Диагностика и коррекция психологической адаптации учеников первых классов к процессу обучения

дипломная работа

1.1 Школьная адаптация как социально-психологическая проблема

Понятие «адаптация» имеет в психологии широкое значение и определяется как приспособление к окружающим условиям (от лат-adapto -приспособляю). Адаптация человека имеет два спектра - биологический и психологический. Психологический аспект адаптации - приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами [53].

Психологическая адаптация осуществляется путём усвоения норм и ценностей данного общества (как в широком смысле, так и применительно к ближайшему окружению - общественной группе, коллективу, семье). Основные проявления психологической адаптации - взаимодействие человека с окружающими людьми и его активность [23].

Интегративным показателем возможностей психологической адаптации является социально-психологическая адаптация, которая позволяет человеку выполнять определённые биосоциальные функции: адекватно воспринимать и понимать окружающую действительность, устанавливать адекватную систему отношений и общения с окружающими, проявлять способность к труду и обучению, изменять своё поведение в соответствии с ролевыми ожиданиями других [1].

В современных концепциях социально - психологическая адаптация личности рассматривается как сложное, комплексное явление, предполагающее согласование двух критериев: внешнего, отражающего соответствие социальным требованиям, и внутреннего, связанного с общим психическим благополучием (А.А. Реан, 1995). Особенности самого процесса адаптации различаются в зависимости от того, какие условия предъявляет среда к индивиду. Здесь можно выделить адаптацию: а) к экстремальным условиям, б) к изменившимся условиям, в) к постоянным условиям, г) к изменяющимся условиям [32].

Выдающийся психолог С.Л. Рубинштейн справедливо указывал, что поступление в школу и начало школьного обучения, с одной стороны, сильно расширяет умственные горизонты, порождает новые интересы, дает новое содержание и направление его эмоциональной жизни; с другой стороны, с вхождением в школу изменяются и отношения ребенка с окружающими [51]. Ребенок, поступивший в школу, попадает в непривычную для него среду, и от того, как пойдет приспособление, привыкание к школе, во многом зависят его эмоциональное состояние, работоспособность, состояние здоровья, успешность учебы в начальной школе и в последующие годы. Социально-психологическая адаптация младших школьников к условиям школы представляет собой процесс усвоения норм и способов поведения, одобряемых родителями и учителями, в условиях взаимодействия со сверстниками влиянием различных социальных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений. В общении со взрослыми и сверстниками у ребенка формируются "нормы поведения, приемлемые в его социальном окружении и в обществе в целом.

Проблема социально-психологической адаптации личности тесным образом связана с возрастными кризисами. В эти периоды происходят серьёзные внутриличностные изменения, когда сама личность становится весьма неустойчивой, «незащищённой» от негативных воздействий среды [39]. Таким образом, успешность социально - психологической адаптации личности, особенно в периоды возрастных кризисов, определяется соотношением между социальными требованиями к субъекту, с одной стороны, и теми психологическими особенностями, которые сформировались у него в результате его предшествующего опыта, - с другой. Так как процесс адаптации (в том числе и школьной) «запускается» ситуацией, то, прежде всего, следует рассмотреть, какие требования предъявляет первоклассникам ситуация школьного обучения.

Новая социальная ситуация вводит ребёнка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной поведенческой произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности. С началом школьного обучения требования к ребёнку со стороны взрослого становятся неукоснительными, и слабо коррелирует с его индивидуальными особенностями. Ситуация школьного обучения приводит ранее свободного в своих желаниях ребёнка в состояние зависимости мотива «Я хочу» от мотива «Я должен». В связи с этим, у ребёнка возникает необходимость воздерживаться от удовлетворения своих импульсивных ситуативных желаний. Учебная деятельность требует от первоклассника нормативных достижений, школьная жизнь ставит его в ситуацию зависимости от мнения и оценок учителя, которые отражаются на системе его межличностных отношений [18]. Новая социальная ситуация предъявляет высокие требования к эмоционально-волевой сфере ребёнка и ограничивает возможности непосредственного эмоционального реагирования. Закономерным является тот факт, что ситуация школьного обучения имеет для ребёнка стрессогенный характер и ставит его перед необходимостью приспосабливаться к её требованиям [7; 11]. Определение понятия "школьная адаптация" представляет определённые трудности, так как в психологической литературе достаточно глубоко изучен лишь феномен школьной дезадаптации. Эта проблема рассматривается в работах И.В. Дубровиной, А.И. Захарова, Т.Ф. Кумариной, А.В. Коробейникова, Н.Г. Лускановой, И. Шванцары и многих других авторов. В них предлагаются различные подходы к определению понятия "школьная дезадаптация", выделяется структура и поведенческие показатели этого явления, изучаются основные факторы, способные стать причиной школьной дезадаптации, сформулированы принципы психодиагностики и психокоррекции, предлагаются различные коррекционные программы. Школьная адаптация диагностируется в случае отсутствия дезадаптации, а как самостоятельный феномен реже рассматривается авторами. Традиционно, смысл деятельности психолога видят в оказании помощи детям, испытывающим различные трудности психологической и социально - психологической природы, выявлении и профилактике этих трудностей, а благополучные в психологическом отношении школьники выпадают за пределы моделей помощи [21].

Таким образом, анализ различных психологических источников, позволил нам определить понятие «школьная адаптация» как комплексное явление, предполагающее согласование двух критериев: внешнего, отражающего соответствие психологических и психофизиологических особенностей ребёнка требованиям ситуации школьного обучения, и внутреннего, связанного с его общим психическим благополучием. И мы выделили три структурных компонента школьной адаптации, это: - когнитивный компонент; - эмоционально - оценочный или личностный компонент; - поведенческий компонент [3].

Когнитивный компонент предполагает интеллектуальный успех ребёнка в обучении по школьной программе и выражается в академической успеваемости, полноте общеобразовательных сведений при достаточной системности знаний и учебных навыков.

Эмоционально - оценочный или личностный компонент выражается в устойчивом позитивном отношении к школьным предметам, педагогам, обучению в целом и имеет следующие признаки: достаточный уровень работоспособности ребёнка, стабильность настроения, желание посещать школу.

Поведенческий компонент школьной адаптации ребёнка предполагает отсутствие систематически повторяющихся нарушений его поведения в процессе обучения и в школьной среде. Поведенческими индикаторами этого компонента являются: ориентация ребёнка на школьные нормы и правила, открытость и доброжелательность по отношению к взрослым и сверстникам, умение контактировать с ними, способность занять для себя оптимальную позицию в этих отношениях.

Природа школьной адаптации обусловлена различными психологическими и социально - психологическими факторами. Интегративным фактором школьной адаптации можно считать психологическую готовность ребёнка к школьному обучению. В отечественной психологии теоретическая разработка этой проблемы основана на трудах Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина и др. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для усвоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников [25].

Так, Л.И. Божович выделяла несколько параметров психического развития ребёнка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе: - достаточный уровень развития интеллектуальной сферы; - определённый уровень развития мотивационной сферы; - достаточное развитие произвольной сферы.

Основным критерием интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению является умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

Мотивационная готовность выражается в сформированности у ребёнка познавательных интересов и социальных мотивов учебной деятельности. Ребёнок, готовый к школе, хочет учиться потому, что у него уже есть потребность занять новое положение в системе доступных ему общественных отношений, выполнять социально значимую деятельность (социальный мотив учения) и потому, что у него есть познавательная потребность, которая реализуется в стремлении к познанию, овладению умениями и навыками. Развитие мотивационной сферы детерминирует личностную готовность ребёнка и способствует возникновению внутренней позиции школьника, сформированность которой позволяет ребёнку стать субъектом учебной деятельности [13].

Параметрами достаточного уровня развития произвольности, по мнению Д.Б. Эльконина, являются:

- умение ребёнка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщённо определяющему способ действия;

- умение ориентироваться на заданную систему требований;

- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

- умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу [65].

Таким образом, психологическая готовность ребёнка к школьному обучению во многом определяет успешность его школьной адаптации.

Анализ зарубежной и отечественной психологической литературы позволяет нам кроме психологической готовности выделить и другие факторы школьной адаптации. Среди внутренних психологических факторов школьной адаптации также следует выделить такие личностные образования как самооценка и уровень притязаний. Их адекватный уровень способствует успешному вхождению ребёнка в новую ситуацию межличностного взаимодействия. Адекватность самооценивания выражается в уверенности ребёнка в своих силах, самоуважении, предполагает соответствие его представлений о себе и своих возможностях. Адекватная самооценка и связанный с ней уровень притязаний в определённой степени обеспечивают ребёнку психологическое благополучие, способствуют возникновению у него чувства удовлетворённости результатами своей деятельности и межличностным общением (А.А. Бодалёв, В.Я. Ляудис, М.С. Неймарк, А.В. Петровский, П.М. Якобсон, E. Berne и др.).

К. Блага и М. Шебек отмечали, что ошибки ребенка при выполнении учебных заданий могут быть связаны не со сложностью задания, а с тем, что у школьника есть определенное представление о себе, которое и создает соответствующий тип поведения. «Образ себя, - пишут они, - и самодоверие способствуют достижениям ребенка в школе. Негативный образ себя и недостаток самодоверия ведут к снижению успеваемости ученика. Уровень его ожиданий влияет на цели, на выбор предмета взаимодействия с другим человеком на выбор собственной позиции взаимодействия» [49, с.55].

Среди психофизиологических факторов школьной адаптации в первую очередь выделяется здоровье ребёнка. Имеющиеся в психологической литературе данные говорят о том, что соматически ослабленные дети с трудом справляются со школьными нагрузками, у них наблюдается низкая работоспособность, высокая утомляемость. Это может вызвать непосильное нервно - психическое напряжение, что становится причиной школьной дезадаптации (Б.В. Воронков, Е.К. Глушкова, Д.Н. Исаев, Н.М. Попова и др.) Из этого следует, что более здоровые дети легче адаптируются к школе, чем дети с ослабленным здоровьем. Мы, однако, считаем этот фактор менее значимым по сравнению с другими, так как в группе здоровых детей школьная дезадаптация встречается нередко. Однако, бесспорно, состояние здоровья ребёнка входит в группу факторов школьной адаптации.

Интегративным социально-психологическим фактором школьной адаптации мы считаем социальную компетенцию, понимаемую как набор навыков общения, включающий социальную ответственность (нормативность), способность к сопереживанию, автономность, вежливость, умение конструктивно решать проблемы. В исследовании W. Kliewer, посвященному изучению связи способов разрешения конфликтов младшим школьником и его социальной компетенции, однозначно подтвердилась связь между социальной компетентностью ребёнка и устойчивостью к повседневным стрессам [41]. В современных психологических источниках устойчивость к повседневным стрессам рассматривается, как общая социальная адаптированность человека [66].

Среди отечественных авторов наибольший интерес представляет исследование Е.Е. Кравцовой, в котором отношение ребёнка к взрослому и сверстникам соотносится с основными компонентами учебной деятельности, и рассматривается как фактор, определяющий его успешность в ситуации школьного обучения [33].

Большинство современных психологов, занимающихся этой проблемой, считает, что процесс школьной адаптации вызывает трудности у всех без исключения детей (Н.И. Гуткина, Р.М. Грановская, И.В. Дубровина, В.С. Мухина, И.М. Никольская и др.). Это вызвано той нагрузкой, которую испытывает психика ребёнка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, значительным увеличением и качественным усложнением тех требований, которым ребёнок должен соответствовать. Однако, несмотря на это, процесс школьной адаптации протекает у всех детей неодинаково.

Процесс школьной адаптации имеет временные характеристики, его эффективность имеет различные степени выраженности. В оптимальном варианте адаптационный период составляет от 4 до 7 недель, однако, он может затянуться, а у некоторых детей полноценной социальной адаптации на первом году обучения так и не происходит [21].

Таким образом, обобщение результатов исследований по этой проблеме позволяет нам назвать следующие психологические факторы школьной адаптации первоклассника, это:

-психологическая готовность ребёнка к школьному обучению, которая выражается в соответствующих уровнях развития познавательной, эмоционально - волевой и мотивационной сфер;

- самопринятие, выраженное в адекватной самооценке и уровне притязаний;

- социальная компетентность;

- качественные особенности его межличностных отношений.

Делись добром ;)