Дидактические игры как средство развития количественных представлений у детей 5 года жизни
2.1. Проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента
Целью констатирующего эксперимента, по исследуемой проблеме, явилось выявление исходного уровня сформированности количественных представлений у детей средней группы и условий, созданных в ДОУ по формированию количественных представлений.
Базой опытно-экспериментальной работы выступило Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 3 «Берёзка» г. Чебоксары. В эксперименте приняли участие 40 детей (по 20 детей в контрольной и экспериментальной группах).
Исходя из цели эксперимента, были представлены следующие задачи:
Разработать диагностические задания для выявления уровня сформированности количественных представлений у детей средней группы.
Провести с детьми диагностику.
Проанализировать результаты диагностики.
Проанализировать предметно-развивающую среду в группе и в ДОУ.
Провести беседу с воспитателем о работе по исследуемой проблеме.
Пронаблюдать проведение сюжетно - дидактических игр воспитателем в экспериментальной группе.
В ходе эксперимента были использованы следующие методы:
Диагностика сформированности количественных представлений у детей средней группы.
Анализ результатов диагностики, календарных планов воспитательно-образовательной работы с детьми и предметно-развивающей среды в группе и в ДОУ.
Беседа с воспитателем группы.
Наблюдение и анализ проведения воспитателем сюжетно - дидактических игр с детьми.
Первым методом констатирующего эксперимента была диагностика сформированости количественных представлений у детей средней группы. Для проведения диагностики нами были разработаны 6 диагностических заданий и вопросы к детям. Так как работа в этой группе проводится по программе «Детство», вопросы были разработаны на её основе. Они были направлены на выявление у детей умения пользоваться количественным и порядковым счётом, определять результат измерения с помощью числа, различать цифры (диагностические задания к детям смотри в приложение №1).
Первые два задания были направлены на выявление у детей умения пользоваться количественным счётом; 3-4 задание - на умение определять результат измерения с помощью числа; 5-е задание - на выявление умения пользоваться порядковым счётом; 6-е задание - на выявление умения различать цифры.
Для того чтобы провести диагностику сформированности количественных представлений у детей, нужно было изготовить наглядный материал - подобрать игрушки, вещества. Для выполнения некоторых заданий мы воспользовались материалом из детского сада, для некоторых - приготовили сами из бумаги. Для создания эстетичного вида разукрасили фломастерами, для прочности обклеили скотчем. Для 3-его задания по измерению сыпучего вещества пришлось купить из магазина пшено
Диагностика проводилась в вечернее время, индивидуально с каждым ребёнком. Ответы детей мы внесли в протоколы (протоколы проведения диагностики сформированности у детей средней группы смотри в приложение №2). Результаты диагностики отразили в таблице (см. таблицу №2).
Таблица 1.
Результаты диагностики сформированности количественных представлений у детей экспериментальной группы
№ № |
Номер задания. И. Ф. ребёнка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Общее кол-во баллов |
Сред- ний балл |
Уровень развития |
|
1 |
Кирилл А. |
2 |
1 |
2 |
3 |
1 |
1 |
10 |
1.6 |
Средний |
|
2 |
Настя Д. |
2 |
2 |
3 |
2 |
1 |
1 |
11 |
1.8 |
Средний |
|
3 |
Кирилл Е. |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
9 |
1.5 |
Средний |
|
4 |
Галя К. |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
15 |
2.5 |
Высокий |
|
5 |
Даша К. |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
14 |
2.3 |
Высокий |
|
6 |
Надя К. |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
14 |
2.3 |
Высокий |
|
7 |
Стёпа К. |
2 |
2 |
3 |
2 |
1 |
1 |
11 |
1.8 |
Средний |
|
8 |
Вадим Л. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
16 |
2.6 |
Высокий |
|
9 |
Стас М. |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
10 |
1.6 |
Средний |
|
10 |
Саша М. |
3 |
2 |
3 |
3 |
1 |
1 |
13 |
2.1 |
Средний |
|
11 |
Андрей Н. |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
8 |
1.3 |
Низкий |
|
12 |
Олег О. |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
1 |
13 |
2.1 |
Средний |
|
13 |
Максим П. |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
14 |
2.3 |
Высокий |
|
14 |
Рома П. |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
14 |
2.3 |
Высокий |
|
15 |
Ваня П. |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
2 |
15 |
2.5 |
Высокий |
|
16 |
Миша П. |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
9 |
1.5 |
Низкий |
|
17 |
Ваня С. |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
15 |
2.5 |
Высокий |
|
18 |
Саша С. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
17 |
2.8 |
Высокий |
|
19 |
Федя Ф. |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
9 |
1.5 |
Низкий |
|
20 |
Карина Ч. |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
17 |
2.8 |
Высокий |
|
Процент усвоения задач. |
77 |
77 |
83 |
83 |
53 |
53 |
Таблица 2.
Результаты диагностики сформированности количественных представлений у детей контрольной группы
№ № |
Номер задания. И. Ф. ребёнка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Общее кол-во баллов |
Сред- ний балл |
Уровень развития |
|
1 |
Максим А. |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
9 |
1.5 |
Низкий |
|
2 |
Дима М. |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
15 |
2.5 |
Высокий |
|
3 |
Саша П. |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
2 |
15 |
2.5 |
Высокий |
|
Продолжение табл. 2 |
|||||||||||
4 |
Настя Б. |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
14 |
2.3 |
Высокий |
|
5 |
Дима Ф. |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
8 |
1.3 |
Низкий |
|
6 |
Саша К. |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
10 |
1.6 |
Средний |
|
7 |
Ваня С. |
2 |
2 |
3 |
2 |
1 |
1 |
11 |
1.8 |
Средний |
|
8 |
Наташа М. |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
14 |
2.3 |
Высокий |
|
9 |
Игорь М. |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
9 |
1.5 |
Средний |
|
10 |
Лёша С. |
2 |
1 |
2 |
3 |
1 |
1 |
10 |
1.6 |
Средний |
|
11 |
Сергей Р. |
2 |
2 |
3 |
2 |
1 |
1 |
11 |
1.8 |
Средний |
|
12 |
Наташа З. |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
15 |
2.5 |
Высокий |
|
13 |
Веня С. |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
14 |
2.3 |
Высокий |
|
14 |
Давыд Т. |
2 |
1 |
2 |
3 |
1 |
1 |
10 |
1.6 |
Средний |
|
15 |
Надя К. |
3 |
2 |
3 |
3 |
1 |
1 |
13 |
2.1 |
Средний |
|
16 |
Андрей К. |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
1 |
13 |
2.1 |
Средний |
|
17 |
Вова С. |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
14 |
2.3 |
Высокий |
|
18 |
Ирина К. |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
9 |
1.5 |
Низкий |
|
19 |
Рафик Б. |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
17 |
2.8 |
Высокий |
|
20 |
Коля С. |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
17 |
2.8 |
Высокий |
|
Процент усвоения задач. |
75 |
75 |
81 |
81 |
54 |
54 |
Слева в таблице мы написали имена детей, справа - номер задания. Ответы детей оценивались по трёхбалльной системе по следующим критериям:
3 балла - ребёнок отвечает быстро и правильно на поставленные вопросы;
2 балла - ребёнок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов;
1 балл - ребёнок затрудняется выполнить задание даже при наводящих вопросах, с трудом выполняет задание либо совсем не справляется.
Высокий уровень: 3-0.6=2.4; Средний: 2.3-0.6=1.7; низкий: 1.6-0.6=1
Высокий уровень сформированности количественных представлений в экспериментальной группе показали 10 человек, средний уровень - 7 детей, низкий - 3 ребёнка. В контрольной группе высокий уровень показали 9 человек, средний уровень - 8 детей, низкий - 3 ребёнка.
Для детей с высоким уровнем развития характерно, что они отвечали быстро и правильно. Ребенок со средним уровнем развития справлялся с заданием с помощью наводящих вопросов. Для детей с низким уровнем развития характерно, что они начинали все правильно, а потом отказывались отвечать, некоторые просто отказывались отвечать.
Проанализировав таблицу по «вертикали» был определен уровень освоения детьми каждой задачи из раздела «Количество и счёт». Так, умение измерять жидкие вещества с помощью условной мерки и умение измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки сформировано у детей на высоком уровне. Не все дети умеют правильно пользоваться количественным счётом. Наблюдался пропуск чисел при счёте. Дети плохо определяют порядковое место, многие не различают цифры.
Результаты проведённой диагностики по усвоению детьми задач из раздела «Количество и счёт» отражен на графике (см. рис.1)
Рис.1 Сформированность количественных представлений у детей экспериментальной группы (констатирующий эксперимент)
В графике по «горизонтали» отчены номера заданий, по «вертикали» - процент усвоения детьми задачи. Из графика видно, что лучше всех дети усвоили задачу по измерению жидких веществ с помощью условной мерки (см. задание №3, усвоенное детьми на 83%) и измерению сыпучих веществ с помощью условной мерки (см. задание №4, 83%). Хорошие результаты в выявлении навыков устного (см задание №1, 77%) и количественного счёта (см задание №2, усвоенное детьми на 77%). Хуже развито умение определять порядковое место предмета (см. задание №5, 53%) и умение различать цифры (см. задание №6, 53%).
Таким образом, из диаграммы мы видим, что выявляя исходный уровень по исследуемой нами проблеме, дети показали не лучшие результаты.
Следующим методом констатирующего эксперимента был анализ календарного плана воспитательно-образовательной работы детей по разделу «Количество и счёт». Целью использования данного метода было: выявить, как часто, последовательно ли, в какой форме, с использованием каких методов воспитатели планируют работу по формированию количественных представлений у детей средней группы. Воспитатели воспитательно-образовательную работу с детьми в группе планируют на месяц в виде таблицы (сетки занятий). В таблице просто указывают тему занятий и страницу книги, где написан примерный конспект запланированного занятия. Исходя из этой документации, мы не смогли увидеть четкую систему и последовательность работы по формированию количественных представлений в группе. Реализация многих задач из раздела «Количество и счёт» просто «выпадает». Другие формы обучения в плане не указаны. По анализу документации мы не смогли выяснить и то, какие методы и приёмы воспитатели планируют (форму планирования см. в приложении№3).
Следующим методом констатирующего эксперимента была беседа с воспитателями групп, из которых набирались дети для исследования. Для ее проведения нами было разработано 4 вопроса (вопросы к воспитателю см. в приложение №4).
Воспитатели считают, что дети в их группах справляются с задачами из раздела «Количество и счёт», но по-разному усваивают материал: кто-то легко, а кто-то с трудом. Лучше всего дети измеряют жидкие и сыпучие вещества с помощью условной мерки. Хорошо усвоен устный и количественный счет. Плохо развито умение определять порядковое место предмета и умение различать цифры.
Воспитатели проводят сюжетно-дидактические игры 2 раза в неделю вечером с небольшими группами детей (иногда со всеми детьми). Самостоятельно в них дети играют, но редко. Исходя из беседы, мы сделали вывод, что педагоги уделят мало внимания исследуемой нами проблеме.
Следующим методом констатирующего эксперимента был анализ предметно-развивающей среды. Целью данного метода явилось выявление условий, созданных в группах по формированию количественных представлений у дошкольников. Он показал, что в группах есть уголок занимательной математики, где дети свободно могут самостоятельно или с помощью воспитателя закрепить полученные на занятиях знания, умения и навыки.
Анализ предметно-развивающей среды показал, что в средней группе имеются сюжетно-дидактические игры и пособия в доступном для детей месте. По изучаемой нами проблеме мы нашли такие сюжетно-дидактические игры, как «Магазин», «Салон красоты», «Семья», «Больница», атрибутов для игр недостаточно. В уголке занимательной математики имеются счётные палочки, карточки с цифрами, предметные карточки, иллюстрации с изображением разного количества предметов, счёты, математическое лото, циферблат с движущейся стрелкой (перечень наглядных пособий и фотодокументы смотри в приложении №5).
В методическом кабинете детского сада мы обнаружили разнообразный природный материал (шишки, камешки и др.), мелкий раздаточный материал (матрёшки, бабочки, грибочки и др.).
Таким образом, по исследуемой нами проблеме, мы не нашли достаточное количество сюжетно-дидактических игр и атрибутов к ним.
Следующим методом констатирующего эксперимента было наблюдение и анализ проведения с детьми сюжетно-дидактической игры воспитателем. Перед собой мы поставили цель: выявить, какие задачи воспитатель решает с детьми в сюжетно-дидактической игре, какие приёмы использует при её проведении, умеют ли дети использовать полученные знания по математике в игровой деятельности, как относятся к данной форме работы с ними. 6 ноября мы посмотрели сюжетно-дидактическую игру «Магазин». Перед собой воспитатель ставила следующие задачи: упражнять в пересчитывании и отсчитывании предметов, их условных изображений (палочек, кружочков) в пределах 10. Развитие интереса и уважения к профессии продавца. Знакомство с правилами поведения в магазине. В проведении игры мы отметили следующие приёмы: предложение поиграть в игру «Магазин», объяснение правил игры, распределение ролей, использование числовых карточек, пример воспитателя, вопросы детям, обоснование ответа, рассказывание друг другу, взаимоконтроль и др. Дети были организованы. Активно взаимодействовали, играли вместе, дружно. (Протокол наблюдения сюжетно-дидактической игры «Магазин» смотри в приложении №6).
Исходя из наблюдения, мы сделали вывод, что педагог использовал методы и приемы для вовлечения детей в игру, он направлял развитие сюжета и выполнение счетных действий, развивал умение применять эти знания в игре. Дети с удовольствием играли.
Таким образом, констатирующий эксперимент показал, что детьми недостаточно хорошо усвоены задачи из раздела «Количество и счёт». Поэтому в формирующем эксперименте нам необходимо больше внимания уделить таким задачам, как: счёт наизусть, счёт предметов, определение порядкового места предмета, различение и название цифр. В экспериментальной средней группе создана предметно-развивающая среда. Беседа с воспитателем показывает, что работе по исследуемой нами проблеме уделяется мало внимания, календарном плане воспитательно-образовательной работы, мы не смогли увидеть четкую систему и последовательность работы по формированию количественных представлений в группе. Анализ проведения сюжетно-дидактической игры показывает, что воспитатель владеет методикой формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста.