точки зрения на проблему, и задают уточняющие вопросы;

10. Сторонники первой точки зрения уточняют свою позицию и отвечают на вопросы;

11. Защитники другой точки зрения объясняют свой взгляд на данную проблему, довольно ясно объясняя и обосновывая его;

12. Сторонники первой точки зрения задают уточняющие вопросы;

13. Защитники первой точки зрения в своем выступлении кратко излагают мнение по проблеме второй стороны, стараясь показать свое понимание такой взгляда на проблему, и задают уточняющие вопросы;

14. Сторонники второй точки зрения уточняют свою позицию и отвечают на вопросы;

15. После следует обмен уточняющими вопросами и ответами всех сторон диспута;

16. После вопросов и ответов обе стороны стараются доказать неверность противоположенной точки зрения и одновременно отстаивают свою позицию;

17. Жюри принимает решение и объявляет, какая точка зрения наиболее приемлема и правильна;

18. Может случиться так, что ни одна из точек зрения не покажется жюри правильной и убедительной, в этом случае жюри исходит из научно обоснованных фактов и аргументов, а не из произвольных мнений сторон, предложений и оценок;

19. Ведущий объявляет победителя прошедшего диспута, подводит итоги, делает общие выводы и делает определенные обобщения.

Как таковое слово диспут к нам пришло из латинского и прежде всего оно обозначало публичную защиту научного писания, которое было написано с целью получения ученой степени.

Существуют некоторые правила для проведения участником диспута:

1. Каждый без исключения имеет право высказать свое собственное мнение.

2. Если у Вас есть что сказать слушателям, пускай они узнают это.

3. Говори то, что думаешь, но и думай, что говоришь.

4. Высказывайся ясно и четко.

5. Не следует утверждать того, в чем не разобрался сам.

6. Постарайся, как можно более убедительно раскрыть свою собственную точку зрения.

7. Опирайся только на достоверные факты.

8. Не повторяй того, что до тебя было сказано.

9. Умей уважать чужое мнение.

10. Постарайся понять его.

11. Умей выслушать точку зрения, с которой не согласен.

12. Будь выдержанным.

13. Не перебивай выступающего.

14. Не давай личностных оценок.

15. Правоту доказывай доводами, а не криком.

16. Старайся не навязывать своего мнения.

17. Если доказана ошибочность твоей позиции, имей мужество признать свою неправоту.

18. Пусть главным итогом диспута станет твое продвижение по нелегкому пути постижения истины.

19. Начинай диспут целесообразно с предложения прокомментировать какой-либо факт, высказывание, видео (кино) фрагмент.

В связи именно с этим и начинается речь, но ее исход зависит в большинстве своем от активности собеседников. Причем высокая активность участников того или иного диспута, их творческая деятельность, которая приводит к самостоятельному решению обсуждаемых вопросов, может стимулироваться различными приемами ведущего диспута или обучающего (наводящие вопросы, оценочные и побуждающие реплики). Активность учащегося через его участие в обсуждении проблем, представляющих для него интересов.