Актуальность и принципы системы Л.В. Занкова в сфере формирования коммуникативных навыков у младших школьников

курсовая работа

2.2 Особенности развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста

Констатирующий этап.

Цель: определить степень сформированнности у детей младшего школьного возраста коммуникативных умений.

Методика исследования: методика Г. Маррея «Общение детей младшего школьного возраста».

Проведение обследование: Диагностика формы общения проводится следующим образом. Педагог приводит детей в класс, где на столе разложены листки бумаги, на которых следует выполнить определенное задание.

Затем педагог организует ту деятельность, которую требует условие теста. После этого детям предлагается на выбор один из предложенных типов деятельности. Если ребенок не может самостоятельно сделать выбор, педагог предлагает последовательно продумать задание, а затем выполнить.

Каждая ситуация длится не более 15 мин.

Во время обследования при выборе каждого нового задания педагог заполняет на ребенка отдельный индивидуальный лист протокола.

Таким образом, в конце обследования будет заполнено три протокола на каждую ситуацию.

Обработка результатов:

Во всех ситуациях подсчитываются общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считается та форма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов:

Низкий уровень (ситуативно-деловая форма общения) - 0-9 баллов;

Средний уровень (внеситуативно-познавательная форма общения) - 10-13 баллов.

Высокий уровень (внеситуативно-личностная форма общения) - 14-17 баллов.

Во время проведения эксперимента дети, в количестве 21 человека, были спокойны. В ходе проведения методики было выявлено, что 8 детей обладают ситуативно-деловой формой общения, для этих детей важна совместная игра, их не привлекало чтение книг, беседа на личные темы; детей обладают внеситуативно-познавательной формой общения, они 5 выбрали чтение книги; 9 детей обладают внеситуативно-личностным общением, для них более интересна беседа на личные темы. Результаты были выведены по следующей форме.

1. Порядок выполнения задания

1 2 3

2. Основной объект внимания

1 2 3

Одиночные параллельные диагональные линии линии конфигурации

3 5 2

3. Комфортность состояния

свобода поведения (1) + интерес к опыту (1) +

эмоциональная вовлеченность (1)

в игре при чтении в процессе

беседы

5+3=8 2+3= 5 6+2=8

4. Особенности изображения

точно неиспользованное S-образные

по образцу пространство линии

3 6 2

5. Средства общения

предметно- действенные речевые

8 13

Делись добром ;)