logo
Деятельность социального педагога по формированию культуры взаимоотношений младших школьников

5. Выявить критерии эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.

6. Выявить пути способствующие эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников.

Методы исследования:

1. Теоретические (анализ педагогической, социально-педагогической, психологической литературы).

2. Эмпирические (наблюдение, диагностические методики, педагогический эксперимент).

3. Математические (статистическая обработка данных).

Ожидаемый экономический эффект заключается в том, что межличностное взаимодействие и взаимоотношения способствуют установлению эффективных отношений на экономическом рынке.

1. Деятельность социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников как проблема исследования

1.1 Анализ отечественного и зарубежного опыта социально-педагогической деятельности по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников

Прежде чем рассматривать проблему нашего исследования, хотелось бы выделить два составных элемента, а именно проблему формирования культуры взаимоотношений и непосредственную участие педагога в этом процессе.

Проблема формирования культуры взаимоотношений возникла на стыке таких наук, как философия, социология, социальная педагогика и психологии личности. Влияние характера взаимоотношений играет важную роль в жизни детей, отражаясь на личности ребенка, что доказывает нам, что создание педагогических условий, атмосфера, которая будет способствовать развитию положительных взаимоотношений между детьми, начиная с раннего детства. Особенно важно развитие культуры взаимоотношений в младшем школьном возрасте. В педагогической и психологической науках проблема формирования культуры взаимоотношений детей развивалась в трудах многих ученых:

Проблемы педагогического общения разрабатывались такими авторами, как: С.Н. Батракова, Н.А. Березин, О.В. Дашкевич, Е.Н. Ильин, В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, А.В. Мудрик, Т.М. Тихолаз, Г.А. Цукерман [1; 2; 3; 4; 5; 6]. Вопросами взаимоотношений педагогов и учеников занимались такие ученые как: И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др. [7; 8].

Важную роль играет социокультурное воздействие среды, как один из ведущих факторов психического развития личности ребенка (Дж. Брунер, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев П.Я. Гальперин и др.). Нужно, учитывать, что чем раньше начинается процесс формирования культуры, тем складывается процесс социальной адаптации ребенка (Э. Дюркгейм, А.В. Мудрик).

М.И. Лисина, В.С. Мухина, подчеркивали, что в формировании культуры взаимоотношений младших школьников важную роль играет сотрудничество с окружающими в усвоении достижений социального опыта, овладении нравственными нормами и правилами поведения [9; 10; 11].

Выготский Л. С. утверждал, что система отношений между ребенком младшего школьного возраста и социальной действительностью и является социальной ситуацией развития.

Культура взаимоотношений младших школьников есть интегральная сущностная характеристика морально-психологического климата развития личности ребенка в условиях начальной школы. Она определяется успешностью формирования у школьников социально позитивных образцов межличностного восприятия и навыков межличностного взаимодействия. В повседневной практике воспитательной работы в начальной школе формирование культуры взаимоотношений предполагает обучение детей сотрудничеству, взаимопомощи, вниманию друг к другу, заботливости, преодолению агрессивных и деструктивных форм поведения, выработку навыков гуманных, неконфликтных способов разрешения межличностных противоречий.

По мнению отечественных психологов, взаимоотношения формируются лучше непосредственно в деятельности, которая подразумевает объединение детей, где требуется коллективная работа для получения результата, где личные желания и интересы, порожденные личными потребностями, уступают общественным мотивам, общественным правилам, коллективным интересам [12; 13].

Р. Пфютце в своих работах рассматривал детские взаимоотношения как цель и как процесс воспитания. Основная цель-формирование у детей коллективизма, умение жить в коллективе. Эти качества могут сформироваться только по средствам соместной деятельности. Важную роль он отводит совместной игре. Но, говоря о детском коллективе, надо учитывать, что он формируется только под руководством взрослых, это означает, что мы не можем говорит о коллективе в полном смысле этого слова. Характер взаимоотношений зависит от уровня развития личности ребенка, но в то же время хорошие взаимоотношения способствуют развитию. Таким образом, можно говорит, что это двусторонний процесс.

В то же время некоторые исследования говорят том, что стихийно складывающиеся в детских коллективах взаимоотношения не всегда вырабатывают у ребенка гуманные чувства, а иногда ведут к появлению прямо противоположных качеств (В.Г. Нечаева, Я.Л. Коломинский, А.И. Аржанова). «… Не сразу заметишь в группе беду - чрезмерно активного, «агрессивно» общительного ребенка, «хозяина», запугивающего одних, упрашивающего других, заискивающего перед третьими, но всех себе подчиняющего деспотического эгоиста. Как будто играют дружно, дети не жалуются…Так и складывается тип отношений: одни всегда только командуют, другие - только подчиняются» .

Особое внимание к проблеме детского неблагополучия, отклоняющимся формам поведения в дошкольном возрасте обращали многие отечественные и зарубежные исследователи: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломинский, В.Н. Мясищев, А.П. Усова, А.С. Спиваковская, В.С. Мухина, Т.Н. Счастная, Н.Я. Михайленко, А.А. Рояк, М.И. Лисина, Т.А. Репина, А Маслов, A. Бандура, I.I. Tompson, D.E. Mey и другие [75; 76; 77].

Поскольку, именно после поступления в школу у ребенка происходит перестройка всей системы отношений, то формирование культуры взаимоотношений обретает особую значимость в младшем школьном возрасте, когда психическое развитие личности требует активного освоения новых способов поведения (Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов, Л.А Венгер, А.К. Маркова, B.C. Мухина, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман, Л.Ф. Обухова и др.) [11; 12; 13; 14; 15; 15; 17; 18; 19; 20].

Так, в многочисленных работах отечественных психологов (Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина, В. Р. Кисловская, А. В. Кривчук, В. С. Мухина и др.) было указано на то, что на протяжении младшего школьного возрастаа, а именно в возрасте 7-11 лет стремительно увеличивается структурированность детского коллектив, то есть одни дети становятся все более предпочитаемыми большинством в группе, в свою очередь, другие все прочнее занимают положение так называемых отверженных. Прир проведении социометрии обоснование определенных выборов выборов, которые делают дети, изменяется в зависимости от внешних качеств до внутренних характеристик.К тому же было установленно , что эмоциональное состояние детей и общее отношение к классу зависят от характера отношений ребенка со своими одноклассниками.

В работах по изучению по восприятияю дошкольников друг другом выяснялись возрастные особенности восприятия младшими школьниками других людей, понимания эмоционального состояния человека, способы решения проблемных ситуаций и прочее. Главным предметом изучение являлось было восприятие, понимание и познание ребенком других людей и отношений между ними [5].

Значительное количество экспериментальных исследований было посвящено реальным контактам детей и их влиянию на становление детских отношений. Среди этих исследований можно выделить два основных теоретических подхода:

-- концепция деятельностного опосредствования взаимоотношений между детьми (А. В. Петровский);

-- концепция генезиса общения, где взаимоотношения детей изучались как продукт деятельности общения, автор концепции М. И. Лисина, хочется отметить,что изучение формирование культуры взаимоотношений детей в большинстве исследований, а в особенности у западных иследователей, сводится к исследованию особенностей их общения и взаимодействия. Понятия «общение» и «отношение» часто отождествляют. Но мы в наше работе разделяем данные понятия.

В своей концепции психолог М. И. Лисина рассматривает общение как особую коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений [11, 65].

Похоже термины «общение» и «отношение»понимают другие авторы [21; 22; 23]. Отношение это не только результат общение, но и исходная предпосылка, то есть побудитель, который вызывает определенных характер вазаимодействия. Отношения формируясь, реализуются и проявляются во взаимодействии людей друг с другом. Отношение может существовать и при отсутствии каких либо коммуникативных актов, то есть его можно при отсутствии личности, отношение мможет быть и вымышленному персонажу., отношение проявляется на уровне сознания. В свою очередь, общение проявляется в каких либо формах взаимодействия, то есть с помощью внешних средств, а отношение это внутреннее восприятие, переживание. Но во взаимодействии личности с другой личностью отношение проявляется через взаимодействие, через действие, в том числе и через общение.

Проанализировав специальную литературу, мы можем выделить проблему деятельности социального педагога по формированию культуры взаимоотношений младших школьников. Формирование культуры взаимоотношений детей в начальной школе является сложной и важной частью деятельности специалиста, которая включает в себя: повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь специалистов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

Вместе с тем, теоретические исследования психологов М.И.Лисиной, А.Г.Рузской, Е.О.Смирновой, В.А.Петровского, Г.Г.Кравцова, Е.Е.Кравцовой, Э.И. Леонгард, Е.Е. Шулешко и др., позволяющие рассмотреть взаимодействие социального педагога с детьми в начальной школе показывают, что общение младшего школьника со взрослым (как, впрочем, и детей друг с другом) может и должно стать смысловой основой их сотрудничества [9; 24; 25; 26; 27; 28 ].

Таким образом, изучение предпосылок формирования основ культуры взаимоотношений, все настойчивее осознается как неотъемлемый элемент содержания и технологии образования в современном образовательном учреждении. Изучение предпосылок к формирования культуры взаимоотношений сможет побудить у младших школьников интерес друг к другу, проявлять инициативу в общении, развивать способности, воспитывать нравственность и духовность. Проблема формирования культуры взаимоотношений получила важное внимание в многочисленных исследованиях отеечественных и зарубежных исследователей, а именно в работах: С.Н.Батраковой, Н.А.Березина, О.В. Дашкевич, Е.Н. Ильина, В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьева А.В. Мудрика, Т.М. Тихолаза, Г.А. Цукермана.

- педагогически целесообразным взаимоотношениям педагогов и воспитанников (И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, В. А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.);

- культуре поведения школьников (О.С.Богданова, Б.В.Бушелева, Н.С. Вит-ковская, А.А. Дорохов, Е.Н.Медынский, В.И.Петрова, А.С.Шаров и др.);

- формированию гуманных отношений учащихся (АЮ.Гончарук, А.В. Гагарин, Т.А. Репина, В.А. Ситаров, Р.Д.Султанова, Е.Э. Шишлова и др.);

- правовой культуре (А.Ф. Никитин, Л.Г. Осипова, О.О. Миронов и др.);

- экологической культуре (И.Д. Зверева, С.Д. Дерябо Б.Т. Лихачев, В.В. Пустовойтов, В.А. Ситаров, Т.И. Суравегиной, В.А. Ясвин и др.);

- нравственной культуре младшего школьника (О.С. Богданова, Г.Н. Жучкова, Э.П. Козлов, И.Ф. Харламов, М.Г. Яновская и др.).

Но на практике , формирование культуры отношений младших школьников разработанна недостаточна. Важно развивать эту проблему. Делать попытки формирования культуры на практике. Оптимизировать это т процесс в школах с помощью социального педагога. Пред нами стоит проблема готовности школьника к восприятию социумаЮ правильному формированию представлений об общении со сверстниками, правильной подготовки родителей и педагогического коллетиктива.

1.2 Сущность и содержание деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников

Работа социального педагога в общеобразовательном учреждении - это многоплановая деятельность, которая заключается в удовлетворени потребностей детей, развитии школьников, социально-психологической адаптации к среде. Анализируя специальную литературу по проблеме формирования основ культуры взаимоотношений младших школьников, можно сделать вывод, что многие ученых различных отраслей изучали данную проблему. Для того, что мы могли лучше осветить и раскрыть тему нашего исследования, мы должны раскрыть сущность понятия «культура взаимооношений».

Слово «культура» происходит от латинского слова cultura, что в переводе означает "обработка", "земледелие", то есть возделывание, придание человеческой формы, своего рода изменение естественной природы. В понятии прослеживает дилеммы, она состоит в изначальном противоботстве природного и измененного человеком. Таким образом, мы можем определить культуру, как особу. Форму или вид жизнедеятельности человека, которая носит иной характер, качественно ноовый по отношению к предьидущим формам существования. Довольно много определений понятия «культура», но важной особенностью всех определений является поддчеркивание и противопоставление культурного и природного начала, которое заключается в четком отделение мира человека от мира животного.

Культура - основное понятие для обозначения особой формы организации жизни людей. Понятие "общество" многие, хотя и не все, исследователи культур трактуют как совокупность или агрегат совместно проживающих индивидов. Этим понятием описывается жизнь как животных, так и человека. Разноплановые определения понятия "культура" связаны с тем или иным направлением в изучении теоретической концепции, используемой различными исследователями.

Первым исследователей, который дал определение понятию «культура» был Э. Тайлор. Автор рассматривал культуру в качестве совокупности ее элементов: верований, традиций, искусства, обычаев. Ученый изучал ее как ряды усложняющихся в процессе развития элементов, например, как постепенное усложнение предметов материальной культуры (орудий труда) или эволюцию форм религиозных верований (от анимизма до мировых религий).

Кроме описательного определения, в культурологии конкурировали два подхода к анализу понятия "культура" и соответственно к ее определению. Первый принадлежит А.Крёберу и К.Клакхону. " Культура состоит - согласно им,- из внутренне содержащихся и внешне проявляемых норм, определяющих поведение, осваиваемое и опосредуемое при помощи символов; она возникает в результате деятельности людей, включая ее воплощение в материальных средствах.

Сущностное ядро культуры составляют традиционные (исторически сложившиеся) идеи, в первую очередь те, которым приписывается особая ценность. Культурные системы могут рассматриваться, с одной стороны, как результаты деятельности людей, а с другой - как ее регуляторы ". В данном определении культура есть результат деятельности людей; поведенческие стереотипы и их особенности занимают существенное место в исследовании культур в соответствии с таким подходом к определению. Л.Уайт же в определении культуры прибегал к предметно-вещественному толкованию.

Культура, считал он, представляет собой класс предметов и явлений, зависящих от способности человека к символизации, которая рассматривается в экстрасоматическом контексте. Культура для него представляет собой целостную организационную форму бытия людей, но рассматриваемую со стороны особого класса предметов и явлений. Проблеме определения культуры была специально посвящена книга А.Крёбера и К. Клакхона "Культура, критический обзор определений" (1952).Наряду с определениями культуры Л.Уайта, А.Крёбера и Э.Тайлора существует еще ряд типов определений. Так называемые нормативные определения культуры связаны с образом жизни общности. Так, согласно К.Уисслеру, " образ жизни, которому следует община или племя, считается культурой... Культура племени есть совокупность верований и практик ..." Большую группу составляют психологические определения культуры. Например, У.Самнер определяет культуру " как совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям ". Р.Бенедикт понимает культуру как приобретенное поведение, которое каждым поколением людей должно усваиваться заново.

Специфическую точку зрения на культуру выразил Г. Стейн. По его мнению, культура - это поиски терапии в современном мире . М. Херсковиц рассматривал культуру " как сумму поведения и образа мышления, образующую данное общество ". Особое место занимают структурные определения культуры. Наиболее характерное из них принадлежит Р. Линтону:

а) Культура - это, в конечном счете, не более чем организованные повторяющиеся реакции членов общества;

б) Культура - это сочетание приобретенного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества ". К структурным можно отнести также определение, данное Дж.Хонигманом. Он полагал, что культура состоит из двух типов явлений. Первый - "социально стандартизованное поведение-действие, мышление, чувства некоторой группы". Второй - "материальные продукты... поведения некоторой группы" [29; 30; 31; 32].

В обыденном языке, обычном словоупотреблении понятие «культура» служит оценочным понятием и относится к чертам личности, которые вполне могут быть определены словом «культурность». В сфере научной деятельности наблюдается огромный интерес к этому понятию. Сегодня существует уже несколько сотен определений культуры. Причиной подобного многообразия трактовок можно считать то, что культура выражает глубину человеческого бытия, и бесконечность проявлений человеческого духа.

В российской литературе можно особо выделить определение М.С. Кагана, он определили «культуру» как систему отношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком. Эта система отношений строится на совокупности духовных и материальных ценностей, социальных норм и институтов [33; 34; 69].

Если рассматривать понятие культуры с педагогической точки зрения показывает, то «культура» - это совокупность процессов материальной и духовной деятельности, выработанных человечеством, которая может быть усвоена личностью, и стать ее достоянием, ее достижением. [34].

Культура, таким образом, является особой формой жизнедеятельности людей, дающая проявиться многообразию стилей жизни, материальных способов преобразования природы и созидания духовных ценностей.

Чтобы ответить на вопрос что такое культура взаимоотноешний, нам требуется так же определить и проанализировать понятие «взаимоотношение». Взаимоотношения - это многообразная и относительно устойчивая система эмоциональных отношений, ядром которых являются направленные на другого человека чувства. Они находят, как правило, свое выражение в общении и совместной деятельности людей, во взаимооценках членов группы, а также в их переживаниях, носящих избирательный характер.

Взаимоотношения у контактирующих сторон не всегда имеет одну и ту же модальность. У одного могут быть добрые, хорошие отношения к другому, а у другого к нему противоположные.

Взаимоотношение реализуется в общении и через общение. В то же время взаимоотношение накладывает печать на общение, оно служит своеобразным содержанием последнего.

Принято различать деловые и личные взаимоотношения.

Деловые взаимоотношения создаются в ходе выполнения служебных обязанностей, регламентированных инструкцией, уставом, постановлением.

Личные взаимоотношения возникают на основе психологических мотивов: симпатии, общности, взглядов, интересов, комплиментарности и т.д. Необходимым условием возникновения данных взаимоотношений является постижение друг друга. Именно в ходе познавания устанавливаются взаимоотношения. Взаимоотношения могут прекратиться, как только исчезают психологические мотивы породившие их. Система личных взаимоотношений выражается в таких категориях, как дружба, товарищество, любовь, ненависть, отчужденность.

Эффективность организации процесса формирования основ культуры взаимоотношений младших школьников во многом зависит от характера взаимодействия взрослого с детьми.

Термин культура взаимоотношений говорит об общности, взаимодействии людей, их сопричастности друг к другу. Под культурой взаимоотношений понимается такая деятельность во взаимодействии людей с целью обмена и обогащения информацией познавательного характера. При этом важно, чтобы люди понимали друг друга, испытывали личностно-эмоциональное удовлетворение от общения.

Особое значение имеет деятельность социального педагога в современном обществе и в начальной школе в частности. В теоретической части проведенного нами исследования говорится, что основная задача социально педагога- это формирование условий для развития и поддержания, совершенствования взаимоотношений между детьми в группе детей и во взаимоотношениях со взрослыми. То есть, деятельность социального психолога является медиаторной, то есть деятельность посредника между взрослыми и ребенком, между ребенком и ребенком. То есть социальная педагогика должна быть своеобразным посредником, проводником во взаимодействии ребенка и взрослого. Младший школьный возраст это особый период развития ребенка к готовности к взаимоотношениям со взрослыми и детьми. В данный возрастной период у ребенка появляется потребность в познании, интеллектуальном развитии и, кончено, потребность в развитии социальных связей, что является основанием готовности младшего школьника к готовности формирования у него культуры взаимоотношений.

Важным компонентом и источником формирования культуры взаимоотношений служит среда, то есть пространство самой культуры, которую мы понимаем как представляем как единство образцов мировоззрения и стереотипов поведения, проявляющихся на уровне отдельной личности или всей группы в целом.

Когда ребенок поступает в школу важную роль в его социализации играет овладение учебной деятельностью, то есть овладение важными для этого знаниями умениями и навыками. Но в то же время ребенок и в ходит в группу, у него появляются межличностные отношения. То есть происходит, так называемая «скрытая программа социализации», именно благодаря этой социализации у ребенка развивается эмоциональная и социальная жизнь. У него происходит формирование мнение о других и о себе. 5

Поступая в школу, ребенок включается в систему отношений с другими детьми и учителем. На протяжении всего периода обучения эти отношения имеют определенную динамику развития.

При поступлении в школу у ребенка выходит на первый план учебная деятельность, а общение со сверстниками остается на втором плане. Наблюдение за первоклассниками показывает, что дети в какой то мере первое время даже избегают контактов с одноклассниками, отдавая предпочтение учебной деятельности и своему новому статусу. Контакт в данный период осуществляется по большей частью через педагога. Ребенок в младшем школьном возрасте активно овладевает навыками общения, происходит быстрое интенсивное установление дружеских контактов. На данном возрастном этапе умение находить контакт, умение взаимодействовать является важной составляющей общего развития личности ребенка.

К 9 летнему возрасту у ребенка должны устанавливаться дружеские отношения с одноклассниками, это говорит об умении налаживать социальный контакт с другими, что говорит о правильном развитии личности. Результаты многих исследований показывают, что взаимоотношения младших школьников имеют особую динамику развития. То есть, для детей 5- 7 лет друзьями являются те дети, с которыми ребенок играет, кого видит чаще, чем других. Ребенок определяет своего друга по внешним параметрам, например рядом живут, сидят вместе за одной партой. Дети обращают внимание на внешнее поведение при выборе друга, а не на внутренние качества. Дружба не характеризуется высокой стабильностью. Дети 8-11 лет определяют друзей, как людей, которые помогут, отзываются на их просьбы, имеют такие же интересы. Для ребенка важна доброта, честность в друге. То есть ребенок начинает обращать внимание на качества личности..

По мере освоение ребенком школьной действительности, у него формируется система межличностных отношений с одноклассниками. Основа этих отношений носит эмоциональный характер.

Исследования с помощью социометрии, показывают, что положение ребенка в группе определяется разными факторами в зависимости от возрастной категории детей.

Дети, получающие наибольшее число выборов, как правило отличаются такими качествами как: они обладают ровным характером, общительны, имеют хорошие способности, отличаются инициативностью и богатой фантазией; большинство из них хорошо учится; девочки имеют привлекательную внешность.

Дети, имеющие плохое положение в группе так же обладают рядом качеств, таких как: такие дети имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчивы, что может проявляться как в драчливости, вспыльчивости, капризности, грубости, так и в замкнутости; нередко их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие из этих детей неаккуратны и неряшливы.

Такие качества имеют свою и динамику и специфику в зависимости от возрастной группы младших школьников, а именно для первоклассников, дети обладающие большим числом выборов характерны следующие общие черты: красивая внешность, принадлежность к классному активу, готовность поделиться вещами, сладостями, так же хорошая успеваемость, физическая сила.

Для первоклассников с малым количеством выборов характерны тоже общие черты, а именно: непостоянство в дружбе, дружба с нарушителями дисциплины, а также плаксивость.

Можно сделать вывод о том, что первоклассники определяют привлекательность в основном по внешним характеристикам и по мнению учителя.

В конце младшего школьного возраста критерии оценки одноклассников меняются. В основном, определяющим фактором при оценке одноклассников служат такие качества как: общественная активность, а именно организаторские способности ребенка, а не факт одобрение учителем, а так же красивая внешность. Так же у детей становятся важными такие качества личности как: самостоятельность, уверенность в себе, честность. И важным моментов является то, что дети меньше ориентируются на мнение учителя. Что касается «непривлекательных» третьеклассников, то им свойственны такие черты как: общественная пассивность; недобросовестное отношение к труду, к чужим вещам.

Характерные для младших школьников критерии оценки одноклассников отражают особенности восприятия и понимания ими другого человека, что связано с общими закономерностями развития познавательной сферы в этом возрасте: слабая способность выделять главное в предмете, ситуативность, эмоциональность, опора на конкретные факты, трудности установления причинно-следственных отношений и т. д.

Специфика социальной перцепции младших школьников влияет на первичное восприятие другого человека. Физический облик и его оформление являются для младших школьников «каркасом», на котором выстраивается образ другого человека. Именно поэтому социальный педагог, работая с данной возрастной категорией должен принимать во внимание на то, что у детей идет ориентация на внешность, поэтому специалист должен уделять особое внимание своему внешнему виду.

Так же важно учитывать работая с младшими школьниками, что с возрастом у них повышаются полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников. У третьеклассников адекватность восприятия своего социального статуса резко снижается даже по сравнению с дошкольникам, это значит, что дети, которое занимают хорошее положение в группе недооценивают это, а дети, которые имеют неудовлетворительное положение в группе переоценивают свое положение. Таким образом, к концу младшего школьного возраста у детей идет качественная перестройка межличностных отношений и осознания этих отношений. Безусловно, это связано с возникновением в этот период потребности занять определенное положение в группе сверстников. Напряженность этой новой потребности, возрастающая значимость мнения сверстников и являются причиной неадекватности оценки своего места в системе межличностных отношений.

К 9-10 годам ребенок значительно сильнее воспринимает и переживает замечания, которые делаются в присутствии одноклассников, что свидетельствует о возрастающей роли сверстников. Педагог должен учитывать эти особенности при работе с младшими школьниками. Педагог должен учитывать, что замечание могут стать для ребенка мощным травмирующим фактором, последствия которого зачастую требуют от психолога срочного психотерапевтического вмешательства.

Система личных отношений является наиболее эмоционально насыщенной для каждого человека, поскольку связана е его оценкой и признанием его личности. Неудовлетворительное поколение в группе сверстников может привести к неадекватному восприятию себя. Однако, если у ребенка существует хотя бы одна взаимная привязанность, он перестает осознавать и не очень переживает свое объективно плохое положение в системе личных отношений. Даже один-единственный взаимный выбор является своеобразной психологической защитой и может уравновесить несколько отрицательных выборов, поскольку превращает ребенка из «отверженного» в признаваемого.

Педагог играет особую роль в формировании межличностных отношений младших школьников, так как первоклассники общаются друг с другом именно через него, именно он является авторитетом для них.

Анализ многих исследований показывает, что сами педагоги воспринимают непривлекательных детей отрицательно. То есть педагоги сами невольно способствуют изоляции детей своим отношением. Педагога может настроить других детей против ребенка своими замечаниями или отрицательными высказываниями, что будет отрицательно влиять на межличностные отношения в классе. Так же к отрицательным последствиям может привести и излишнее захваливание ученика учителем, то есть быть «любимчиком». Дети, В этой связи необходимо отметить, что дидактогении (т. е. нарушения психогенного характера, вызванные непедагогическими поступками учителей) наиболее часто встречаются именно у младших школьников [39].

В то же самое время педагог , имея довольно высокий авторитет в младшей школе может помочь «изолированному» ребенку. Педагог должен строить правильно свою линию поведения, подходить к каждому ребенка индивидуально. Учитель должен обладать для этого особыми знаниями, профессионализмом. Правильное и грамотное поведение учителя в классе может способствовать благоприятным взаимоотношениям в группе детей.

Необходимость и возможность приобщения ребенка к культуре взаимоотношений обусловлена эмоциональными особенностями детей, их восприимчивостью к внешним воздействиям, готовности к эмоциональному отклику на состояние и переживание другого. Кроме того, у детей накапливается опыт морального поведения, появляется способность к волевому усилию, что необходимо для положительных взаимоотношений со сверстниками. В процессе взаимоотношений происходит развитие и выражение своих индивидуальных, своеобразных черт, зарождение индивидуальности. Стремление быть непохожим на других, и вместе с тем значимым для них особенно характерны для младшего школьника.

Культура взаимоотношений младших школьников есть интегральная сущностная характеристика морально-психологического климата развития личности ребенка в условиях начальной школы. Она определяется успешностью формирования у школьников социально позитивных образцов межличностного восприятия и навыков межличностного взаимодействия. В повседневной практике воспитательной работы в начальной школе формирование культуры взаимоотношений предполагает обучение детей сотрудничеству, взаимопомощи, вниманию друг к другу, заботливости, преодолению агрессивных и деструктивных форм поведения, выработку навыков гуманных, неконфликтных способов разрешения межличностных противоречий. Существенная роль в формировании культуры взаимоотношений младших школьников принадлежит социальному педагогу в силу его профессионального назначения и компетентности в организации социально- средовых условий культурного развития личности на основе организации взаимодействия основных воспитательных институтов и прежде всего семьи и школы. Эффективность деятельности социального педагога по формированию культуры взаимоотношений младших школьников определяется его готовностью учитывать особенности семьи (благополучная, неблагополучная) и педагогически взаимодействовать с ней в логике изучения и необходимой коррекции инициируемых ею целей и направленности социальных отношений ребенка, выстроенного семьей характера его взаимоотношений с окружающими. Исходной основой деятельности социального педагога по формированию культуры взаимоотношений младших школьников выступает работа по определению социально-педагогического портрета младшего школьника, включающая изучение: социального статуса ребенка в семье; опыта его коллективной жизни в школе и учреждениях дополнительного образования; нравственных основ взаимодействия с другими; степени индивидуальности и оригинальности в межличностных контактах; уровня произвольности и самоконтроля; эмоциональной развитости.

Деятельность социального педагога по формированию культуры взаимоотношений младших школьников являться связующей, организующей и ориентирующей в системе «учитель -- психолог -- родители» и включает следующие направления: семейное консультирование; индивидуальная работа; сказкотерапия; игротерапия; театрализация и драматизация жизненных ситуаций; тренинговая работа; творческие занятия трудовой деятельностью; организация «круглых столов» и семинаров для учителей и родителей. Содержание деятельности социального педагога по формированию культуры взаимоотношений младших школьников складывается из: наблюдений конкретных ситуаций, с их последующим инсценированием в учебной и внеучебной деятельности; просмотр и обсуждение телепрограмм, кинофильмов; организация совместной творческой трудовой деятельности; активное вовлечение ученика в теоретическую и практическую работу культурно- развивающего характера; имитация в игровой деятельности культурных образцов взаимоотношений; помощь младшим школьникам в рефлексии негативных проявлений во взаимоотношениях (сатирическая театрализация негативных ситуаций взаимоотношений).

Приступая к начальному изучению детей, школа предварительно должна провести работу и с родителями и с персоналом школьных образовательных учреждений (установить тесные, заинтересованные контакты) по разъяснению своевременной школьной политики в отношении недостаточно готовых к школе и ослабленных детей, а также сущности коррекционно-развивающего образования, того, в каких формах оно реализуется, по каким показаниям будет рекомендовано детям.

Таким образом, необходима продуманная целостная система социально-педагогической работы по адаптации детей к условиям школьной среды.

Своевременная диагностика обеспечит построение коррекционно-развивающего образовательного процесса в соответствии с возможностями ребенка.

Проблема формирования культуры взаимоотношений детей решается в совместном труде и на занятиях где, создаются благоприятные условия для установления взаимодействий со сверстниками, формирования нравственных представлений, чувств, коллективных переживаний, для осознания оценки собственных поступков и поступков сверстников.

1.3 Анализ современной практики деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников

В настоящее время на поиск эффективных педагогических и психологических средств обучения и воспитания детей направлены усилия большого числа специалистов: педагогов, психологов, дефектологов, логопедов, социальных педагогов.

Социально - психологическая служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям.

В рамках этой службы осуществляется социально-психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально - психологическая помощь детям, родителям, учителям, проводится психопрофилактическая работа и работа по первичной социально-психологической коррекции и реабилитации.

Социально-педагогическая работа в школе сосредотачивает свое внимание в основном на тех недостатках, на которые указывают сами учителя, ученики и их родители.

В ходе социально - психологической работы с педагогами, учащимися и их семьям важно достичь понимания и принятия друг друга. Для ребенка реальны: семья, школа (коллектив формально определенных сверстников), двор (неформальный коллектив сверстников, который он выбрал сам).

Социально-педагогическая деятельность представляется как многоплановая и многоуровневая работа специалистов педагогического профиля по развитию и удовлетворению разнообразных потребностей и интересов детей и взрослых, по их социальной защите, поддержке личностного развития, социальной адаптации, подготовке к условиям конкуренции в современном обществе. Социальный педагог - сотрудник, который создает условия для социального и профессионального саморазвития учащихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учетом исторических и культурных традиций.

Состояние социально-педагогической деятельности по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников определялось по следующим направлениям:

1. Определение базы исследования.

2. Определение состава контрольной и экспериментальной группы.

3. Выбор методов и методик, направленных на изучение деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.

Базой для проведения исследования является ГБОУ средняя образовательная школа №1055 г. Москвы. В исследовании участвовало 32 учащихся в возрасте от 8 - 10 лет. В контрольную и экспериментальную группы входило по 16 учащихся.

В контрольную группу входят 16 учащихся, где 8 девочек и 8 мальчиков в возрасте от 8 - 10 лет.

В экспериментальную группу входят 16 учащихся, где 8 девочек и 8 мальчиков в возрасте от 8 - 10 лет.

Организуя работу с детьми социальный педагог должен преследовать следующие цели:

1. Научить детей общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать хорошие взаимоотношения .

2. Научить детей создавать в группе эмоционально благоприятные личные взаимоотношения .

3. Научить детей умело вести дискуссию, высказываться самим и слушать других, доказывать свою правоту и признавать правильность позиций других людей.

4. Научить детей не создавать конфликты в сфере личных и деловых межличностных отношений.

Целью нашей опытно-экспериментальной работы является проверка модели деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников в образовательном учреждении.